Травы

Марья опять проснётся звенящей ранью,
Утро впуская, шторки в цветочек пёстрый
Слабой рукой раздёрнет, горшок с геранью
Двинет поближе к свету. На дикий остров

Дворик похож. Бушуют густые травы:
Клевер, спорыш, куртинки лесного лука –
Раньше утоптан был до земли оравой
Шумных ребят – детей, а потом и внуков.

Минуло время то, навещают редко –
Им не до бабки, в городе дел по горло.
Только порой проведать зайдет соседка.
Некому двор косить – и трава попёрла.

Марья сидеть без дела никак не может:
Снимет с повети косу, бруски, напилки,
Узкий прокос к калитке с трудом проложит.
Больно кольнёт в висках, застучит в затылке,

Двор покачнётся зыбко, оставят силы,
Марья, держась за стены, домой вернётся,
Сядет на лавку к печке: «Всё, откосила.
Скоро ведра воды не достать с колодца…»

Морок какой найдет ли? Старуху манит
Тоненький голос детский, такой лукавый.
Марья – к окну, подвинет горшок герани:
Нет никого, лишь травы, густые травы…

Запись опубликована автором Ирина Кемакова в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Ирина Кемакова

Живу на Севере, в Архангельской области. С отличием окончила факультет филологии и журналистики САФу. По второму образованию детский психолог. Автор поэтических сборников "Вот так и жить" (Архангельск, 2015) и "Челобитная деревни" (Архангельск, 2017). Кандидат в члены СПР.

Травы: 23 комментария

  1. «Только , порой, проведать зайдет соседка» — мне кажется, «порой» вводное слово, выделяется запятыми.

    «шторки в цветочек пёстрый» — так что же пёстрое, цветочек или шторки?
    «напилки» — напильники, чтоль? Они-то зачем? Коса и брусок. Всё. А так косу «бить» надо.
    «морок» — одно из Ваших любимых словечек, часто встречается у Вас.

    А так, в целом, приятный стишок.По-крайней мере, всё понятно и просто. 🙂
    Заслуживает хорошей оценки.

    • Еленушка, а вы сильно с косами то возились? Бывает и напилок (напильник) нужен. Коли зазубрина хорошая, ее бруском замучишься снимать, да еще весь брусок порэпаешь. Брусок — это для правки. Ну а множественное число — понятно. Всю жизнь копится десяток железок — выкинуть жалко — по-деревенски то, не укупишь коли чо. А они уж лысые, чуть не с дореволюции. Вот и перебираешь — где рабочая поверхность да хоть частью действительно рабочая. А косы тоже старенькие, это по новы,только что из хозмага, да ладно отбитым по свежачку брусок скользит. А коль косе за пару десятков лет косьей жизни камушков с полсотни повстречалось да пеньков столько же, да былья прошлогоднего навроде сныти, альбо чернобыльника -без счету, так тут и с напилками то еще как промаешься, готовясь к покосу.

      Интересно другое. Вообще напилок — это чистый украинизм. Как он в северный говор то влип? Но волип, однако. Ирина из головы таких слов не выдумывает.

      • У нас напильник — это для работы с металлом.
        Для косы — брусок.
        У хорошего хозяина нет зазубренных кос.
        А тупой косой даже бабка косить не станет. Потому как это мука. И она (бабка) это знает.
        Ну да ладно, это так, мелочи.
        Стих хороший.

          • Порой — обстоятельство времени, выраженное наречием. Запятых не нужно. Пёстрыми были цветочки на шторках. Напилок — так у нас называют напильник. Долго думала, использовать или нет, но решила, что смысл будет любому понятен. А вот откуда на севере у нас украинское словцо, не знаю. Дед с бабкой и отец так говорили всю жизнь: «Лёнька, точни напилок-то на наждаке, вечером в наволоки пойдем, надо ещё на одно остожьё накосить, пока вёдро-то стоит». Напильник с собой на сенокос брали всегда. Я его хорошо помню, дед с ним на покосе не расставался. Бруски (лопатки) — это одно, а брусок нужен непременно был, когда коса затуплялась или зазубрина на ней появлялась отчего-то и брусок не помогал.

                • Нет. Абразив только наждак. Собственно — это синонимы, обозначающие рабочую поверхность инструмента, состоящую из абразивных (тверже металла) частиц (как правило, естественные кремни), склееных между собой.А напильник, как вы изволили уже заметить, из металла. Но точить напильник на наждаке — это что то для моей слесарной практики неведомое.В прочем, в каждой российской деревне полно своих Кулибиных. Нужда заставит — и паровую машину из ведра соорудишь, а не то что напильник точить.

        • Еленушка, природа не разбирает — хороший косарь или плохой. И камни и сучки и сухостой лонишний попадаются чаще тем как раз, кто привык низко к земле косу брать,да широким ровмым махом идти, а а не по верхам елозить. А зазубрины и завалы на лезвии за многолетие случаются даже на кухонном ноже, которым исключительно капусту шинкуют.Уж поверьте. Ведь у самого идеального хозяинна есть еще жена, дети, родственники, да еще и не каждый трезвится перед покосом то. А дети хоть трезвые по малолетству, но баловники опять же .И сделана коса именно из металла. Вот по металлу косы напилок как раз и необходим порой. Лезвие завалить, скажем — один раз булыжник зацепить хватит. И никакой брусок потом не поможет завал снять.В теории то оно классненько, а жисть она жестянка. И потому ладят косы не сразу после покоса, а перед новым. Потому — страда началась, на косы уже времени нет. Потому и запасают кос больше, чем косарей.Одну-другую запортил — отложил, запаску взял. А ту уже ПЕРЕД новым покосом ладить будут. Потому как совершенно верно — тупой косой косить — себя не любить. Вот бабка и тянет оселок да напилки.

          • Я не знаю таких уж тонкостей, поскольку, баба.
            Но я отлично помню, что старая коса становится больше похожа на шило, после многолетней косьбы. И хозяин мой перед покосом бил косу. Я ж и не говорила, что бьют «после.»
            И не теория это, а самая практика.

            • Практика в том, что завалы и заусенцы снимаются напильником.Если частая правка «съела» рабочую часть полотна, его надо вновь оттянуть, то-есть край лезвия сделать как можно тоньше — вот это работа для молотка.И вот тут как раз такая фишка: чем тоньше рабочая часть, тем острее, тем легче косить. Но и тем боллезненне воспринимает коса всякие жесткие предметы.Тонкое лезвие, ударившись о жесткий предмет, в этом месте загибается набок, «заваливается». Буквально доли миллиметра, самые тончайшие, острия встают под прямым углом к полотну.И разогнуть его «вхолодную» молотком невозможно без сохранения целостности лезвия.Ну разве что отжечь докрасна, но тонкое лезвие очень легко пережечь при этом, чтобы самое острие просто «отгорело». Приходится этот завал снимать напильником и им же затачивать «больное» место до остроты, пусть не такой, как у весей коосы, но хотя бы. А уж потом заточенное править бруском. Вот это практика. А то что на покосе одного бруска достаточно — вот это теория. Кстати, брусок чаще используется в поле для того, чтоб передохнуть пару минут типа «направляя» косу. Потому что на хооршей траве да поутру с росой жорошо подготовленная коса частой правки отнюдь не требует.

  2. Очень хорошее стихотворение. Бабушку, которая, хватаясь за кусты (у Вас — держась за стены), с огорода еле-еле возвращается в дом, вспомнил. Вот Елена написала про шторки, я думал, только мне это чуть занозит. Мелочь на самом деле, ну на всякий случай, может, правда, как-то обозначить пестроту шторок, например, убрав «В»: «-шторки — цветочек пёстрый-…» . И ещё «орава шумных ребят», а потом пояснение — дети, внуки. Мне кажется, «ребята» здесь — перегруз.

  3. Ритм стихотворения отражает содержание: как с остановками, не торопясь, потому что силы на исходе, проживает долгий день Марья.
    Спасибо за соучастие, за строки, берущие за душу. Это уже не стишок, а поэзия!
    Моя оценка — 40.
    Кто-нибудь, потяните за меня ленточку. Пожалуйста!

Добавить комментарий

Войти с помощью: