Последнее лето перед школой началось с печального события — умер дедушка. Для меня это были первые похороны близкого человека и запечатлелись в памяти надолго. Я любила деда. В отличие от бабушки, ворчуньи-командирши, дед был спокойным, улыбчивым, немногословным. Бабушка его постоянно ругала, а он только отмахивался: «Да будет тебе, Надя, Успокойся!» Дед был лесником, лес любил и берёг. Помню, как сокрушался, когда на Троицу все дворы в деревне уставлялись срубленными молодыми берёзками: «Ни к чему это. Столько красоты загубили!»
Он умел делать всё: пахать землю, строить дома, чистить колодцы, плести лапти. Вставал рано, садился во дворе на чурбан, на другой- ставил какое-то приспособление и отбивал косы. Мелодичный металлический звук разносился в утреннем воздухе, как песня. Мне очень нравилось видеть его за этой работой. Маленький сухонький сосредоточенный. Было видно, что он сам получает удовольствие от того, что делает.
Выпивал дедушка редко, но баба Надя его называла «пьяницей» и, если это случалось, ругала » на чём свет стоит».
В хозяйстве была лошадь. Дедуля любил её больше других животных. Тайком от бабушки, давал сахар; гладил, чистил специальной щёткой. Прижавшись к лошадиной морде что-то нашёптывал ей, называл «Моя ГолУба».
Иногда он приезжал в город: летом- на телеге, зимой- на санях. В один из таких приездов, дедуля зашёл в квартиру, в руках- два больших валенка. И он, как фокусник, стал доставать из одного-красные помидоры, из другого- янтарно-жёлтые яблоки, антоновку. В нашем детстве красные помидоры и яблоки зимой-чудо! Мы этими гостинцами сначала полюбовались, поиграли и только потом съели. Утром дедушка засобирался домой. Нам с сестрой разрешили поехать в деревню. Мама протянула деду авоську и сунула в карман маленькую бутылочку. Дед оживился: «А от за «чекушечку»-спасибо! Ну, девки, поехали!» Мы вышли во двор. Лошадь, запряжённая в сани, спокойно жевала, засунув морду в торбу. Дедуля снял торбу, прижался к лошадиной морде и ласково заговорил: «Домой ,Голуба, домой! Не подведи!» Нас с сестрой укутали в тулуп, расстеленный на сене. Дед взял вожжи, легко, бочком привалился на сани. Мы тронулись.
Ехали долго. Возница периодически доставал из кармана «чекушечку», делал один глоточек, удовлетворённо крякал. Иногда он вылезал из саней и шёл рядом, вероятно, чтобы размять ноги. Где-то к середине пути, мы задремали. Проснулись от того, что услышали: «Тёрт непутёвый! Пьяница! Нажрался, тёртово семя!» (Бабушка почему-то всегда говорила «тёрт», а не чёрт). «А ну, давай сюда!» И требовательно протянула руку. Дед послушно вынул пустую «чекушечку» из кармана: «Да будет тебе, Надя! Успокойся!»
Оказывается, мы с сестрой, пригревшись в тулупе, уснули сном младенцев. Нашему примеру, опорожнив пузырёк, последовал и дед Егор. «Голуба не подвела» и доставила «спящий груз» точно по назначению. Бабушка увидела в окно, что из саней никто не встаёт, причину поняла сразу и с руганью выбежала из дома.
«Да будет тебе, Надя! Успокойся!,» — повторял провинившийся дедуля, желая угомонить разбушевавшуюся жену. Она взяла у деда пустую бутылочку, брезгливо нюхнула, не выбросила, спрятала под фартук и ушла в избу. В хозяйстве- пригодится!
Это, пожалуй, был единственный раз, когда я видела деда выпивающим. Но бабуля частенько называла его «пьяницей» и «тёртовым семенем». Зато после смерти деда, она то и дело с горечью приговаривала: «От был бы Егорушка жив…»
Егорушка… Услышал ли дедуля там, на небесах, как ласково звучит его имя? А если услышал, то, наверное, сказал: «Да будет тебе, Надя! Ни к чему такие-то нежности. Вот, когда встретимся… Встретились они только через двадцать три года.
Он умел делать все ( делать землю , ..Он умел практически все : и землю вспахать..
Выпивал дедушка редко . ( Дедушка почти не пил
С гостинцами поигрались , а потом сьели ..( налюбовавшись цветом , мы предвкушали счастье , а потом надкусывая уплетали за обе щеки все наши гостинцы.
не маленькую бутылочку , а например сверток ..
Удовлетворенно кряхтел ( а крякают утки )
Сном младенца — излишне..
И в завершение , чего-то не хватило , ..какого-то кусочка боли что-ли , от лица, второстепенного ЛГ бабушки…Читала , и своего деда вспомнила..А деды , все классные бывают , наверное ..Хотелось , бы чтоб вы его до ума смогли довести.
И начало , можно и красивым пейзажем сельской местности начать…например ..Лето в тех краях особое..природный рисунок обычно добавляет легкости..Только , он легкий должен быть и ненавязчивый.
Света, спасибо! Над всеми замечаниями обязательно подумаю.
А по-моему, всё на месте. Кроме, пожалуй, «сном младенцев». Просто крепко уснули.
Мужики не только кряхтят, но и крякают (в деревенской прозе — неоднократно). И про гостинцы украшательств не надо. «Полюбовались, поиграли и съели» — точно и достаточно. Главное-то не гостинцы, а дед.
Игорь, спасибо! А «сном младенцев» — уберу. Если два человека «упали на одном месте», значит «ремонта не избежать».
Ну это если ламинат. А линолеум, как правило, после этого в ремонте не нуждается 😀
Ну, Вы как всегда: то частушка, то ламинат с линолеумом. А про слог? Или так плохо, что не хотите обижать? ( А дальше-кадр из немого кино: она, заламывая руки, вытаращив глаза, о чём-то страстно молит). Искушённый зритель легко угадывает: «Лучше горькая правда, чем…
Ну если честно — это еще не проза. Это как бы мемуары. Прозаическое произведение еще больше, чем стихотворение, нуждается в «трех китах»: тема, идея, сюжет. Вот скажите: что автор читателю хочет сказать своим произведением? Просто картинка.
Язык неплох, но предложения излишне длинны, от этого лишеное идеи и сюжетгного конфликта творение становится монотонным. .Тем более что описательность очень конспективна.
Ну вот в стык. Дед спускался размять ноги. В середине пути мы задремали. Я называю это телеграфным стилем: принц сбежал зпт принцесса отравилась зпт назревает скандал тчк.
А ведь здесь целая песня. Мерный скрип шагов лошади…Хруст полозьев по молодому насту. Ласковое покачивание саней, как будто на лодке или…в домашней колыбельке. А в соснах посвистывает ветерок, пугает, но зря. В большом дедушкином тулупе так тепло. Так ую-ю-тно. Прямо как мышке в норке.
Но сначала!!! СНАЧАЛА надо определиться — для чего это пишется. Что хочет сказать автор. Может быть его главная мысль: любите бабушек и дедушек? О чем.
Нет и личностных характеристик ни бабушки ни дедушки. Они безликие. Я в них не увидел людей. Это тоже лишь схемы. Делд умел делать все…Ну поркажите хоть что-нибудь. Ну покажите как он косу отбивает. Как рассматривает, прищурясь, лезвие, Как ударит осторожно пару раз — и опять смотрит. А потом серией -динь-дон-динь-дон. .И эхо аплодирует в ветвях этому концерту на отбоях.
Сергей, спасибо большое! Простите, что напросилась на разбор и отняла у Вас время. Дело в том, что я попыталась написать цикл рассказов-воспоминаний «Моё деревенское детство». Написать-то написала, а понять, что получилось, не могу. Хотела рассказать просто, но душевно, а получилось скучно. Рассказ про деда- один из шести. Так что теперь есть над чем подумать и поработать.
Начинайте с идеи. Ну не то чтобы идея у вас сформируется полновесно и четко, но то, что вы хотите сказать чиитателю, вы должны хоть как то представлять.Ну вот вы идете в большой магазин. У вас в холове конечно же складывается какой-то план покупок: надо то и это, а с этим погодим. В конце концов все равно купите много лишнего, а что-то нужное забудете, но прогулка по магазину не будет представлять из себя детальное обхождение всех полок и витрин. По диагонали: сыр, колбаса, кефир, крупа.Печенье к чаю…А там уж насколько осталось сил времени и денег. Вот с рассказом примерно то же. Невозможно ведь рассказать ОБО ВСЕМ. ВЫ и выбираете только то, что оработает на вашу идею. Очень простую, если рассказ невелик.М еще — не страйтесь писать документально. Пусть канвой будет ваше собственное детство, но проза — это обобщение. Не стесняйтесь (если нужно для пользы) добавлять такие подробности, которрых у вас в жизни не было и быть не могло. ГГероиня — это гне вы. Это обобщеный образ, слеплеенный из многих девочек, гостящих в деревне у многих бабушек и дедушек.
А на разборы напрашивайтесь пожалуйста, без проблем и извинений. Не бойтесь, если мне вдруг будет недосуг или просто скучно вас разбирать, я вам так прямо и отпишу. Но это вряд ли. Потому что потенциал у вас есть и потенциал серьезный, а техника — дело наживное.Она приходит с опытом.
Сергей, спасибо не только за доброжелательное отношение, но и за то, что указали направление, в котором надо двигаться.
Мне Ваш рассказ понравился. Такой мерный, неторопливый, плавный. Интересная картинка воспоминаний, и неплохо было бы, если бы это было главой большого рассказа. Отчасти согласна с Сергеем в том, что не хватило прорисовки образов бабушки и деда, их отношений. Еще немного не понятно, почему описывается именно этот случай (или только этот). А вот «слог» мне понравился очень. Не заметила, что предложения длинные. По мне текучесть и плавность здесь очень уместны.
Настя, спасибо! Это рассказ из цикла воспоминаний «Моё деревенское детство», не подробное описание жизни и нравов деревни 50-х, а отдельные картинки, сохранившиеся в моей памяти, о близких мне людях и обо мне. Хотелось, чтобы внуки поняли, что и бабушка когда-то была девочкой, и у неё было детство, в котором она было счастлива, несмотря ни на что.