Сарафан

(История первая)

Кружаться горошки по синему полю

Решила порадовать бабушка Олю,

В сельмаге шикарный купив сарафан.

Девчушка от радости аж замирает,

На щёчках счастливый румянец играет

И кажется мир ей прекрасным и светлым.

А рядом на стульчике всхлипнула Катя,

Ведь ей не купили красивого платья.

И катятся слёзы у Кати ручьём.

Не знает она, пяти лет глупышка,

Что дочкина дочка дороже, милей,

Когда кроме дочки есть шесть сыновей.

 Принято. Оценка эксперта: 20 баллов

Сарафан: 21 комментарий

  1. Если честно, я запутался. Стульчик этот где — там же, в сельмаге? И чего они там высиживают? И родственные связи не понятны, чья Катя? То ли она чужая, то ли она тоже бабушкина, но мамы у девочек разные, и бабушка помогает только той своей дочке, у которой ещё и пацанов навалом?

  2. Добрый день, ещё раз, Владимир!
    Разницы нет где стульчик. Не в нём дело. Но раньше , купив в магазине (сельмаге) одежду , сельчане примеряли её дома. Т.к. в сельмаге рядом с хлебом, комбикормом и вином продавались телогрейки, трусы, кирзовые сапоги и другая одежда. Тут же стояли топоры, грабли, мешки с сахаром. Примерочных там не было. 🙂
    Знаете, есть детская загадка (не помню точно), но вроде: вошёл родственник, это не отец, но ты ему дочь. Кто это? (ответ — мать) 🙂
    Дочкина дочка — внучка.
    И кто ж Катя, если у её бабушки кроме дочки есть шесть сыновей? Чисто гипотетически можно предположить, что это тоже внучка, но не от дочки, а от сына. Раз она, по какой-то причине, рыдает из-за одежды, значит, она может претендовать на такой же сарафан.(Посторонний, например, соседский ребёнок (пришёл поиграть, например) даже в пять лет понимает, что он — чужой и требовать что-либо от чужих не может) А чтобы претендовать, нужно быть в том же статусе (родстве), что и Оля. Значит — внучкой.

  3. Еленушка, а ведь Катя — это вы сами, правда? Я, кажется, начинаю понимать истоки вашего сегодняшнего отношения к деревне, да и к жизни вообще.

    Кстати, пользуясь именно ВАШЕЙ методологией разбора стихов, мог бы и написать, что обычно (ОБЫЧНО!!!) сыновей, а значит и их детей бабушки любят сильнее.Особенно в деревне. Так уж повелось там ментально, что сын — кормилец, а дочь — обуза. Так что то что вы написали, не бывает (Стоп, стоп, не кипите. Вижу что не нравится, но это я не всерьез, а только в пример к вашим собственным критическим подходам).

    От себя же скажу, что на столь немудреный конфликт вы истратили чересчур много текста. Четверостишия вполне хватило бы. Ведь лишний объем строк ничего не прибавил в данном случае.

  4. Серёжа, доброе утро!
    Рада, что прочитали придуманную мной историю. Это только первая. 🙂
    Обещаю Вам ещё и другие. Позже.
    А вообще-то, это «классика», так сказать, переносить личные обиды, опыт в литературу. Кстати, не брезговали этим и Александр Сергеевич, и любимый мною Булгаков, и многие другие.
    А уж детский опыт, обиды… Да на этом построен целый пласт текстов. 🙂
    Кстати, не только в русской литературе, но и, например, в мировой. Или в психологии.
    Нет ни одного психолога с мировым именем, на теорию которого личный опыт не оказал бы влияния (тут Кемакова И. не даст соврать 🙂 )
    А я (от природы) очень наблюдательный человек (себя не похвалишь, кто ж тебя похвалит?).
    Кстати, история «украдена» мной.

    Теперь о любви. Относительно «ментально» — сказать не могу. Мне даже боязно рассуждать на эту тему, т.к. этот конструкт придумали философы и культурологи, а им не чужды обобщения, порой, весьма далёкие от реальной социальной практики.

    Но, я думаю, Вы меня поймёте, так как человек Вы умный и журналист (случайно узнала).
    Да, в традиционном обществе так и было. Сыновья — материальное благополучие, т.к. это работники, а дочка — идёт в чужую семью, род. Ещё и приданное из семьи «уводит.» Поэтому и хотели сыновей.
    Но речь идёт о соц. действительности, которая является для всех нас общим прошлым. И сейчас ( без социализма) также. На время действия указывает маркер — «сельмаг». 🙂 Так вот, кто ухаживает обычно за больной престарелой матерью при наличии дочки и сына? Дочка. А в советской практике так и было, чаще всего. И бабушка-мама видит это на практике на примере своих односельчан.
    А старости и немощи бояться все. Именно этот страх удерживает, иногда, старых людей от проявления «дурного характера» (о котором Вы писали в одном из комментариев). Человек боится, что когда «придёт время» некому будет подать воды, руки, вызвать скорую. Надеятся, что доброе отношение — страховка на такие случаи. (Это в отношении чужих).

    С кем дочка делится «женскими проблемами»? С мамой? Сын же не объясняет маме свои, к примеру, проблемы в интимной сфере, т.к. общество (социализация, воспитание) культивируют другой стереотип. «Мужик же!» А дочка — такая ж «несчастная баба», с теми же проблемами. Чьи дети ближе — дочкины. Потому, как дочке мама стремится помочь в их воспитании. Знает, что это тяжело. любит её и желает облегчить её участь. А у невесток есть свои мамы.
    Если один сын или есть только сыновья, то тут понятно, вариантов нет. А если есть дочка — всё точно «по схеме». Я исключаю случаи девиации, к примеру, дочь-пьяница, а сын — «хороший». И ещё — советская деревня — это не традиционная деревня. В классическом понимании традиционного общества. Давно сменились и стереотипы поведения и схемы. Уже давно не живут большими патриархальными хозяйствами, где под одной крышей несколько поколений. Ещё Есенин пел, захлёбываясь, об умирании старой деревни. А после него сколько…

    • Еленушка, дочка то с теми же проблемами. Но вот же не послушала маму,зараза, выскочила за козла и козла теперь больше, чем маму, слушает, а маму не слушае вовсе — вот собственно немудреная схемка семейных отношений а ля Домострой. А сын — он мужчина, не бабское дело ему указывать. Вот только несчастненький он — взял каку-то стерву и не бросает ведь. Потому что мужик слово дал — держит. Еу а что трезвым не бывает — так мужику не грех и выпить…ну и так далее.Ладно, проехали.И про Катю тоже. Я никому не скажу. Честно.

      • Может и так быть. Вечное противостояние: свои (своя семья, свой род) — чужие (невестка, зять). «Своя рубаха ближе к телу.» Дочку-то жалко, всё-таки…

        Я даже исследование одно читала о психологических корнях нелюбви тёщи и зятя, невестки и свекрови. Правда, вот автора запамятовала.
        А ещё есть исследование (раздел: социальная психология), суть которого: если мы не обладаем полнотой информации, то домысливаем её исходя из наших установок, жизненного опыта, сложившихся стереотипов и проч.
        Я 53-го года. Рада, что сошла за молодуху. Так что можете говорить.
        Это ли не успех в творчестве?

          • Нет. Я наблюдала эту историю. Я вполне могла бы быть и невесткой бабушки и случайно зашедшей «на сяло» соседкой. 🙂
            Тем более могу Вам (по секрету) рассказать продолжение этой истории: второй такой же сарафан был куплен. И подарен девочке Кате. После шушуканья дочки и матери «за шторкой». всё-таки неловкость ситуации дошла до женщин. 🙂
            Но вот беда в хронологии. В 58-м советские колхозники не могли ещё себе позволить дорогостоящие подарки внукам. И это правда. Не так уж богать жили, а жаль. А вот годам к 70-м (точно не помню, который год) — уже могли. 🙂 «Жить стало лучше, жить стало веселее.» Потому и говорю о возрасте.
            А одна моя знакомая (ей 81 год) говорит: «Мне 18-ть!»

  5. По последнему замечанию:
    1. формат в данном случае чётко не регламентирован.
    2. мой любимый приём — усыпить внимание читателя «идилической картинкой,» а потом — «ударить» его по «башке» неожиданной развязкой. Не могла отказать себе в удовольствии. 🙂

  6. Такие социологические изыскания… А что же насчет «кружатЬся», а также отсутствия рифм (долго искала рифму к слову «сарафан», так и не нашла), а еще сбои в ритме явные…

    • Таня, я знаю про глаголы, которые отвечают на вопросы: «что делают?». И про мягкие знаки. Это экспромт (время написания — 5 мин.). Потом, я плохо вижу с эккрана.
      Кстати, Александр Сергеевич делал просто чудовищные грамматические ошибки по словам современников. 🙂
      Где сбои в ритме? Ритм вальсовый. «Он так и звучит у меня в голове», как сказала И. кемакова. Вы ж учитель музыки, кажется.
      Относительно рифм. Почитайте теорию стихосложения. Не обязательно строго уж сверять окончания слов. Специально для Вас у меня есть прекрасная рифма: «сарафан — стакан» 🙂

      • Ну если человек, пишущий стихи, говорит, что «не обязательно строго уж сверять окончания слов»… боюсь, дальнейшая дискуссия бесполезна. Рифмы действительно бывают разные, но ежели уж пишете вроде как не белым стихом, должна быть некая система. Даже в экспромте. Рифма насчет стакана, адресованная почему-то специально для меня — спасибо, конечно… скажите, а вам кажется, что это смешно?)) Сбой в ритме — конкретно в строке «не знает она, пяти лет глупышка», это начало, скажем так, строфы, если следовать предыдущим, должно быть 12, здесь 11. Да, я музыкант, поэтому особенно режет ухо.

  7. А по поводу семейных отношений — вот уж где стереотипов навалом! Я знаю семьи, где свекровь на стороне зятя, потому как с дочерью отношения уж очень скверные, и сына, который с матерью делится многими моментами, в том числе интимными… Чем дольше живу, тем больше понимаю, что ничего обобщать нельзя вообще.

    • Пишите «стереотипов навалом», а говорите о частных случаях.
      Не думаю, что у Вас сотни тысяч знакомых. 🙂
      А есть ведь ещё такое понятие, как «социальные круги,» массовое и единичное…
      Подчёркиваю ещё раз: я не социолог. Но читать, милая молодая учительница, никто не запрещает. 🙂

  8. Странная логика. Я говорю о частных житейских случаях как раз для примера, почему не надо мыслить стереотипами… Социология — та же статистика, вещь бездушная, при чем здесь отсылки к терминам, а также пожелание читать побольше? И поосторожнее в интернете с покровительственными обращениями типа «милая молодая»… Рискуете сильно промахнуться)))

    • Танечка, есть такой раздел «социология семьи» как в психологии — «психология семьи.» Они, основываясь на частных случаях, собирают обширный материал для обобщений.
      Исходя из Вашей логики, Вы (Ваш личный жизненный опыт) являетесь более достоврным источником, нежели наука. Вот это действительно странный подход.

      Понимаю Вас: после тридцати кажется, что ты уже очень старый. 🙂 И у тебя достаточно жизненного опыта. Извините, если это Вас «задело.» Но отчества Вашего я не знаю. А учителям читать по-больше, действительно, полезно. Иногда это лекарство от профессиональной дефформации, которая выражается в простом изречении: «Есть два мнения: одно неверное, другое — моё.» 🙂

Добавить комментарий

Войти с помощью: