Весёлый голос на звонок ответит,
спит арфой паутинка на весу –
и ты уже наполнен сном, как ветер,
вобравший землянику и росу.
И в энный год от рождества христова,
по лунному живя календарю,
ты начинаешь с самого простого:
с улыбки, с солнца, с лёгкого «дарю!».
А счастья, так по разному случаясь,
взрывают даль… Дороги, льды, мосты…
И пусть в тебя влюбляются нечаянно
сухих страниц ожившие цветы!..
Ты молод – как бывает только смертный,
наученный жить здесь и наугад:
смешно, наитием, непланомерно –
впадая в крайность, в ересь, в авангард!
На авторство судьбы не претендуя
и пять десятков вёсен разменяв,
вдруг понимаешь в облачном раздумье:
ничто не очевидно без меня…
Не очевидны вещи, время, дети,
клён, обронивший в песню листьев шаг…
Лишь зренье и стихи за всё в ответе,
твоя как мир открытая душа.
Принято. Оценка эксперта: 23 балла
Стихотворение показалось несколько разрозненным набором сентенций. И некоторые образы оказались вне моего понимания. Например,спящая арфой паутинка. И почему ветер, вобравший в себя землянику и росу, что само по себе не вполне грамотно сформулировано, кажется наполненным сном. И множество счастий, как в моём недавнем стихе различные вкусы девичьего тела, наверняка вызовет нарекания критиков. Пятая строфа очень понравилась, хотя может, если повчитываться в неё, можно по смыслу придраться, но она звучит очень красиво и цельно. В отличие от последней строфы с её шагом листьев и инверсией последней строчки. И неожиданным привлечением к ответственности за всё не так уж и виноватых, скорее всего, зрения и стихов.
Оригинальное сравнениие невесомой паутинки с трехпудовой арфой. А что, арфы часто спят на весу?
и ты уже наполнен сном, как ветер,
вобравший землянику и росу.
и
ты начинаешь с самого простого:
с улыбки, с солнца, с лёгкого «дарю!».
Логика, однако. Вот улыбки и солнце только ПОСЛЕ наполнения сном под жак? И почему живя пор лунному календарю? Между прочим, летоисчисление от Рождества Христова употребляет солнечный календарь, а не лунный.
И пусть в тебя влюбляются нечаянно
сухих страниц ожившие цветы!…..Странное пожелание. Мечта упертого архивариуса? Больше влюбляться некому?
На авторство судьбы не претендуя
и пять десятков вёсен разменяв,
вдруг понимаешь в облачном раздумье:
ничто не очевидно без меня…Вот эта строфа мне чрезвычайно понравилась. Но я не увидел ее связи с предыдущим текстом. Вообще такой получился винегрет — каждая строфа пытается петь о чем то совершенно своем и только одной-единственной строфе удалась песня.
Для меня явилось открытием, что, оказывается, можно уподоблять друг другу только вещи, одинаковые по весу и размеру.
Уподоблять вещи можно, если они имеют хоть какой-то повод для подобия.А у вас получился оксюморон. Типа паутинка, запорхала бегемотом. Арфа громадная тяжелая махина. И арфа отнюнь не равна струне арфы,на которую вы изволили сослаться это совершенно разные предметы. Почему б паутинке роялем не влететь — там тоже струна трепещет? Или паровозом — ведь и там трепещет куда более похожая на паутинку струйка пара при свистке.
Не «несколько разрозненным», а «сильно разрозненным» на мой взгляд.
А мне при первом прочтении понравилось. 🙂
Только вот это вызвало улыбку:
«Лишь ЗРЕНЬЕ и стихи за всё в ответе» — оказывается за всё на свете зрение в ответе… 🙂 А когда голову в песочек, как тот страус, вроде как и отвечать некому?… 🙂 Фраза построена неграмотно с точки зрения смысла.
Ну «про стихи…» — молчу. «Приговаривается третий том стихов Дмитрия Волчека к трём годам…» 🙂
Ты наполнен сном, как ветер — земляникой и росой. Разве паутинка не может напоминать серебристые, дрожащие струны арфы? Счастья… ну, например, любови — уже довольно расхожим стало… Нет, шаг клёна в песню листьев! Там, помимо зрения и стихов, более обобщённо — открытая как мир душа. Душа человека, мы сами в ответе не только за то, что происходит в мире, но и за само его существование. Ведь человек, по Евангелию, дал имена всему…
На мой взгляд, никаких нелепостей, никакой путаницы. Спасибо за замечания!
Нет, Дмитрий, это грубовато сделано. Паутинка может напоминать струны арфы, а вот паутинка в виде этой громадной арфы на весу уже натяг, это картина Дали, где пчела над гранатом — это и тигры, и слон на ходулях. А с душой такая инверсия получилась, что она там в конце вообще не при делах оказалась. Об этом я и сказал. Читается не то, что вы пытались сказать, а именно — за всё в ответе зренье и стихи, а твоя душа то ли как обращение, то ли незаконченная новая мысль.
А вот в данном случае я склонна согласиться с оценкой эксперта. Что-то смущает в тексте, какие-то маленькие нестыковки, из-за чего целостность картины распадается на отдельные фрагменты.
Вот первое четверостишие читаю внимательно:
«Весёлый голос на звонок ответит,
спит арфой паутинка на весу –
и ты уже наполнен сном, как ветер,
вобравший землянику и росу.»
Пробую разобрать «по косточкам». Весёлый голос и спящая паутинка… Прочитывается хорошо, на одном дыхании, но что-то в этих двух строках, следующих друг за другом, друг другу противоречит. И дальше возникает вопрос: это весёлый голос на ЛГ сон нагнал, что ли? Перечитайте сами, попробуйте эту картинку себе представить в деталях, точно так, как Вы её описали. Всё нормально или что-то царапает?
«Ты молод – как бывает только смертный,
наученный жить здесь и наугад» — а вот за эти строки, несмотря на «житьздесь» (что за зверь такой?), я пару баллов готова накинуть сразу. «Здесь и наугад» — в пику так модному с недавних пор «живи здесь и сейчас!» — это примета того «потерянного поколения», как мне кажется, к которому принадлежат постсоветские, но «до-сетевые» поэты, художники и прочие творцы, так и не оцененные, не узнанные никем, кроме небольшого круга своих ближайших друзей. Я могу ошибаться, но мне именно это услышалось в Ваших словах.
«Лишь зренье и стихи за всё в ответе,
твоя как мир открытая душа» — а вот этот фрагмент, на мой взгляд, вообще не вяжется с предыдущим повествованием — не по смыслу, а скорее по стилю. Как будто его школьница написала, а не зрелый мужчина, «пять десятков вёсен разменявший». Провальный финал сводит на нет все попытки автора донести до читателя несколько весьма дельных мыслей, которые я усмотрела в тексте.
И всё равно не могу не признать, что в Ваших стихах есть определённая магия. Безупречны они или сыроваты (раз на раз не приходится), а читаются они запоем — не оторваться.
Спасибо за замечания, хотя и не согласен совершенно. В общем-то и школьницы бывают довольно умные и развитые духовно, и вполне могут высказать мысль, что чем чище твоя душа, тем чище и мир вокруг. Ну, это упрощённо, в двух словах.
К сожалению, строки эти и получились слишком простыми. Мысль почти понятна, но Вы, на мой взгляд, умеете идеи излагать и более ёмко, и более зрело.
Я думаю, Вы понимаете, что мой отзыв — это всего лишь мой личный читательский взгляд.