Я держу тебя на весу

Я держу тебя на весý.
Хочешь, ближе к огню поднесу –
Говорят, там у вас холодает?
Говорят, что у вас в лесах
Бродит та, до земли коса –
Пусть не ждёт, что тебя отдам ей!

Я держу тебя на воде
На надорванных жилах локтей,
Только сдуру б не нахлебался!
Говорят, что другой, смурной,
Сразу камнем ушёл на дно,
Пока ты ещё улыбался.

Говорят, что у вас спокон
Ясным солнечным молоком
Пóят гостя.
А у нас коль не дым, так дождь,
Ходят тучи седым гуртóм
Над погостом.

Говорят, что от здешних хмар
Каждый пятый сошёл с ума
И отчалил
В те края, где снегá по грудь,
Где ночной горизонт к утру
Беспечален.

Говорят, что на тех холмах,
Где на нéт изошла зима
В разговорах,
Чем ни дальше, тем веселей
И чем выше, тем вéтры злей
И проворней.

Не робей, я тебя держу
Отогрею и положу
Рядом с нею,
Пусть чем ярче её свеча,
Тем к рассвету моя печаль
Всё темнее.

Я держу тебя на руках,
Берегу под своим ребром.
Под ногами бежит река,
Воды катятся серебром.
Годы катятся под откос
По обрывистым берегам.
Я спасу тебя, унесу
По дорогам погасших звёзд,
По следам проливных дождей.
Я держу тебя на весу
В обезумевшей пустоте,
На надорванных жилах локтей,
На тесёмках проли́тых слёз,
На обломках упавших стен,
На изломах своей души –
В стороне от семи ветров,
В стороне от семи смертей,
Потому что ты должен жить
Всем ветрáм и смертя́м назло!
Дай мне слово, что будешь жить,
Дай мне слово, что будешь жить,
Дай мне слово, что будешь жить,
Дай мне слово, что будешь жить,
Дай мне слово…

 

Принято. Оценка эксперта: 30 баллов

Я держу тебя на весу: 22 комментария

    • Да-да-да! И никак без неё не обойтись, потому как «вышиванка» как раз и является единственным в этом тексте прямым указанием на то, о чём идёт речь. Это текст для песни, в принципе мелодический рисунок эту неровность сгладит, обыграет, но… Написала, покрутила и так и эдак и решила: сначала на Дуелит, может кто что посоветует дельное, и только потом отправлять человечку, который будет колдовать над музыкой! Я думаю, это здесь не единственная огреха, уж слишком эмоциональным получился выплеск, моё ощущение ещё слишком свежо, чтобы объективно оценить, разложив всё по полочкам. Поэтому, друзья, буду очень благодарна за ваши замечания и советы — это как раз тот случай, когда критика жизненно необходима!

      • Ну если вышиванка — это реализация идеологического задания, то для стихотворения этого много, а для заказчика все-равно ничтожно мало. Не прокатит. И вообще для заказчиков требующих вышиванок треба що-небудь простіше типу: як ішов козак на москаля так і тремтіла вся земля. Ну або в зворотному порядку, залежно від того хто замовляє музику

        Ой,до чего ж погано. когда идеология начинает вмешиваться в настоящую поэзию.

        • Простіше, ага))) То Вы ещё моих «укров» не знаете! Эти такой мелодический взрыв мозга наколдуют, что мало не покажется)))

          Стих не на заказ, это просто совместный проект: я пишу тексты, а они, если им нравится, сочиняют музыку. Так что речь не об идеологии, напротив, я считаю, что задача творчества — это объединять людей, волей судьбы разобщённых, оторванных друг от друга, если это разъединение наступило в силу непреодолимых обстоятельств, а не являлось их собственной инициативой.

  1. Стих частью ушел на вторую страницу. Я тоже за ним…и зря. Три последних строчки, что как раз остались «за бортом».и перескочили на вторую страничку. показались мне совершенно лишними. Стихотворение уже совершенно закончилось на «дай мне слово».

    Покоробили разорванные жилы локтей. Этакий американский ужастик и как все американские ужастики, полностью пренебрегающий фактографией. Во — первых, локоть — это стык раменной (плечной) кости с двумя следующими ниже её (локтевою и лучевою); сгиб, сустав, выходящий угол верхней конечности.
    Во-вторых.если имеется в виду сухожилие локтевого сгибателя запястья, так это как-бы не совсем локоть. а точнее совсем не локоть. Локтевой сгибатель — это мыщцв, проходящая по всей локтевой части руки (локтевой — слово, производное не от локтя, но от локтевой, идущей от локтя, кости) до самой кисти.
    В третьих на разорванной жиле локтевовго сгибателя не удержишь ровно ничего. Хотя бы уж на «надорванной». А в общем, совершенно ненужная анатомическая»подробность» для нагнетания супертрагической аттмосферы. Не в первый раз вы пытаетесь использовать этот дешевый прием там, где у вас и так все на нерве, но на «чистом» нерве, без синтетических стимуляторов.И достигается лишь обратный эффект. Ну типа как сварили вкуснейший суп из натурпродуктов, а под конец бес в руку: а ну-ка, добавлю я вкусовой приправы из глютамата с какой-нибудь химической хренью. И зачем, собственно?

    Про вышиванку согласен с Володей, это раз. А два: это слово показалось мне совершенно чужеродным для данного стихотворения, как (если опять возвращаться к примеру супа), как рыбья кость в мясном борще. Разве что захотелось политизировать совершенно вневременную и вне пространственную ситуацию, привязать у украинским событиям. Зачем? Эта привязка сразу обедняет текст.
    А вообще вы молодец. Понравилось, первый раз прочел взахлеб.

    • О, благодарю Вас, Серёжа! Задача проясняется: что-то сделать с локтём (возможно вырвать совсем, что не мучился))) и заменить на другой образ)
      С вышиванкой посложнее будет, однако… Это не нарочно выдуманная привязка к событиям, это стих о человеке, который в эпицентре этих событий как раз и находится. Иначе с чего бы его, такого сильного, мне при моём субтильном телосложении, держать бы вздумалось-то?))) У них война, разруха, сумятица — вот и страшно мне за него…
      Вы думаете, совсем лучше «вышиванку» убрать из стиха, переписать весь катерн?

      На «дай мне слово» стих заканчивается, да. А вот песня — неет))) Я просто не стала при публикации повтор убирать, выложила так, как будет петься.

      • Удержать можно не только умирающего воина, или раненого лебедя. Вы у кровати умирающего от элементарной легочной комы друга не сидели в абсолютно мирное время, не вытаскивали его с того света своим присутствием? А мне пришлось. Может поэтому я в сущности целикоми и полностью, практически без копаний принял ваш стих на душу. Может поэтому то, что я все-таки «заметил» царапнуло меня больнее, чем других.

        • Кстати, да, так и есть, тексты песен почти всегда вне музыки выглядят несколько неполноценно. Вроде пока слушаешь — отлично звучит, а скачиваешь текст, начинаешь вникать и разочаровываешься. Однако, к счастью, не в случае с этими музыкантами! Они обычно идут другим путём, не текст подгоняют под готовую мелодическую линию, а наоборот берут стихотворение и настолько полно воплощают его в музыке, насколько вообще это возможно — до мельчайшей паузы, до знака препинания. А стихи тех двух поэтов, с которыми они уже сотрудничают на протяжении многих лет, мягко говоря, ах как хороши! Так что никакого второго сорта я тут выдать не имею никакого морального права))

          • Ну вот ваш стих, как я уже заметил вначале, сам еще не понимая причины, портит куплетирование (оказывается) Припевы разрушают былинную цельность «плача Ярославны», отнимают силу и волшебство вашего текста-заклинания.
            Бывалые поэты-песенники — пишут для музыкантов не стихи а попросту текты, то есть не вкладывают душу. Возможно и у вас когда-нибудь получится. Но осторожно! Когда Рождественский увлекся песнями. он можно сказать, кончился как поэт. Ничего прежнего допесенного уровня он уже не написал.

  2. По-моему, куплетов в песне в достатке, «вышиваночный» можно просто вынуть и посмотреть, как без него будет. Дожди вместо манки, конечно, хороший образ — ну так его заначить на будущее можно. Тем более, что совсем на другие места намекает.

    • Игорь, у Вас тоже неприятное чувство вызвал этот «вышиваночный» образ? Плохо звучит, портит текст? С тем, как подправить размер, я уже разобралась, но вот если само это слово, которое, как Сергей подметил, дискредитировано (смягчаю) и заставляет поморщиться, то с ним однозначно нужно распрощаться. Выбросить куплет не готова, потеряется логическая связка, но переделывать надо.

      • Кстати и рифма к вышиванке не айс. Точнее, рифма сама безукоризненна, но вот манка вместо манны — это уже стебом и ерничеством отдает, что в вашем очень серьезном тексте не очень уместно

        • Есть такой грешок)) ВЕСЬ этот куплет подлежит замене. Надеюсь, что-то дельное придёт в голову. Ко мне эта «вышиванка» настолько намертво привязалась, что все идеи вокруг неё так и водят хороводы))) Надо отвлечься.

          А что Вы имеете ввиду, говоря, что портит куплетирование? Я не совсем этот момент поняла.

          • Я же дальше попытался объяснить. Цельность теряется, а с ней и сила. И, собственно, смысл. Если утрировать, я тебя удерживаю так, что жилы рвутся, удерживаю…А теперь подожди, повиси сам немного, а я пока припев спляшу.

            • А! Теперь поняла. Да, припевы обычно целостность восприятия и портят, разрывают, дробят стихотворение. Песня с припевами это попсовый приёмчик, если автор захочет, чтобы песня легла на слух, обязательно в припеве какую-нибудь запоминающуюся фигню сляпает — вот и хит испёкся! Тогда над куплетами можно и не корпеть, их всё равно никто не запомнит ведь)))
              Я, к счастью, в песнях припевами почти никогда не грешу, хотя счастье это, возможно, весьма сомнительное))) Но и задачи написать хит никогда себе не ставила ведь, просто пела то, что поётся, что сразу с мелодией «приходило».

      • Вышиванка сама по себе меня не коробит. Но Сергей таки прав — загадили слово. А по мне — на ней неожиданно сужается всё и как-то обедняется. До вышиванки можно было в любую сторону света посмотреть, а тут сразу и географическая привязка, и паразитная общественно-политическая. А в сочетании с манкой/манной — вообще сюр наподобие такого:
        «Знову йидуть козакы в Ершалаим» (c) моё
        Но у меня стихо в целом ироническое, а у вас совсем другой настрой.

  3. У каждого свое восприятие ..Но, вот по мне так стихотворение вот оно .., а предыдущее все лишнее.
    Я держу тебя на руках,
    Берегу тебя под ребром.
    Под ногами бежит река,
    Вóды катятся серебром.
    Годы катятся под откос
    По обрывистым берегам.
    Я спасу тебя, унесу
    По дорогам погасших звёзд,
    По следам проливных дождей.
    Я держу тебя на весу
    В обезумевшей пустоте
    На разорванных жилах локтей,
    На тесёмках проли́тых слёз,
    На обломках упавших стен,
    На изломах своей души –
    В стороне от семи ветров,
    В стороне от семи смертей,
    ( Дай, мне слово ….)

  4. Произведена замена. Прежняя редакция для истории:

    Я держу тебя на весу.
    Хочешь, ближе к огню поднесу –
    Говорят, там у вас холодает?
    Говорят, что у вас в лесах
    Бродит та, до земли коса –
    Пусть не ждёт, что тебя отдам ей!

    Я держу тебя на воде
    На надорванных жилах локтей,
    Только сдуру б не нахлебался!
    Говорят, что другой, смурной,
    Сразу камнем ушёл на дно,
    Пока ты ещё улыбался.

    Говорят, что у вас спокон
    Не носили таких икон
    Под вышивáнкой,
    Ну а коль надевали, то
    Небеса рассыпáли дождь
    Вместо манки?

    Говорят, что от здешних хмар
    Каждый пятый сошёл с ума
    И отчалил
    В те края, где снегá по грудь,
    Где ночной горизонт к утру
    Беспечален.

    Говорят, что на тех холмах,
    Где на нéт изошла зима
    В разговорах,
    Чем ни дальше, тем веселей
    И чем выше, тем вéтры злей
    И проворней.

    Не робей, я тебя держу
    Отогрею и положу
    Рядом с нею,
    Пусть чем ярче её свеча,
    Тем к рассвету моя печаль
    Всё темнее.

    Я держу тебя на руках,
    Берегу тебя под ребром.
    Под ногами бежит река,
    Вóды катятся серебром.
    Годы катятся под откос
    По обрывистым берегам.
    Я спасу тебя, унесу
    По дорогам погасших звёзд,
    По следам проливных дождей.
    Я держу тебя на весу
    В обезумевшей пустоте
    На разорванных жилах локтей,
    На тесёмках проли́тых слёз,
    На обломках упавших стен,
    На изломах своей души –
    В стороне от семи ветров,
    В стороне от семи смертей,
    Потому что ты должен жить
    Всем ветрам и смертям назло!
    Дай мне слово, что будешь жить,
    Дай мне слово, что будешь жить,
    Дай мне слово, что будешь жить,
    Дай мне слово, что будешь жить,
    Дай мне слово…

    Я держу тебя на весу.
    Хочешь, ближе к огню поднесу –
    Говорят, там у вас холодает…

    После реставрации стало лучше. Жаль, свою оценку предыдущую не могу изменить, а вот экспертную исправил.

Добавить комментарий

Войти с помощью: