На твой вопрос бездельный «как живёшь?»
я не найду толкового ответа:
«Вчера, сегодня, завтра тоже дождь –
в том Питера особая примета».
Житейской драмы фабула ясна,
не раздражает скудность декораций:
есть время, отведённое для сна,
есть время – от иллюзий до простраций,
и есть стремленье так наладить быт,
чтоб голод в нём главенствовал духовный,
чтоб из квартиры мне не выходить,
не покидать, как Бродский, даже комнат,
терзаться смутной мыслью до зари,
судьбу искать внутри кофейной гущи –
старатель истины способен лишь творить
и райские ему противны кущи.
Ложится скупо за строкой строка,
священный труд не терпит укоризны,
уверен он, что пишет на века –
как будто в этом смысл никчемной жизни.
Но вновь случился опус для кликуш,
в нём золота две жалкие крупинки…
Но тронет души записная чушь,
народ прольёт над нею… две слезинки.
Теперь, со мной тернистый путь пройдя,
заботою докучливой не мучай –
на свой вопрос «как жизнь?» ответ получишь:
«Ещё не дождь, но около дождя».
Предыстория: Было задание написать стих на строчки «Вчера, сегодня, завтра дождь» и «Ещё не дождь, но около дождя». Собственно поэтому эти, как может показаться, нелепые фразы включены. Насколько я понял, это — всё-таки площадка для обсуждения. Я готов.
Принято. Оценка эксперта: 24 балла .
Сразу отмечу интересные три строки:
«Житейской драмы фабула ясна,
не раздражает скудность декораций:
есть время, отведённое для сна..» — тут и хорошенькая составная рифма, и чистая фонетика.
А вот над остальным текстом, на мой взгляд, стоит ещё поработать.
Например, слово «бездельный». Оно далеко не равнозначно тому, синонимом которого, как мне кажется, автор его использовал, а именно, «праздный». Оно не совсем хорошо вписывается в контекст.
«есть время – от иллюзий до простраций» — и рифма слишком в лоб, и иллюзии с прострациями далеко не одного порядка антагонисты.
«глад духовный» — тут было бы хорошо это старорежимное «глад», если бы не явное слипание двух «д». От него сложно избавиться при чтении.
«не покидать, как Бродский, даже комнат» — это грубовато. Типа этим и отличался Бродский в первую голову, а не наставлял лирического героя. Наверное, более подошло бы что-то типа «по-бродски» в данном случае. Ну и «даже» в этом контексте, скорее, не то слово.
«старатель истины не терпит райский сад» — здесь более по-русски «не терпит садА»
«и райские противны ему кущи» — а здесь очень неприятный сбой ритма. Лучше бы поменять местами «ему» и «противны».
«он зол на мир, не терпит укоризны,
уверен он» — это второе «он» выглядит необязательной втычкой.
«лижусь, как кот» — на любителя. Мне не зашло. Ещё и «кака», ещё и слипка «к».
«Но тронет души записная чушь» — здесь не опечатка? Кажется, более по смыслу «нЕ тронет».
«своём куда уютней мире» — не очень красивая инверсия.
Концовка понравилась, и неплохо, что поменялась схема рифмовки, а то уже убаюкивать начал стих немного.
Ещё по поводу «иллюзии с прострациями далеко не одного порядка антагонисты». Это действительно так, но есть время сначала обожать утренний, новоявленный мир, а потом его ненавидеть настолько что впасть в прострацию. Так что в этом смысле всё верно.
Согласен с вами во многом. Однако, будем исходить, что стихотворение ироническое. Да, действительно для ЛГ Бродский потому и велик, что не выходил из комнаты «Запрись и забаррикадируйся шкафом…» Далее, никакой описки нет, именно «но тронет», ведь иногда это и происходит, ведь с чувством песню распевают «мы пойдёт вдвоем по полю с конём», прямо исходник для пародии. Но не надолго, по этому только «две слезинки». А остальное, переделал, сократил по принципу Дмитрия Быкова «отсечь лишнее вовремя». Прошу разместить окончательную редакцию:
На твой вопрос бездельный «как живёшь?»
я не найду толкового ответа:
«Вчера, сегодня, завтра тоже дождь –
в том Питера особая примета».
Житейской драмы фабула ясна,
не раздражает скудность декораций:
есть время, отведённое для сна,
есть время — от иллюзий до простраций,
и есть стремленье так наладить быт,
чтоб голод в нём главенствовал духовный,
чтоб из квартиры мне не выходить,
не покидать, как Бродский, даже комнат,
терзаться смутной мыслью до зари,
судьбу искать внутри кофейной гущи —
старатель истины способен лишь творить
и райские ему противны кущи.
Ложится скупо за строкой строка,
священный труд не терпит укоризны,
уверен он, что пишет на века —
как будто в этом смысл никчемной жизни.
Но вновь случился опус для кликуш,
в нём золота две жалкие крупинки…
Но тронет души записная чушь,
народ прольёт над нею… две слезинки.
Теперь, со мной тернистый путь пройдя,
заботою докучливой не мучай —
на свой вопрос «как жизнь?» ответ получишь:
«Ещё не дождь, но около дождя».
Просто выставьте снова этот текст на утверждение, приписав сверху: НА ЗАМЕНУ.
ЗАМЕНА ПРОИЗВЕДЕНА