Афганский надрыв

У той войны нет славной даты.
О ней не любят песни петь,
лишь могут, вспомнив об утратах,
душой кто с ними, поскорбеть.

​Прошли года. Мой друг не молод.
Он, будто чувствуя вину,
чуть-чуть подвыпив, счёл за повод
поговорить про ту войну:

«Глобализация. Проснулся
и забурлил Афганистан
и, от России отвернувшись,
с Амином стал угрозой нам.

​Беда! Кремлёвские стратеги,
пытались это устранить,
войска направили к соседу,
с предлогом просто погостить.

​С тех пор, пожалуй, нам известно,
в борьбе за место исламизм
своим собратьям повсеместно
стал предлагать радикализм.

​Шумел Кабул. И там, — «Неверный!» —
кричал истошно в след старик.
Мне не забыть тот случай первый,
потом к подобному привык.

​Казалось нам, что лучшей веры
страна советов — всем в пример.
Уже понятно: эта мера
была из брошенных химер.

​Противно вспомнить о «тюльпане»,
как умирал, дрожа, дружок
и, корчась, раненый зубами
скрипел, как будто ел песок.

​Ущелье, как тиски, сжимало.
Конечно ощущая страх,
от моджахетов отбивались.
Лишь ярость, ненависть в глазах.

​Летала смерть, вонзая жало,
разила, кровью багровев,
и, свистнув, лично прошептала:
«Зря суетишься, одурев».

​Был ранен. На больничной койке
пришлось полгода пролежать.
Пил после — просто от попойки
мог безмятежно ночью спать.

​Всё снились в пламени машины,
надрывно бил гранатомёт,
и в каменном мешке с вершины
стрелял дрожащий пулемёт.

​Дракон войны нёс похоронки
родне по весям, городам,
чтоб по бойцу в родной сторонке
рыдали, сидя по домам.

​Зачем всё это? Точно знали:
он исполнял священный долг,
служил, лишь искренне желая
помочь Отечеству чем мог.

​А теледиктор всем в эфире
про достижения читал,
когда народ, кряхтя в сортирах,
о колбасе простой мечтал.

​Итог: позор и униженье
в глобальных планах не срослось,
не признавая пораженья,
друзей предав, уйти пришлось.

​К моим медалям дали льготы,
в среде армейской лишь почет,
всегда помогут на работе.
Однако, жалость не в зачёт.

​Сомнения как тёмный омут.
Вопрос: мой путь — самообман?
Мне офицеру отставному
стал задавать Афганистан.

​Да, нет особенных страданий,
но с этим неприятно жить,
— закончил так, — в воспоминаньях
не в силах что-то изменить.

​Американцы у соседа.
Война всё та же. Результат
финальной битвы всем поведать
пророк лишь может, не солдат».

​Рюмашку водочкой наполнил,
и хлеба положил кусок
по верх неё, кого-то вспомнив,
свою махнул в один глоток.

Принято. Оценка эксперта: 22 балла.

Запись опубликована автором Евгений Попов в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Евгений Попов

Евгений Попов писатель-сказочник 1953 года рождения, житель Санкт-Петербурга, родился в Тамбове, где окончил школу и военном училище. Получив военное и техническое образование, примерно служил и работал, в сорок три года написал первые произведения. В статусе "Новичок" припёрся и притёрся в Дуэлите.

Афганский надрыв: 18 комментариев

  1. «Уже понятно: эта мера
    была из брошенных химер.» — не поняла МЕРА чего? Из текста не понять. И каким боком она к химерам, в смысле заблуждениям.
    «в борьбе за место исламизм
    своим собратьям повсеместно
    стал предлагать радикализм» — будто ну это прямо из новостей взято. Как будто телик включила. 🙂
    ОДНИ ОФИЦИОЗЫ: «исламизм,» «радикализм.» 🙂
    ​»К моим медалям дали льготы» — это тоже официальная версия. Если однокомнатная квартирка для семьи из 4-х чел., где папа-афганец, это льготы, то хвала и слава такой отчизне. 🙂 А, или без очереди в поликлинике примут. 🙂 Особенно смешат надписи на дверях в поликлинике: «бла-бла… ветеранам ВОВ без очереди…» — сколько (вопрос) должно быть годков-то ветерану? Если в войско брали с 18-17 лет? К таким гражданам (по-возрасту) врач и так на дом приедет в городе. Если они ещё живы.

    Общее впечатление от текста таково: содержит набор официальных версий (объяснений и официально, широко транслируемых представлений ) о войне в Афганистане.
    Длинно.
    🙂

    • Ветераном считается не по годам, а по заслугам — сколько лет воевал. Понятие «ветеран» не предполагает обязательной старости. Римские легионеры становились ветеранами тоже не в 70-ть.

      • По общей оценке согласен. Так балладно задумано , без соплей.
        (ОДНИ ОФИЦИОЗЫ: “исламизм,” “радикализм.”) Куда денешся, если оно так.
        Исключил в определении химеры — слово коммунизм, как пересол измов.
        ​Казалось нам, что лучшей веры
        страна советов – всем в пример.
        Елена, спасибо за комментарий.

        • Тем более не стоило рифмовать радикализм с исламизмом. Да и потом — с точки зрения солдата, война всегда война. И неважно, на чьей стороне правда, на чьей нет, и тех, и других убивают и калечат за милую душу. за что воевали в Афганистане — этот вопрос без ответа, впрочем, он на поверхности — за контроль над наркотрафиком, который мы потеряли, а американцы приобрели. Вы-то что хотели сказать кроме личного восприятия? (Оно к тому же не отличается от тысячи подобных).

    • Евлампий, уничижительное и ироничное к государству, да. Вы не пояснили свой аргумент. Дефицит и неустройство (холодные сортиры) простых граждан примета того времени. Как и постоянная телеболтовня о международном революционном процессе.
      Евлампий, спасибо

      • Вот у нас всегда так — даже сортиры нам государство должно теплые сделать! Их и сейчас еще немало, сортиров тех… Да только стих-то не о них ведь? Мне кажется, довольно точно подобное настроение передал Е. Евтушенко в стихотворении «Афганский муравей». Зачем писать подобное, к тому же гораздо хуже (мое мнение)?

          • У Евтушенко не только скорбь — помните, там есть очередь за колбасой? Это уже политика. Но речь-то, по большому счету, не о нем, а о Вас. Вот и Елена так же сказала — «набор официальных версий», я с ней солидарен. Думаете, в этом у Вас глубже? И тот же вопрос к Вам: а что кроме? Ну и, честно говоря, я с большим трудом дочитал (о художественной стороне). Может быть потому, что Вы там были, а я — нет? Но это уже не исправить.

            • Елампий, у каждого есть художественное и не очень, и даже плохое.
              Стихотворение Евтушенко было написано тогда -это героизм поэта, хотя первые его сочинения были переполнены художественным революционным пафосом. А вот его стихи преклонного возраста совсем другие.
              Мой стих написан, и это уже не исправить.

  2. У той войны нет славной даты.
    О ней не любят песни петь,
    лишь могут, вспомнив об утратах,
    душой кто с ними, поскорбеть.

    ​Прошли года. Мой друг не молод.
    Он, будто чувствуя вину,
    чуть-чуть подвыпив, счёл за повод
    поговорить про ту войну:

    Вот , честно только без обид после этих строф я как — будто статью в газете прочитала . Рифма есть , но разве поэзия — это факты . Мне кажется , что в первую очередь взгляд поэта должен и в плохом показывать положительное . Понимаете , человек натура такая он до последнего будет верить , что все изменится к лучшему . Да, придумайте вы хоть дельтоплан к осуществлению , хоть сказочную но другую уже рядом страну — в ней жизнь без войн, без горя , без слез . Поверят , — Как бы вам это еще обьяснить — люди должны забывать плохое и продолжать жить . Творчество оно должно способствовать длине жизни , а не коротить его . Не плохую сторону нынешнего дня нужно показывать , а хорошую .

    • Света, а я Вам возражать не буду. Моя любимая книга «Три мушкетера». Эта сказка отвечает Вашему представлению о творчестве. Если его сравнивать с визуальностью, то его можно отнести к эрмитажному импрессионизму. Но есть и другой трагический.
      Про сегодняшний день написано мной как раз оптимистично. ( Не плохую сторону нынешнего дня нужно показывать , а хорошую .) Пишете Вы, а я с Вами не соглашусь. Мы находимся в пути и цветочки на обочинах радуют всех. А если это трясина?. А люди творчества особые. Они участвуют в прокладывании пути, чтобы завтра стало лучше. Я постарался в свой текст вложить несколько тайных смыслов. Один из них, Memento mori ( «помни о смерти», «помни, что смертен») — латинское выражение, ставшее крылатой фразой. Это станет основой нового сочинения.
      А вообще всё зависит от жанра, который (Вы правы) не должен быть скучным. Например, анекдот.

      Света, спасибо за комментарий и наставления. Я очень ценю наше скорпионское.
      По тексту:
      ​»Да, нет особенных страданий,
      но с этим неприятно жить, (в смысле без таланта)
      – закончю так, – в воспоминаньях
      не в силах что-то изменить.»

      • Не от жанра зависит, а от его смыслового наполнения. Не бывает скучных жанров и жанров веселых. Жанр — это некая оболочка с определенными параметрами, а вот смысловая нагрузка может быть различной. И веселая песня может показаться кому-то скучной, и совсем печальный погребальный плач может быть интересным.

        • Вы правы. Помнится. создали трагедийную оперу на либретто, сколоченное топором из «Оптимистической трагедии» Вишневского. В телевизере наблюдал телеспектакль еще в выпускном классе. Уржался в самом начале. когда Исакова глубоким таким сочным меццо-сопрано тянула фразу «Ну кто еще хочет комиссарского тела». После этого смотрел до конца — и было весело. Наутро в классе пацаны (и я. разумеется, в их числе) на все лады распевали эту фразу. В общем, трагедия — веселый жанр.

Добавить комментарий

Войти с помощью: