Авось- вся наша надежда

Плакала ночь, грязный снег доедая.
Вдоволь напившись пришедшей весной,
Неторопливой походкой трамвая
День возвращался печально домой.

Он на подошвах нёс липкую слякоть
Лжи повседневной. У кромки Невы
В скорби от горя мог вдоволь поплакать
Под водопадом ночной синевы.

Виделось: гибли в пожарище люди.
Боль от раздумий: авось — разве грех?
Сколько ещё слёз от этого будет?
Лживой надеждой достал сволочь всех!

Запись опубликована автором Евгений Попов в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Евгений Попов

Евгений Попов писатель-сказочник 1953 года рождения, житель Санкт-Петербурга, родился в Тамбове, где окончил школу и военном училище. Получив военное и техническое образование, примерно служил и работал, в сорок три года написал первые произведения. В статусе "Новичок" припёрся и притёрся в Дуэлите.

Авось- вся наша надежда: 28 комментариев

  1. Вот если бы

    Плакала ночь.
    Грязный снег доедая, вдоволь напившись пришедшей весной, неторопливой походкой трамвая пьяный по улицам шлёпал домой.

    Я бы понял. А образ плачущей и ПРИ ЭТОМ доедающей грязный снег ночи, мне непонятен. Если ночь не пьяная, она олигофрен?

  2. «Ночьной» — это если Вы в третьем классе церковно-приходской школы учитесь.
    Я прогулял надоевшую слякоть
    Лжи повседневной у кромки Невы.
    Просто хотелось смыть липкую гадость
    Под водопадом ночьной синевы.

    Это к чему вообще имеет отношение? И прогуляли Вы надоевшую слякоть у кромки Невы, или ложь повседневная у кромки Невы, вкупе с той же слякотью? Что за липкая гадость? А дальше — ни к чему не привязанная псевдоскорбь по погибшим в Кемерово, псевдо — потому что очень уж неуклюже построенная: что за заклания грех? Заклание как очищение от греха? Но тогда это уже кощунство (в данном случае с погибшими детьми). «Неистовые слезы» — можно неистово плакать, наверное, но неистовый поток слез я представить себе не могу. И риторический вопрос: хватит ли этого горя на всех? типа, сдается мне, что горе-то не слишком большое, на всех не хватит, или хорошо, что горе невелико, не каждого коснулось. Как прикажете понимать этот вопрос? Что меняется, если на него давать противоположные ответы: «да, хватит», «нет, не хватит»? Вывод: скорбеть — скорбите, а шаблоны в таком случае неуместны. В «Хромой лошади» погибло свыше 160 человек, но такого резонанса не было. Что, те люди были хуже кемеровских? Но ответ очевиден: погибли дети, а это уже особый случай.

    • неистовый — Находящийся в состоянии неистовства, исступления; безудержный, необузданный. Выражающий необузданность, исступление. Необычайно сильный(по Ефремовой)
      Вот в значении «необычайно сильный» , я думаю, можно и к слезам применить. Обычно так не говорят…Но обычно и в рифму не говорят тоже 🙂

    • Евлампий, спасибо за комментарий. Заклания грех — грех жертвоприношения в виде непреднамеренного убийства. Липкая гадость относится ко лжи. Вопросы риторические- да (об этом и речь). Слово неистовых легко заменить- я подумаю, про Кемерово тоже.

      • Обычно жертвоприношение — осознанное убийство. А если неосознанное, то просто убийство и все. Статья УК РФ квалифицирует это как халатность, повлекшая за собой смерть двух и более лиц (ст. 293, ч. 3), либо убийство по неосторожности (ст. 109, ч. 3) — вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Квалификация у статей разная, но сути дела в случае с Вашим стихотворением это не меняет.

  3. Согласен с Евлампием в том, что Кемерово здесь пристегнулось совершенно как корове седло. «Утром в газете — вечером в куплете» — это всегда очень далеко от поэзии. В вашем случае это напомнило мне одну из маминых историй, которую она любила рассказывать. О том,как ее одноклассница писала сочинение по Анне Карениной, а закончила фразой: «И вообще все буржуи — сволочи»

      • Кстати, со слезами осторожнее. Поните про рассуждения про плачущих большевиков, которые никогда нигде не плакали а вот при смерти Ленина все до единого зарыдали («по большевикам прошло рыданье» — знаменитая фраза) ? Мы верили. Но вот в оттепель по телевизору показали кинохронику того времени: похороны Ильича. Я смотрел очень внимательно, ине увидел НИ ОДНОГО плачущего лица.НИ ОД-НО-ГО в длинной процессии из многих сотен человек. Вернее одну тетку я все же разглядел, но она показалась мне профессиональной плакальщицей, которая просто решила лишний раз потренироваться. Вот и вопрос: и зачем такая фальшивая патетика?

  4. Сергей, согласен что фальшь -это плохо. Ваши замечания мне очень кстати. Я хочу расставить правильно акценты. Мне хотелось в сочинении описать ощущение времени и пространства в конкретный период, а не о себе любимом. Меня часто просто тошнит от личной лживости или банальности. Я изменил и название сочинения и возможно внёс какие-то неясности, не прислушиваясь.
    Авось – вся надежда наша
    (О пожаре в ТК «Зимняя вишня». Город Кемерово 25-26, 03. 2018)

    Плакала ночь, грязный снег доедая.
    Вдоволь напившись пришедшей весной,
    Неторопливой походкой трамвая
    Пьяный по улицам шлёпал домой.

    День прогулял надоевшую слякоть
    Лжи постоянной. У кромки Невы
    Скорбью смывалась трагичная пакость
    Под водопадом ночной синевы.

    Снова в агонии плавились люди,
    Заревом непреднамеренный грех.
    Сколько ещё слёз трагических будет?
    Хватит ли этого горя на всех?

    Я давно написал простенькую сказочку.
    Амбар
    Распахнул Амбар ворота.
    У него одна забота:
    жарким летом до зимы
    просушить свои углы.
    Для тепла Амбар открыт.
    Тополиный пух летит,
    и пушинки ветерок
    собирает в уголок.
    Постепенно день за днём
    пух покрыл Амбар ковром.
    Глядя в пух, Амбр серчал
    и напугано кричал:
    «Мой хозяин дорогой,
    поскорей меня закрой!
    Приберись, не дай Бог, вдруг,
    спичку где-то бросят в пух,
    и ковёр пороховой
    станет огненной рекой.
    Сушь-пожар! Погибну я
    в страшных муках от огня…»
    * * *
    Обстоятельства конкретно,
    наполняясь незаметно
    маломальской ерундой,
    могут вылиться бедой.
    Про Амбар мне рассказать
    вам пришлось для ясности:
    надо строго соблюдать
    меры безопасности.

  5. Евгений, хочешь альтернативный совет? Просто забудь об этом неудачном опыте. Мне кажется, ничего путного из этого не получится. Ты пытаешься глубокое чувство горечи обыграть изящно, а получается пошло.

    • Тут главное в том, что «глубокого чувства горечи» в общем то и нет.(Я вовсе не хочу сказать, что Евгений лицемерит. Просто, для читателя очевидно: то, что он сам считает ГЛУБОКИМ ЧУВСТВОМ, таковым вообще не является. Жалко, конечно, детей. Но если глубоко жалеть всех детей, безвинно погибших в России в последние годы — никакое человеческое сердце попросту этого не выдержит — разорвется). Так что обыгрывается всего лишь НАДЛЕЖАЩЕЕ К СЛУЧАЮ чувство. Была бы горечь — и стихи б воспринимались совсем по-другому. Вон у Лермонтова «Погиб поэт»- едва ли не самое мощное его стихо. Потому что все на подлинных чувствах невероятной силы. А у многих получалось лишь то,что потом Маяковский резюмировал в стихо на смерть Еесенина: «Ваше имя в платочки рассоплено». Так и здесь. Такие темы стоит поднимать лишь когда реально сам прочувствовал, когда САМОГО до печенок прожгло. Цинично говоря: есть люди, взахлеб рыдающие на похоронах, а есть профессиональные плакальщики и плакальщицы. Последняя профессия, конечно, заслуживает уважения, как и любой труд. Но вряд ли заслуживает особого внимания посторонних. Обычно по ретивости плакальщиц прикидывали лишь их гонорар и оценивали кулуарно общие расходы родственников на похороны.

      • Ты прав, Сергей, я просто не развил свою мысль, или не решился высказать прямо Евгению, что выглядит стих у него фальшиво, потому как когда по-настоящему скорбишь, тут не до красивостей в виде неторопливых походок трамваев и водопадов ночной синевы.

        • Владимир, Сергей и Евлампий, огромное спасибо.
          Да, пожалуй соглашусь, что это можно бросить в корзину переживания, в таком виде, за наше общественное состояние.
          Окончательный вариант был такой:

          Плакала ночь, грязный снег доедая.
          Вдоволь напившись пришедшей весной,
          Неторопливой походкой трамвая
          День возвращался печально домой.

          Он на подошвах нёс липкую слякоть
          Лжи постоянной. У кромки Невы
          Скорбью не смылась трагичная пакость
          Под водопадом ночной синевы.

          Снова в агонии плавились люди,
          Заревом непреднамеренный грех.
          Слез, полагал, недостаточно будет,
          горя пожалуй не хватит на всех…

          Убралась риторика, но авторитет маститых меня обязывает больше фасад не красить.

          • Евгений, ладно, не берём в расчёт всё, что до последней строфы, хотя «трагичная пакость» — это не для серьёзного стиха, а сразу в пародию.
            Давай только по этой строфе, она о трагедии, её нельзя так бездумно оставлять.
            Снова в агонии плавились люди, — они плавились в огне, если на то пошло, а не в агонии. И откуда «снова»? Как читатель вообще узнает, о чём речь? Из названия стиха?
            Заревом непреднамеренный грех. — это люди непреднамеренно грешили, плавясь в огне, или кто? И что делал грех заревом? Абсолютно надуманная и недоделанная строка.
            Слез, полагал, недостаточно будет, — а тут сидит философ такой, с трубкой в зубах, и цедит: «я полагал…». И с чего это кто-то полагает, что слёз будет недостаточно, каков смысл этой фразы?
            горя пожалуй не хватит на всех… — «пожалуй», это слово из той же оперы. И опять задумаемся о смысле. Он невразумителен.

  6. Замена произведена. Первоначальная версия для истории:

    26.03.2018

    Плакала ночь, грязный снег доедая.
    Вдоволь напившись пришедшей весной,
    Неторопливой походкой трамвая
    Пьяный по улицам шлёпал домой.

    Я прогулял надоевшую слякоть
    Лжи повседневной у кромки Невы.
    Просто хотелось смыть липкую гадость
    Под водопадом ночьной синевы.

    Кемерово. Пострадавшие люди,
    Дети погибли – заклания грех.
    Сколько ещё слёз неистовых будет?
    Хватит ли этого горя на всех?

Добавить комментарий

Войти с помощью: