Поцелуй Бога

«В жизни есть смысл, пока в ней есть любовь. Не так ли?»
И.Л.

Реквием по…

I

На основании двух общностей,  немного роднящих меня с Иосифом Бродским – месту рождения и любовью к крепкому кофе —  я самонадеянно позволю себе бездоказательную вольность: оспорить его утверждение, что «Бог или, по крайней мере, Его дух есть время». Время, по моему мнению – это всемирное непобежденное зло, идеально продуманное обезличенное и, тем не менее, одухотворенное воплощение Люцефера. Оно рано или поздно отнимает у нас всё, что так дорого и хрупко: наших близких, наши мечты, желания и возможности, нашу молодость и здоровье и, в конце концов, нашу жизнь. Единственное в чём оно бессильно – это отнять наши воспоминания и любовь.
Мои визуальные ассоциации Времени логичны. Время сравнимо со средневековым лекарем в маске с хищным клювом мифической птицы, искусно скрывающей черты лица, и, как будто заранее, оправдывающей анонимностью все негативные последствия своего бездействия. Европейские жители называли такого целителя «доктор смерть». Уродливая маска, как полагали, предохраняла от заражения чумой, и никоим образом не облегчала участь больного, смотрящего в глаза самой смерти.  Как просто и точно написала поэтесса и исполнительница авторских песен Елена Касьян: «Лечит не время, как оказалось, лечит любовь». При отсутствии же любви в нашей жизни, можно предположить, Время незамедлительно и безапелляционно приводит смертный приговор в исполнение.

II

Бернские Альпы – одна из твоих больших любовей и проверенное годами лекарство, которое, увы, в твоём нынешнем положении, оказалось не эффективным. Но «зачем расстраиваться заранее? Это можно сделать позже», — неоднократно повторял ты, неизменно улыбаясь и подшучивая над нестоящими твоего внимания проблемами. Серьезность не была твоим коньком, если это не касалось твоей работы.
Я никогда не любила рискованные лыжные развлечения, настороженное ледяное горное молчание в ослепительно белом солнце и абсолютно голый, лишенный каких бы то ни было контрастных красок, окружающий ландшафт. Порочная пустая красота низких температур меня не вдохновляет и сегодня. Я всегда была далека от понимания  физики твердого тела, магнетизма, сверхпроводимости и текучести, астрофизики, гидродинамики и прочих теорий и механизмов физических явлений. Моё женское начало бунтовало: его оскорбляла по-мужски циничная теория «свободных отношений», переданная тебе по наследству от кровного отца, как генетический код. Хочется написать «Отец» с заглавной буквы, ведь для тебя он был Богом – не меньше: несколько абстрактным, безусловно уважаемым, душевно недосягаемым, но физически осязаемым — Высшим разумом в пределах пяти семейных жилых комнат. Ты всегда чувствовал себя надежно защищенным покровительственной тенью его фамилии: признанный сын своего гениального Отца. С тех пор, как ты не бесталанно закончил физфак МГУ, ты почти непрерывно занимался физикой низких температур, которую любил не меньше, чем хорошеньких девушек. Но здесь градус твоей увлеченности зашкаливал. «Каждый человек должен и даже обязан быть счастливым». Аксиома счастья и личных свобод твоего отца с апостольным рвением поддерживалась некоторыми его учениками и научными коллегами. А будет ли персональное счастье приобретено за чужой счет – ни для кого не имело принципиального значения, кроме, пожалуй, твоей матери. Какую нечеловеческую цену она платила за личное счастье — находиться рядом с признанным Богом?  Нам никогда не узнать эти расценки. История и гении осуждению не подвластны.

III

Молодость скоротечней некоторых болезней. И она так же не проходит для нас без последствий.
Твое отношение к Богу – твой упертый, хотя и не агрессивный, советский атеизм – вполне соответствовало твоему земному роду деятельности. Физику-экспериментатору не к лицу принимать все на веру: тебе были необходимы доказательства! Да и зачем верить в кого-то, если рядом с тобой, в шаговой доступности жил и творил чудеса твой Отец.

Поцелуй Бога: 20 комментариев

  1. Очень красивое письмо. но на абсолютно личностную тему. Как безукоризненно и стильно обставленная и с любовью ухоженная спальня, куда гостю позволили мельком заглянуть из-за как бы случайно полуприкрытой двери. Ведь и вести случайного гостя в спальню неприлично и похвалиться хочется.

    • Мне этот опус живо напомнил книгу Д. Рубиной «Высокая вода венецианцев». И почему-то я стал ждать, что в конце этого произведения автор напишет, что речь идет о каких-то известных людях. Но, как справедливо заметил Сергей, все оказалось исключительно личностным, и оттого остался какой-то легкий привкус недосказанности, разочарования… Увы, я не знаю этих людей и не могу сопереживать так, как это делает ЛГ. А когда я ограничен, я начинаю злиться, что накладывает негативный отпечаток на восприятие.

      • Но написано,согласитесь., в весьма хорошей, хоть и достаточно традиционной манере. Манера эта (стиль?) начала складываься где-то в середине 60-х в попытках средствами русского языка следовать литературным традициям англоамериканских писателей примерно того же времени в развитие стиля корпускулярного потока сознания. Даже такие зубры коммунизма как Валентин Катаев не избежали тогда искушения. Катаев робко начал полуавтобиагрофическим «Святым колодцем», в «Траве забвения» уже выступает вполне освоившимся с методом и в «Кубике» пытается быть небрежным как истинный мэтр. Ну понятно, что новая волна состояла не только из патентованных зубров.

        • спасибо, Сергей, за высокую оценку. Меня часто у прекают в традиционности… даже в классическом подходе, особенно в Поэзии, но я считаю это за комплимент. И не оскорбляюсь, хотя мне тут как-то более молодое поколение 22-27 летних сказали, что это ветхозаветность, так уже писать… не модно!) Ну, не нравится…. пускай не читают, я так считаю. Не модно, но… они продолжают читать) Значит, не всё так гладко у них с оригинальностью и нетрадиционностью. Тянет-таки на классику молодое поколение)
          По поводу Леонида Губанова… почему-то под стихом не пишется ответ и не дается ссылка Вконтакте на ту группу. Уже ничего не исправишь, его нет в живых и чему-то научить — не получится. И всё-таки, вы не объективны к автору… оказывается, вы мало читали его поэзию. В этом тоже может быть дело. Например, так бывает у меня… прочитаю что-то нового для себя автора… и не моё… чувствую сердцем. Обычно все понимаю сразу. Но иногда ошибаюсь… хотя это редкость. Как было с Ремарком. Прочитала «Жизнь взаймы»… потом «Черный обелиск»… не моё. И отложила его творчество на неопред. время. И потом как-то случайно купила «Триумфальную арку» и… поняла — не с того начинала) Оказалось, моё. Так что… делать сразу выводы — рано.

          • Вообще то традиционность поэзии — это данность. Поэзия возникла не сегодня и не вчера и развивалась постоянно опираясь на традицию. Попросите любого «опровергателя традиций» сформулировать свое определение понятия «поэзия» — и окажется, что оно будет состоять как раз из традиций. Как любой рецепт хлеба не обойдется без зерна, воды и печки. 🙂

      • Евлампий, данная миниатюра не то чтобы личностная… Это реквием по… Память о знакомом мне и многим человеке. Вы правильно заметили, что речь идёт как бы об известных людях. Да это я и не скрывала… слишком сильно, иначе бы завуалировала более конкретно. Это повествование о семье Ландау. Я была знакома (виртуально) с Игорем Ландау — сыном известного ученого. Мы вместе находились на одном писательском сайте, общались. Ничего сверх личного (интимного) в этой миниатюре нет. Игорь никогда не скрывал тот жизненный уклад, который царил в их семье. Об этом даже был снят фильм… правда, не всеми этот фильм был принят. Но сын не оспаривал замысел режиссера, даже давал интервью перед началом написания сценария, чтобы все было приближено к реальной жизни легендарной семьи.
        Мне захотелось оставить какую-то память о нашем знакомстве. Получилось то… что получилось.

        • Повезло-то как автору!
          «…с Иосифом Бродским – («роднят») место рождения и любовь к крепкому кофе…»
          И о-о-о…! «Я была знакома (виртуально (!)) с Игорем Ландау – сыном известного ученого.»
          Тогда я лично роднюсь со многими известными учёными, писателями, политиками, миллионерами и проч. Потому что, кто их знает, что они там любят, он они-то однозначно (!) люди. Заметьте, как это сближает и роднит! 🙂

    • ничего сверх интимного в нём нет, Сергей. Странно как-то вы воспринимаете мою прозу?!! Что тут неприличного??? У меня есть более откровенные вещи, и, конечно, там другое. Это просто память о хорошем знакомом. Даже не знаю… а если бы я поместила сюда что-нибудь любовное… меня бы, наверно, камнями закидали)))) Ну, вы даёте, господа! Не ожидала даже… на такое серьезное и философское… рецензию «завела в спальню». Не к месту, конечно, но…. сижу и смеюсь))

      • По-моему предложенный мной образ спальни в интимный превратили сейчас вы.У меня это просто троп. Вот как выяснилось. писано о вашем виртуальном. но таки хорошем знакомом. Который на удалении мог откровенничать больше, чем с близкой подругой. Захотелось этим поделиться с чужими людьми. Но понятно. что самыми личными откровенностями не поделишься.. Однако ой как хочется крикнуть, что у царя-то ослиные уши. Вот и спальней (ну или еще чем таким личностным) порой хочется похвастать перед гостями. Вот и аллегория. В том то и дело. что в спальню не завели. И мы так и не узнаем никогда — какие там обои и из какого дерева трельяж

        • надеюсь, что более вдумчивый читатель будет иметь об этом произведении гораздо более тёплое… по-человечески… мнение, не основанное на низкой оценке моих каких-то морально-личностных и дружеских качеств… не зная лично автора.

          • Серёжа, а что же делать тем людям, у которых одна комната? Она же и спальня, она же и гостиная, и рабочий кабинет, и игровая и ещё что-то там… 🙂 И без всякой излишней фетишизации они всех гостей подряд (получается) принимают в спальне. 🙂 Вот развратники-то!

  2. Цитирую:»Время сравнимо со средневековым лекарем в маске с хищным клювом мифической птицы, искусно скрывающей черты лица, и, как будто заранее, оправдывающей анонимностью все негативные последствия своего бездействия» — власа дыбом встают от такого образа времени. 🙂
    Но мне кажется, этот образ рождён не богатством фантазии автора или его «изысканностью мышления», а простым желанием «выпендриться.» 🙂
    Впрочем, это желание свойственном многим. 🙂 Но текст это желание не украсит. 🙂

  3. «Попить кофе в Женеве» — меня окончательно убило.
    Во-первых, это распространённый нынче штамп «красивой жизни».
    В бесконечных российских «женских» фильмах «про современность» это бесконечно транслируется. То миллионер везёт мадмуазелю в Париж позавтракать, то кофейку «сёрбнуть» в Женеву. 🙂
    Во-вторых, «Во сне уходят только люди поцелованные Богом.» Мой дед, получается также тем же божеством поцелован. Он тоже умер во сне.
    Считаю, зарабатывать себе «девиденды» на славе других — пустое и несколько неблагородное дело.
    А если человек был реально (!) дорог, то это не выставляют в сеть.

    • Не хотел бы я быть миллионером. если должен мотаться черт знает куда,только затем, чтоб кофейку попить по-человечески.Энто значится, мамзелю я утром должен везти в Париж на завтрак, потом в Вену кофию похлебать, потом в Мадрид пообедать ,а на ночь, чтоб трахнуть — вообще на Канары отправляться? Утром с кроватки встали — опять в Париж? А жить то когда? Нет уж, лучше без миллионов — но по-человечески. 🙂

      • Лучше бы с миллионами и по-человечески — много таких миллионеров, что всякий раз ездят в Женеву пить кофе? Вообще миллионеров не так уж мало, но в Женеву ездят попить кофе единицы, если не живут неподалеку, конечно. А то каждое утро туда летать на попить кофе, да еще и кого-то угостить (читай: привезти этого кого-то с собой) — и миллионов никаких не хватит! 🙂

Добавить комментарий

Войти с помощью: