Дверь (пентограмма)

Века доносят дух Олимпа:
по воле греческих богов
за прегрешенья царь Коринфа*
в загробном мире платит долг.

Сизиф на гору камень катит,
надеясь милость заслужить.
Сизиф напрасно силы тратит.
Ему дано одно – учить:

смысл бытия наполнен ложью.
Валун в руках не удержать.
Валун покатится к подножью,
и надо снова начинать.

Банальна ль дверь? Тая надежды,
с порога начиная путь,
чтоб сделать шаг, старайтесь прежде
в глаза Сизифа заглянуть.

Сизиф глядит сквозь наши двери.
В глазах Сизифа – чернота,
и нашу жизнь сквозь эти щели
сосет из бездны пустота.

Автомобили, бриллианты
блистают роскошью своей –
то суть вещей. Любовь, таланты,
нам Богом данные, ценней.

Изысков, при шальных доходах,
в чревоугодии не счесть,
но жир, белки и углеводы
и в овсяной каше есть.

Скупой мудрец не платит дважды,
до цели черпает мечту.
Он знает, что отдаст однажды
что есть за миг, за лепоту.

(*Коринф – город древней Греции.)

Принято. Оценка эксперта: 18 баллов

Запись опубликована автором Евгений Попов в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Евгений Попов

Евгений Попов писатель-сказочник 1953 года рождения, житель Санкт-Петербурга, родился в Тамбове, где окончил школу и военном училище. Получив военное и техническое образование, примерно служил и работал, в сорок три года написал первые произведения. В статусе "Новичок" припёрся и притёрся в Дуэлите.

Дверь (пентограмма): 13 комментариев

  1. Замысел скорее всего интересный, но не воплощен, на мой взгляд, должным образом. Что за пентаграмма (через «А», кстати), на какой двери — это как-то за кадром осталось. Ну и в каждом катрене есть к чему придраться, где — рифма — «богов-долг», где — непонятно, как практически можно в глаза Сизифа заглянуть — то ли это на пентаграмме на двери, то ли внутренний взгляд философский. И раз Сизиф сквозь наши двери глядит, и пустота сосёт нашу жизнь через щели его глаз, стоит ли в них стараться заглядывать? Суть вещей — роскошь? Овсяная каша в ритм не вписалась. И последней строфы смысл мне не удалось расшифровать.

    • Владимир, технически текст подправлю. Но содержание менять не буду. Это конечно мой философский взгляд, опирающийся на постсупрематизм. Уже существует такое произведение в красках. В глаза Сезифа надо заглянуть начиная путь (путь самостоятельной жизни). Добавлю, что речь идёт, в том числе, и о двери в загробный мир. Интересно, чтобы Вы сказали о «чёрном квадрате» Малевича?

      • Мы уже говорили об этом с Сергеем Чинаровым, он в квадратах больше понимает, когда я попытался весь этот триптих расшифровать:
        На белом твоём фоне
        Бессмысленным чёрным квадратом
        Размазан. А ты – стонешь,
        Когда вспоминаешь даты,
        И только когда больно.

        Даты – когда, не зная
        Преград, мы любили друг друга.
        Был не в бокалы налит —
        В объятья ликёр желанья.
        Квадрат замыкался кругом.

        Но завершится скоро
        Крестом на четыре стороны
        Красок с холстом обрученье.
        Затормозится вращенье.
        И ветер отпустит шторы.

        *Малевич считал, что именно квадрат является основой всех форм. Круг и крест являются уже вторичными элементами: вращение квадрата образует круг, а перемещение белых и черных плоскостей – крест. Картины «Черный круг» и «Черный крест» были написаны одновременно с «Черным квадратом на белом фоне».

        • Владимир, большое спасибо. Мне Ваше сочинение очень понравилось. Я не хочу вступать в спор и умничать, а выскажу точку зрения.
          Наверное Вы не знаете, что под чёрной краской красная. Она в к ракелюрах. Квадрат (чёрный) -это алгоритм и их много у философов. Художник стараясь привлечь внимание к нему, размещал его в углу как икону. В плоских категориях еще оценивают формы, но объём дал шар -символ гармонии. Свои впечатления от «Чёрного квадрата» изложу сочинением, вступая в Ваши диалоги.

          Первое четверостишие теперь звучит так:

          Века доносят дух Олимпа:
          за грех, решили боги там,
          в загробном мире царь Коринфа*
          сполна заплатит по долгам.
          ……………………………………
          (но жир, белки и углеводы
          и в овсяной каше есть)
          но жир, белки и углеводы
          в овсяной каше тоже есть.
          …………………………………………

          • Ну, эти правки улучшают положение. Теперь с Сизифом разбираться. Он же и есть царь Коринфа, а вы во второй строфе в лоб его называете, да ещё дважды, и далее насизифлено многовато. Попробуйте сделать так, чтобы его имя во всем стихе не более двух раз прозвучало, а лучше — один раз. С кашей теперь ритм исправился, но по-прежнему не понятно, откуда тема чревоугодия возникла, да и нужна ли она здесь? И скупой мудрец, черпающий мечту, я уже говорил, не понятно, зачем и о чём. Я бы на пустоте остановился, если честно, и поработал над этими первыми 5 строфами.

              • Владимир, большое спасибо за помощь. Жду Ваши комментария.
                Дверь
                (алгоритм пентаграммы)

                Века доносят дух Олимпа:
                за грех, решили боги там,
                в загробном мире царь Коринфа*
                сполна заплатит по долгам.

                И раб на гору камень катит,
                надеясь милость заслужить,
                но он напрасно силы тратит.
                Ему дано одно – учить:

                смысл бытия наполнен ложью.
                Валун в руках не удержать.
                Валун покатится к подножью,
                и надо снова начинать.

                Банальна ль дверь? Тая надежды,
                с порога начиная путь,
                чтоб сделать шаг, старайтесь прежде
                в глаза Сизифа заглянуть.

                Ведь он глядит сквозь наши двери.
                В глазах безумца – чернота,
                и нашу жизнь сквозь эти щели
                сосет из бездны пустота.

  2. «Изысков, при шальных доходах,
    в чревоугодии не счесть,
    но жир, белки и углеводы
    и в овсяной каше есть» — плохо скомпанованы строки, ломается рифма.

    Кроме того, не понять, как связан Сизиф и чревоугодие.
    ведь Сизифов труд = напрасный труд. А если есть деньги, бриллианты и хорошая еда = результат. Т.Е. труд не напрасен. Получается, что это и не «сизифов труд».

    Итого. Начали с Древней Греции, продолжили — жирами, белками и углеводами, а закончили «лепотой» (непонятно, с какого перепугу). Откуда она-то взялась. И как связано нестяжательство с сизифовым трудом непонятно.

Добавить комментарий

Войти с помощью: