Сварог когда-то в котле большом
Небо ночное черпал ковшом.
Жизни рецепт он знал наизусть.
Будет Вселенная, будет пусть!
Бросил он в небо щепотку звёзд;
Рыбой комета встряхнула хвост.
Надо в котёл молока плеснуть…
Лентой раскинулся Млечный Путь.
Вот и готова уха. Благодать!
Знать, и гостей пора зазывать.
Сели за стол да, хлебнув сполна,
Молвили люди: «Эх-ма, сытна!»
Сколько столетий с тех пор прошло;
Сварог давно уж залёг на дно.
Ходит котёл по людским рукам:
Память оставил ты, бог, навека.
Невнятно поолучилось. Небо — котел это понятно. Но как небо по-рукам ходит? Как люди хлебнули неба? За какой стол Сварог людей созвал небца пошамать? Память — это опять же небо? В общем, получилась невнятица. Хотелось сказать много, но захлебнулись.Пусть полежит, отдежится немного. Потом сами свежим взглядом глянете.
Если из неба он черпал ковшом , то Вселенная уже была. Потом, откуда так быстро появились люди?
Ходит котел по рукам — здесь не понятно .
Пока что это все очень сложно разобрать.
> Сварог когда-то в котле большом
> Небо ночное черпал ковшом.
Картинка: Сварог забрался в котёл и там ковшом орудует. Потому как черпают из.
А что, если вот все сущее, помещается в котле у Сварога? А он настолько крут, что ему и в котел залезть ничего не стоит — он же Сварог!
«Сварог давно уж залёг на дно» — нечто из криминальной лексики «залечь на дно.» В контексте «про Сварога» — чепуха какая-то.
«Рыбой комета встряхнула хвост.
Надо в котёл молока плеснуть…» — а понос Сварога не пробрал: рыбу с молоком варить? Уха с молоком — ноу-хау современной молодёжи!
«Сварог когда-то в котле большом
Небо ночное черпал ковшом.
Жизни рецепт он знал наизусть.
Будет Вселенная, будет пусть!
Бросил он в небо щепотку звёзд;
Рыбой комета встряхнула хвост.» — вот до сюда ещё удобноваримый текст. А после пошла …и пошла…и пошла…. Словом, собирала суборицу, как могла…
Готова уха. Благодать!
Такую уху опасно жрать!
Уха на молоке — старинный народный рецепт. Как минимум для народа коми.
Сварог — божество славян.
Какого чёрта он для коми взялся уху варить?
И, потом, это божество пантеона земледельческих племён.
Про уху на молоке — впервые слышу. Т.к. с культурой коми не знакома.
Интересно, а коми входили в Киевскую Русь?
Видите, Игорь, сколько вопросов возникает идиотских. 🙂
Да, заварил сварог, точнее Schwarz, кашу… 🙂
Еленушка, а вы на сто пудов уверены, что славяне настолько глупее коми, что ни разу не варили уху в молоке? Кстати, для древних славян слово уха обозначало вовсе не рыбный суп, а любой суп вообще. Точнее бульон, отвар. Причем, преимущественно, мясной. А на молоке. Помните библейский завет: «Не вари козленк в молоуке матеери его». Этот запрет может означать лишь, что и в библейские времена варить мясо в молоке было обычным делом.
Кстати, бульон (отвар) мог быть и вегетарианский, он все-равно именовался ухой.
Кстати, по Далю ухой в старину называли любое мясное или рыбное жидкое блюдо. Но это уже ближе к современному языку.
Зато вот вам привет от царя Алексея Михайловича: « Куря в ухе гвоздишной, куря в ухе шафранной, куря в лапше, куря во штях богатых, куря в ухе с сумачом…»
Ну и еще. Напоследок забил в поиск «уха на молоке». Результаты пересказывать не буду. Сами повторите, если интересно. Одно скажу: рецептов море 😀
Кроме того, территория, заселенная славянами, отнюдь не была, образно выражаясь, обнесена колючей проволокой — межэтнические контакты были делом обычным, взаимозаимствования — тоже — в культуре, в кулинарии и т. д. В свое время Л. Н. Гумилев сказал в своей книге «Киевская Русь и Великая степь» (неточно цитирую): «Меня удивляет, как многие люди, считающиеся себя русскими, легко отождествляют себя с древними славянами, считая их (славян) своими родными чуть ли не прапрабабушками и прапрадедушками».
Вы, кажется, историк, Евлампий. Так вот, поэтому, напоминаю Вам, что ещё есть и период формирования пантеона богов.
Тут-то нужно разобраться.
Дать Вам такой уж точный ответ я не в состоянии.
Загуглите, Вы ж любите. 🙂
И период долетописный есть в истории славян. 🙂
И летописный. А г-жа Adelinda Schwarz, безусловно, так тонко разбирается в деталях. Куда уж мне, старой… 🙂 И воплотила (блестяще!) всю полноту исторических знаний о Свароге в своём искусснейшем произведении.
Кроме того, Л. Гумилёв, хоть и сослан был прямиком с «ист.фака» (студент всё же), его теория с точки зрения современной исторической науки (науки, подчёркиваю) имеет множество погрешностей. 🙂
И ещё раз прошу: вернёмся к тексту. не будем уходить в глубь времён… 🙂
Что из того, что есть долетописный и летописный периоды в истории? Когда точно сформировался пантеон божеств установить не удастся, он формировался на всем протяжении существования так называемой Киевской Руси (как официально называлось это государство и называлось ли — мы тоже не знаем), принятие христианства в 988 г. этот процесс сильно замедлило, но окончательно не остановило. Много позже старый языческий пантеон уступил место христианскому монотеизму, пришел, так сказать, в запустение и практически забылся. Что это всё значит? Да ровным счетом ничего. Автор не пишет научной работы о пантеоне древнеславянских богов, Сварог Аделинды может быть зарегестрирован на фотостране, ВКонтакте, Дуэлите, общаться там, или служить младшим сержантом по контракту в воинской части. Сварог — художественный образ, а не тот Вседержитель, которому поклонялись (а некоторые и сейчас, как грибы после дождя появляются всякие «славяне» под лозунгами возврата к религии предков)… так что ничего страшного не вижу я в таком Свароге. Что касаемо Л. Гумилева — разумеется, есть масса несогласных с его теориями этногенеза, например, «пассионарности». Но многие его тезисы не оспорены, и с тем, что я Вам привел, я солидарен.
Правы сто пудов.
Могу сказать одно: воспользуйтесь рецептиком.
Через пару дней расскажите результат. 🙂
Последнее — Серёже.
«не варили уху В молоке» — ТОГДА УЖ «НА» молоке. Ибо молоко — жидкость. И уха — жидкость. 🙂
Про Даля — знаю. Кстати, не загугливая, на вскидку, вспомните-ка, когда жил Даль (век какой).
А царь Алексей Михайлович (тоже век). То-то же. Ух, мне эти лингвисты. Ничего святого нет. Хронология — это святое! И, как Вы понимаете, значение слова «уха,» я знаю.
Бульён=уха. Уха=рыбный суп. Для примеру.
А вот стишок-то мне не нравится. Писан-то он в 21 веке, а не в 17-м и не в 19-м. 🙂 И енто видать невооружённым глазом.
А, потом, о чём он?
Мораль сей басни какова?
Писан то стишок о Свароге. Ну а про нонешний век тоже есть совет. Наберите в гуголе, альбо ином поисковике три словечка «уха на молоке». И вы тут же увидите — какой просто громаднейшей популярностью пользуется то, чего по-вашему просто не бывает 😀
Кстати, это манную кашу или овсянку можно приготовить НА воде (альтернатива — НА молоке). Речь идет о готовом блюде. А вот уха — отвар (ну по-сегодняшнему исключительно из рыбы), отваренной ..в чем? в молоке, в воде, в пиве, в водке в манговом соке, в конце концов.
Замысел, в общем-то итересный, но над воплощением его в стих, мне кажется, надо еще поработать.