Надо очень хорошо знать то, о чём ты пишешь. Сейчас очень многие авторы бегут от реальности. И появляется очередное Земноморье, очередная битва зла и добра, света и тьмы, очередные путешествия в межпланетные пространства. И там ничего по-настоящему даже непонятно. Если раньше мы могли прочитать того же Лема про фантастическое путешествие куда-то там на Солярис, то там были и характеры, и люди, и какие-то взаимоотношения. Выстраивалась какая-то ситуация, в которой можно было жить. …Кстати говоря, я фантастику в детстве очень любил. А после того, как прочитал «Солярис» Лема, я сказал, что фантастику больше не читаю. Почему? Могу объяснить. Лем – превосходный фантаст. Но в его «Солярисе» человек – это животное, нечто низкое, нечто такое, что не ждёт впереди ничего хорошего. Когда произведение говорит читателю: «Свинья, свинья, свинья, свинья…», он начнёт хрюкать.
Что касается фантастики, то её лучше писать с юмором. Тогда она читается хорошо. Кстати, у американцев есть такие писатели.
Но это всего лишь мои личные пристрастия, мои личные вкусы. Я лучше перечитаю «Сагу о Форсайтах», чем какую-то там фантастику. Кстати, «Сагу о Форсайтах» я первый раз начал читать лет в тридцать. Ну, такая скучища! Боже мой! Ну, не могу. Всё тянет чего-то, тянет, тянет, тянет… Не, перестал читать… отложил. А потом, был в одной командировке, а там, так получилось, читать было почти что нечего. И, вдруг, мне снова попалась эта книга. И от того, что не было что почитать, а я без книг совсем не мог, стал читать её опять. Прочитал страниц сто и, вдруг, почувствовал, это так интересно. Я был в восторге от нового прочтения. И, вот, не далее, как года два тому назад, думаю: «А надо бы мне перечитать, наверное, «Сагу о Форсайтах». И снова совершенно иное ощущение. Это великое произведение, написанное великим писателем.
— Для кого типа людей вы пишите свои произведения?
— Сейчас я, если и пишу, то пишу некие мемуарные произведения. Иногда пишу какие-то публицистические статьи. Не так давно, в статье «Ещё раз о «других» людях» (газета «Литературный Петербург», (112) январь 2012 г.) я отругал молодых авторов, которые издавались в журнале «Другие люди». А они написали в интернете, что Белинский такой-сякой, нехороший. Что ему давно пора уже на покой. На самом деле, там ничего такого не было, чтобы стоило так остро реагировать. Эти ребята, которых я ругал, они, ведь, что делают. Они повально вводят в литературу каких-то бомжей, всякого рода извращенцев, матершинщиков… дно человеческой жизни, не замечая вокруг хорошего. Конечно, есть и бомжи, и матершинщики, и разбойники всех мастей.… Но есть же и масса честных, хороших людей. Людей без всякого рода комплексов и отклонений. Но они этого не видят. Они видят только изнанку, всевозможную жизненную грязь. И я их за это поругал. А они разобиделись. И Рома Всеволодов меня больше не приглашает к молодым авторам. Ну, не приглашает, да и не надо.
— То есть, вы пишите книги для более зрелых понимающих людей?
— Да я как-то не ставил перед собой задачи писать для какой-то определённой категории людей. Писал всегда для людей взрослых. Хотя и есть у меня несколько рассказов для ребят. Один рассказ про мальчика-партизана. Это я был в партизанском отряде и описал историю, рассказанную мне командиром отряда. Потом, про начало войны. Рассказ называется «Июнь». О ребятах, которые ходили на завод знакомиться с производством. Ну, был ещё рассказ про мальчика, пионера Алёшу.
С молоду писал для молодых. А потом – для всех, я так считаю. Так что, специально не рассчитывал на кого-то.
— Сейчас много людей паникует из-за конца света. А верите ли вы в него?
Рассуждения про профессию журналиста дилетантски наивны.Конечно, это рассуждения не автора, а интервьюируемого, но, думается, без этого абзаца десятистраничное интервью не пострадало бы. В принципе этот абзац (уже после прочтения всего материала) вызвал у меня большие сомнения в общей состоятельности интервьюируемого. Вряд ли этого добивался автор.
ДЛЯ АВТОРА: журналистику и писательский труд несомненно роднит одно: и там и там далеко не каждое лыко годится в строку и приходится жертвовать порой даже очень вкусными и сочными кускам, которые не ложатся в единую канву. А уж насыпать в материал ВСЕ СОБРАННОЕ — не самый лптимальный путь. Берем массу собранного материала и безжалостно отсекаем все лишнее. Так будет вернее.
Очень хорошо в этом тренирует изначально заданный объем текста. Редактор говорит: материал интересен но могу тебе предоставить лишь 220 строк на второй полосе.Вот и крутись. Самому себе быть редактором, конечно, тяжко. Но тоже можно.
Спасибо, Сергей. Согласен практически со всем вышесказанным.
…Поверь, если у меня, к примеру, возьмут данный материал в «литературку», выделив определённое кол-во строк, я сумею отсечь всё лишнее… а если ещё и оплатят, я сделаю из этого барбекю с фрикандо под кисло-сладким соусом!
Верю на слово