Сумасшествием белых ночей

Сумасшествием белых ночей
опьянён и пленён,
В небо кинешь,
дурачась от радости,
горсточку зёрен –
И забудешь о них до поры,
до осенних времён,
летней жизнью,
как будто азартной игрой,
раззадорен.
На три месяца в счастье
бездумно нырнёшь с головой,
в зелень милых акаций
и лёгкую тень бересклета.
Прозвенит колокольчик
в туманной дали полевой –
это значит, что кончилось,
кончилось тёплое лето.
А потом от холодной росы
остывать будут дни,
в каждом листике жёлтом
отыщется повод для грусти.
Семена станут звёздами –
в небо ночное взгляни,
и тоска твою душу тихонько,
но верно отпустит.

Запись опубликована автором Ирина Кемакова в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Ирина Кемакова

Живу на Севере, в Архангельской области. С отличием окончила факультет филологии и журналистики САФу. По второму образованию детский психолог. Автор поэтических сборников "Вот так и жить" (Архангельск, 2015) и "Челобитная деревни" (Архангельск, 2017). Кандидат в члены СПР.

Сумасшествием белых ночей: 25 комментариев

  1. В общем , очень даже есть настроение , но и есть некоторые места :
    Опьянен и пленен — два глагола , а значит два действия
    В туманной дали полевой — два прилагательных
    Кончилось, кончилось — повтор
    Семена — откуда они взялись .
    Небо ночное , а почему не в белое , не в осеннее …( Или , ночь потому что лето кончилось , или белые ночи все- таки )

    • Света, опьянён и пленён — это не глаголы, а краткие причастия.
      Почему два определения не могут относиться к одному определяемому слову? Не поняла.
      Повтор — так это же песня.
      Семена взялись из первой строфы (там — зерна). Горсточка зерен, брошенных в светлое майское небо, стала звездами в конце лета — яркими, большими.
      Небо ночное — а почему нет. Осенью и в августе оно не белое ж никак. Белые ночи еще в июне закончились.

  2. Хоорошо. Вот только акации как-то …не из того климата. Белая акация — совершенная чужестранка в странах белых ночей. А желтая — карагана — хоть и менее прихотлива к климату, но тоже южанка районированная озеленителями. Думаю, стоило б заменить на более близкое к северянину-бересклету

  3. А , ну ошиблась . .у них же только разница в окончаниях . Два определения могут соотноситься к одному слову, но только не в поэзии . Поэзия — краткий жанр . Как бы, покороче написать об этом , ..попытаюсь :…Два причастия , два прилагательных , два глагола , два существительных и более к другому слову приводят к перенасыщению образа ,вместо яркости получается размытость .

    Я все это сейчас своими словами написала, а так это читая рассуждения классиков я впихнула в свои мозги .

    • «Сидеть с больным И ДЕНЬ И НОЧЬ,
      не отходя ни шагу прочь». Два существительных.

      «ВЗДЫХАТЬ И ДУМАТЬ про себя:
      когда же черт возьмет тебя» Два глагола, да еще и рифма себя-тебя.

      «Служил ОТЛИЧНО,БЛАГОРОДНО,
      долгами жил его отец» два кратких прилагательных.

      «Когда же юности мятежной
      пришла Евгению пора,
      пора НАДЕЖД И ГРУСТИ нежной,
      месье прогнали со двора.» -опять существительные-определения

      «Чего же боле, свет решил,
      что он УМЕН и очень МИЛ»

      А вся эта по вашему определению размытость превратилась в большой и очень сфокусированный роман в стихах.И очень даже не краткий при этом. Так вот, Светик. Ни жизнь, ни литература, ни поэзия в частности не терпят строгих догм. Даже отсутствие рифмы НЕ ВСЕГДА минус.Если вы вспомните Корнея Чуковского — у него размер гуляет всегда, а рифма улетает частенько.

  4. У вас кстати , здесь все легко подправить …Первый вариант который навскидку без повторов мне пришел в мою головушку вышел вот такой ..Но, на самом деле вы сами лучше поищите , нужные слова , но чтоб они не двоились по своему определению так близко , а в тексте не были бок об бок рядом .
    Сумасшествием белых ночей
    Без упреков пленён,
    И подкинешь,
    дурачась от радости,
    горсточку зёрен –
    В небо выше забыв до поры
    До осенних времен .

  5. Гуляющий размер он более привлекательный, чем не гуляющие, ….а бок о бок соединенные два определения .
    А, вот спорить здесь наверно можно до бесконечности , но позвольте мне все таки оставить для себя один и главный аргумент . Поэзия — это все таки краткий жанр .

    • Вы невернотрактуете слово «краткий». Краткость и в том, что порой перечислением двух-трех,четырех однотипных слов заменяется в пять раз больше слов нормальной литературной речи.

      «Крик жил отдельно!
      Вырастал стеной.
      Карабкался,
      обрушивался с крыш.
      Растерзанный,
      отчаянный,
      больной.
      нечеловечески огромный
      крик!

      Он тёк по трубам,
      полз по этажам,
      подвалы заполнял
      и чердаки,
      Он ошалело
      тыкался
      в звонки!
      Ломился в двери
      и в замках
      визжал!..

      Он умолял!
      Он клянчил: «Защити!..»
      Навстречу ослабевшему,
      ему,
      плыл шепоток:
      «Не надо…»,
      «Не ходи…»,
      «Простудишься…»,
      «Не надо…»,
      «Ни к чему…» (Р.Рождественский «Случай»)

      ВЫ обратите внимание,Светик, все построено как раз на перечислениях. Именно они являются ГЛАВНЫМ художественным приемом И именно перечисления дают стихотворению тот сумашедший эмоциональный накал, который был бы просто невозможен при «грамотном по вашей версии» написании. Я раньше очень часто выступал с декламацией этого стихотворения и знаю, как оно обрушивается на слушателя, даже на самого равнодушного, у которого слезу и столовой ложкой свежей горчицы не вышибешь.
      И вот, Светик, найдите это стихотворение, перечтите и скажите потом, что можно было написать гораздо короче, если б не использовать многочисленные перечисления.

  6. Эти перечисления сотворены можно сказать мастером — ювелиром ( Хотя, нет скорей музыкантом)
    Здесь, же музыка в словах ..
    Растерзанный,
    отчаянный,
    больной.
    нечеловеческий огромный
    крик ( Р — 4 : Н-6 ..и причем Й — работает как ударник …Т — 2 ..и , К — 3 словно легкие барабаны )

    Туманной дали полевой — такой мелодике здесь, нет ..
    Опьянен и пленен в небо — мелодика , есть ..но получается ..что и Опьянен и Пленен …( слабо представляются эти два действия совершенные кем то над тобой . Вернее , одно с другим трудно сопоставить .

    • Светик, речь шла о том ,что перечисления ВООБЩЕ НЕЛЬЗЯ. При чем тут звук ударник или звук саксафон? А в приведенном мной в начале отрывке все на перечислениях.

      Крик жил отдельно!
      Вырастал стеной.
      Карабкался,
      обрушивался с крыш.

      Он тёк по трубам,
      полз по этажам,
      подвалы заполнял
      и чердаки,
      Он ошалело
      тыкался
      в звонки!
      Ломился в двери
      и в замках
      визжал!..
      Он умолял!
      Он клянчил

      В общем все, чего нельзя, сконцентрировано в этом стихотворении.

      Но если хотите, я вам еще десяток подберу. А можно и сотню. И все — классиков.

      И пришли к нему двое
      Безвестных владимирских зодчих,
      Двое русских строителей,
      Статных,
      Босых,
      Молодых.
      (Д.Кедрин. Зодчие)

      и всегда об одном затевает беседу:
      «Успокойтесь, утешьтесь — я скоро уеду!»

      Вот о чем вечерами играл я на флейте.
      Убеждал я: поймите, уразумейте,
      Расскажите
      знакомым, шепните соседу

      Пробил час — по проспектам, садам и бульварам
      Все пошли вы за мною, пошли вы за мною,
      За моею спиною, за моею спиною.,(Л.Мартынов.Замечали — по городу ходит прохожий)

      Ну и так далее
      А ваше замечание о том, что в приведенном вами отрывке нашего автора нет мелодики ничего общего не имеет с запретом перечислений.

  7. Ладно , я сдаюсь . …. , можно все можно в поэзии . .. Но, если перечисления играют ‘ музыкальными нотками , а во всех ваших примерах они опять таки на лицо ,
    ..Но, перечисления как например два .(.дым и огонь )…. .( хитрец и тугодум)…(плыть и расти )..в коротеньком стихотворение не имея соприкосновений в плане звучания все таки неуместны будут .

    • Музыкальные нотки — это другое.Причем это оценка субъективная и в рамках нескольких прочтений одним и тем же читателем, может меняться как от минуса к плюсу, так и наоборот. Даже когда читаешь великих, важно, чтобы стихотворение пало на настроение, на состояние души. А иные стихи (у великих же) поначалу кажутся сплошной серостью. И только потом, с возрастом начинаешь вникать в их спокойную музыкальную гармонию псалмов и фуг.
      Ладно, Светик,завершим эту тему. Надеюсь, мы по-прежнему друзья?

Добавить комментарий

Войти с помощью: