Зрелость приносит с собой хроническое обострение накопленного жизненного опыта. Ты пострадал не меньше большинства: смена мест работы, переезды, пара-тройка браков и разводов, яркая череда любовных романов, захватывающих и уносящих тебя в иное измерение, словно венецианский маскарад, и бесконечные будни женатого мужчины, пропахшие дешевыми интрижками, и логично вытекающая эмиграция в Швейцарию, в полной мере оправданная бесперспективностью научной карьеры и невыносимой тяжестью бытия после смерти Отца и матери. «Талант распинают гвоздями пороков. Что смертным – грехи, то сияние — пророкам!»
Далёкая полузабытая заснеженная страна. Иногда ты видел её во снах, тревожно блуждая в лабиринтах советских декораций и прислушиваясь, к редко встречаемой в Цюрихе, русской речи. Память на мгновения приоткрывала ящик Пандоры. Старые обветшалые московские дворики, смутно узнаваемые лица друзей и знакомых выскакивали неожиданно из твоих юношеских воспоминаний, как чёртики из табакерки.
IV
Недавно я узнала о твоём уходе. Это произошло таким окольным путем, что теперь мне даже не вспомнить деталей. Где-то прочитала, что ушла Рута Марьяш, потом кто-то упомянул, что наш литературный сайт стал напоминать мемориал памяти поэтов, и случайным образом всплыло твоё имя среди потерь. Мы так и не попили с тобой кофе в Женеве.
Расставание — всегда надежда на будущее.
Небо, веря в судьбу, кидает в воду монетки…
Сохрани лишь блик фонаря и запах ветра,
да рифмы, размытые кофе, на ресторанных салфетках.
Ты ушел тихо в последний весенний месяц, когда все наши надежды обретают новое дыхание и кажутся не такими уж несбыточными. Во сне уходят только люди поцелованные Богом.
2011 год, Москва, Новодевичье кладбище.
Свершилось полное воссоединение легендарной семьи. Отец, сын и мать. И Время здесь уже бессильно. Отец, сын и Святой дух. Память и любовь непобедимы.
Очень красивое письмо. но на абсолютно личностную тему. Как безукоризненно и стильно обставленная и с любовью ухоженная спальня, куда гостю позволили мельком заглянуть из-за как бы случайно полуприкрытой двери. Ведь и вести случайного гостя в спальню неприлично и похвалиться хочется.
Мне этот опус живо напомнил книгу Д. Рубиной «Высокая вода венецианцев». И почему-то я стал ждать, что в конце этого произведения автор напишет, что речь идет о каких-то известных людях. Но, как справедливо заметил Сергей, все оказалось исключительно личностным, и оттого остался какой-то легкий привкус недосказанности, разочарования… Увы, я не знаю этих людей и не могу сопереживать так, как это делает ЛГ. А когда я ограничен, я начинаю злиться, что накладывает негативный отпечаток на восприятие.
И мне, кстати, тоже «венецианцев» навеяло. 🙂
Но написано,согласитесь., в весьма хорошей, хоть и достаточно традиционной манере. Манера эта (стиль?) начала складываься где-то в середине 60-х в попытках средствами русского языка следовать литературным традициям англоамериканских писателей примерно того же времени в развитие стиля корпускулярного потока сознания. Даже такие зубры коммунизма как Валентин Катаев не избежали тогда искушения. Катаев робко начал полуавтобиагрофическим «Святым колодцем», в «Траве забвения» уже выступает вполне освоившимся с методом и в «Кубике» пытается быть небрежным как истинный мэтр. Ну понятно, что новая волна состояла не только из патентованных зубров.
спасибо, Сергей, за высокую оценку. Меня часто у прекают в традиционности… даже в классическом подходе, особенно в Поэзии, но я считаю это за комплимент. И не оскорбляюсь, хотя мне тут как-то более молодое поколение 22-27 летних сказали, что это ветхозаветность, так уже писать… не модно!) Ну, не нравится…. пускай не читают, я так считаю. Не модно, но… они продолжают читать) Значит, не всё так гладко у них с оригинальностью и нетрадиционностью. Тянет-таки на классику молодое поколение)
По поводу Леонида Губанова… почему-то под стихом не пишется ответ и не дается ссылка Вконтакте на ту группу. Уже ничего не исправишь, его нет в живых и чему-то научить — не получится. И всё-таки, вы не объективны к автору… оказывается, вы мало читали его поэзию. В этом тоже может быть дело. Например, так бывает у меня… прочитаю что-то нового для себя автора… и не моё… чувствую сердцем. Обычно все понимаю сразу. Но иногда ошибаюсь… хотя это редкость. Как было с Ремарком. Прочитала «Жизнь взаймы»… потом «Черный обелиск»… не моё. И отложила его творчество на неопред. время. И потом как-то случайно купила «Триумфальную арку» и… поняла — не с того начинала) Оказалось, моё. Так что… делать сразу выводы — рано.
Вообще то традиционность поэзии — это данность. Поэзия возникла не сегодня и не вчера и развивалась постоянно опираясь на традицию. Попросите любого «опровергателя традиций» сформулировать свое определение понятия «поэзия» — и окажется, что оно будет состоять как раз из традиций. Как любой рецепт хлеба не обойдется без зерна, воды и печки. 🙂
Я и сравнил с Рубиной именно по причине хорошей и достаточно традиционной манеры.
Евлампий, данная миниатюра не то чтобы личностная… Это реквием по… Память о знакомом мне и многим человеке. Вы правильно заметили, что речь идёт как бы об известных людях. Да это я и не скрывала… слишком сильно, иначе бы завуалировала более конкретно. Это повествование о семье Ландау. Я была знакома (виртуально) с Игорем Ландау — сыном известного ученого. Мы вместе находились на одном писательском сайте, общались. Ничего сверх личного (интимного) в этой миниатюре нет. Игорь никогда не скрывал тот жизненный уклад, который царил в их семье. Об этом даже был снят фильм… правда, не всеми этот фильм был принят. Но сын не оспаривал замысел режиссера, даже давал интервью перед началом написания сценария, чтобы все было приближено к реальной жизни легендарной семьи.
Мне захотелось оставить какую-то память о нашем знакомстве. Получилось то… что получилось.
Повезло-то как автору!
«…с Иосифом Бродским – («роднят») место рождения и любовь к крепкому кофе…»
И о-о-о…! «Я была знакома (виртуально (!)) с Игорем Ландау – сыном известного ученого.»
Тогда я лично роднюсь со многими известными учёными, писателями, политиками, миллионерами и проч. Потому что, кто их знает, что они там любят, он они-то однозначно (!) люди. Заметьте, как это сближает и роднит! 🙂
ничего сверх интимного в нём нет, Сергей. Странно как-то вы воспринимаете мою прозу?!! Что тут неприличного??? У меня есть более откровенные вещи, и, конечно, там другое. Это просто память о хорошем знакомом. Даже не знаю… а если бы я поместила сюда что-нибудь любовное… меня бы, наверно, камнями закидали)))) Ну, вы даёте, господа! Не ожидала даже… на такое серьезное и философское… рецензию «завела в спальню». Не к месту, конечно, но…. сижу и смеюсь))
По-моему предложенный мной образ спальни в интимный превратили сейчас вы.У меня это просто троп. Вот как выяснилось. писано о вашем виртуальном. но таки хорошем знакомом. Который на удалении мог откровенничать больше, чем с близкой подругой. Захотелось этим поделиться с чужими людьми. Но понятно. что самыми личными откровенностями не поделишься.. Однако ой как хочется крикнуть, что у царя-то ослиные уши. Вот и спальней (ну или еще чем таким личностным) порой хочется похвастать перед гостями. Вот и аллегория. В том то и дело. что в спальню не завели. И мы так и не узнаем никогда — какие там обои и из какого дерева трельяж
надеюсь, что более вдумчивый читатель будет иметь об этом произведении гораздо более тёплое… по-человечески… мнение, не основанное на низкой оценке моих каких-то морально-личностных и дружеских качеств… не зная лично автора.
Серёжа, а что же делать тем людям, у которых одна комната? Она же и спальня, она же и гостиная, и рабочий кабинет, и игровая и ещё что-то там… 🙂 И без всякой излишней фетишизации они всех гостей подряд (получается) принимают в спальне. 🙂 Вот развратники-то!
Цитирую:»Время сравнимо со средневековым лекарем в маске с хищным клювом мифической птицы, искусно скрывающей черты лица, и, как будто заранее, оправдывающей анонимностью все негативные последствия своего бездействия» — власа дыбом встают от такого образа времени. 🙂
Но мне кажется, этот образ рождён не богатством фантазии автора или его «изысканностью мышления», а простым желанием «выпендриться.» 🙂
Впрочем, это желание свойственном многим. 🙂 Но текст это желание не украсит. 🙂
«Попить кофе в Женеве» — меня окончательно убило.
Во-первых, это распространённый нынче штамп «красивой жизни».
В бесконечных российских «женских» фильмах «про современность» это бесконечно транслируется. То миллионер везёт мадмуазелю в Париж позавтракать, то кофейку «сёрбнуть» в Женеву. 🙂
Во-вторых, «Во сне уходят только люди поцелованные Богом.» Мой дед, получается также тем же божеством поцелован. Он тоже умер во сне.
Считаю, зарабатывать себе «девиденды» на славе других — пустое и несколько неблагородное дело.
А если человек был реально (!) дорог, то это не выставляют в сеть.
Не хотел бы я быть миллионером. если должен мотаться черт знает куда,только затем, чтоб кофейку попить по-человечески.Энто значится, мамзелю я утром должен везти в Париж на завтрак, потом в Вену кофию похлебать, потом в Мадрид пообедать ,а на ночь, чтоб трахнуть — вообще на Канары отправляться? Утром с кроватки встали — опять в Париж? А жить то когда? Нет уж, лучше без миллионов — но по-человечески. 🙂
Я о шаблоне говорю, кот. вполне может и повлиял на вот эту конкретную строку в конкретном тексте. А что до миллеонеров, дык они ж люди не простые, у них не все так просто, как у Вас, к примеру.
Ну вот, видите, я даже с ошибкой написала это слово. Вероятно, в знак презрительного отношения к миллионерам.
Лучше бы с миллионами и по-человечески — много таких миллионеров, что всякий раз ездят в Женеву пить кофе? Вообще миллионеров не так уж мало, но в Женеву ездят попить кофе единицы, если не живут неподалеку, конечно. А то каждое утро туда летать на попить кофе, да еще и кого-то угостить (читай: привезти этого кого-то с собой) — и миллионов никаких не хватит! 🙂
Кстати, об ошибках. Текст их не лишен. Грамматических и пунктуационных.