История одного стихотворения

(из письма питерской поэтессе Галине Сёминой)

…В сфере последних событий, и пользуясь оказией случившегося свободного времени (что для меня последнее время – роскошь), хочу рассказать вам одну маленькую историю о судьбе одного из редактируемых мною с Алексеем стихотворений.
Стихотворение это называется “Ремонт крыльев”. Ему на момент редактирования уже было лет десять. Выглядело оно следующим образом:

РЕМОНТ КРЫЛЬЕВ

Бывает, станет на душе тоскливо,
И душит одиночество в толпе.
И ты – не тот, и все вокруг – не те.
И жизнь летит куда-то торопливо.

И в этот миг, когда ты, обессилев,
Уж, ничему и никому не рад,
Вдруг, натыкаешься на чей-то взгляд,
И в нём читаешь надпись: «Ремонт крыльев».

Вот такое, вот, уже вполне состоявшееся, почти безупречное стихотворение. Но… безупречное оно только на первый взгляд. И, не смотря на то, что стихотворение на тот момент уже завоевало любовь тысяч людей, выиграло три поэтических конкурса, публиковалось в газетах и журналах по всей России и ближнему зарубежью, вошло в добрый десяток общих поэтических сборников… – оно всё же имело один небольшой, и, казалось бы, не столь важный и принципиальный дефект, о котором я знал. Да и другие подмечали это не один раз. Суть его такова: в последней строчке ритмическое ударение падает на “…рЕмонт крыльев”. Как закоренелый и опытный декламатор я довольно легко и искусно обходил этот момент при чтении стихотворения на публике, но строка эта всё равно не оставляла меня в покое. Бессчётное количество раз я, так или иначе, пытался её поправить, и самостоятельно, и вкупе с другими, и закидывая его на самые различные литературные сайты и форумы для разбора… но каждый раз, намаявшись вволю, вынужден был отступать не солоно хлебавши.
Но всему рано или поздно приходит конец.
Неоднократно обломавшись с попытками исправить данную строку, я собирался оставить данное стихотворение в редактируемом Ахматовым сборнике моих стихов таким, как есть, без изменений. Даже нашёл для себя «отмазку» в виде весьма известного пастернаковского стихотворения «Быть знаменитым некрасиво», точнее, одного из четверостиший этого стихотворения. А именно:

Быть знаменитым некрасиво.
Не Это подымАет ввЫсь.
Не надо заводить архива,
Над рУко писямИ трястись…

Но Алексей оставался непреклонен. «Ищите! Пастернак нам не указ. Будущие чабановеды нам этого не простят!».
И я начал искать.
Задача была с одной стороны проста, а с другой – довольно сложна. Надо было, кровь из носу, сохранить «ремонт» и ни на йоту не изменить первоначальный смысл …ну… если только в лучшую сторону (что, забегая несколько вперёд, в конце концов, и получилось).
Я решил дать решительный бой этой строчке. Либо я, либо она. Да и подводить «будущих чабановедов» мне не хотелось. …Господи, каких только вариантов я не перепробовал… Там были и «тЮнинги», и «прАвка», и… «помощь», «возврат», «починка»… «возвращаю»… «ремонтирую крыла»… «Здесь рихтовка крыльев»… и т.д. и т.п. Таким образом, описывая здесь все возникавшие варианты, я могу исписать не одну страницу…
Ничего не получалось.
Строчка не хотела сдаваться. …Но и я уже к тому времени тоже закусил удила.
Я стал пробовать изменить строку полностью. Но и здесь, пытаясь сохранить словосочетание «ремонт крыльев», я потерпел очередное фиаско.
Коса нашла на камень…
И тут я принял решение отступить глубже и, подобно Кутузову, сдать «свою Москву». Я взялся за переработку двух последних строк. И уже через несколько часов праздновал победу (Кутузову пришлось ждать гораздо дольше).
Теперь последние две строки выглядели следующим образом:

Наткнёшься, вдруг, в толпе на чей-то взгляд,
И в нём прочтёшь: «Ремонт души и крыльев».

Я не только справился с поставленной задачей. Не только смог загнать строку в заданный ритмический рисунок стиха. Но и, на мой взгляд, смог значительно её улучшить и усилить всё стихотворение в целом. Впрочем, судите сами:

РЕМОНТ КРЫЛЬЕВ

Бывает, станет на душе тоскливо,
И душит одиночество в толпе.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars6 Stars7 Stars8 Stars9 Stars10 Stars11 Stars12 Stars13 Stars14 Stars15 Stars16 Stars17 Stars18 Stars19 Stars20 Stars21 Stars22 Stars23 Stars24 Stars25 Stars26 Stars27 Stars28 Stars29 Stars30 Stars31 Stars32 Stars33 Stars34 Stars35 Stars36 Stars37 Stars38 Stars39 Stars40 Stars41 Stars42 Stars43 Stars44 Stars45 Stars46 Stars47 Stars48 Stars49 Stars50 Stars (4 проголосовавших, средний балл: 24,50 из 50)
Загрузка...

История одного стихотворения: 6 комментариев

  1. Браво! Отлично написано! И вывод очень верный.
    И читатель теперь точно знает, что есть надежда встретить того, кто может помочь с “ремОнтом души и крыльев” “в минуту душевной невзгоды.”

    Alyutik поставил(а) оценку: 28
  2. Вот о чем я все время говорю. Форма не враг, а помощник. Не надо в форму что-то вталкивать и втискивать. Если она упрямится, значит рядом есть НАМНОГО более точное, НАМНОГО более верное решение. И Олег был вознагражден за свой труд сторицей, ведь строка стала не просто лучше – разительно лучше.
    То же самое бывает и с рифмой.

    Сергей Чинаров оценку не ставил(а).
  3. Стихотворение хорошее. Я его много раз слышала и только сейчас в тексте прочитала. А вот понять как правильно? Либо он чинит крылья- это как вывеска звучит. Либо ему нужно починить крылья-это и читается в глазах?

    Алла Кудрявцева поставил(а) оценку: 29
  4. 1) “Наткнёшься, вдруг, в толпе на чей-то взгляд и в нём прочтёшь: «Ремонт души и крыльев».
    Читая второй исправленный вариант данной рифмованной мысли, понимаешь:” Что просто, то гениально”, а также, что “ларчик просто открывался”. Конечно, после драки кулаками не машут. И кажется всё на самом деле просто. Однако, купаясь в своих рифмах, пытаясь их улучшить и довести до совершенства, люди часто забывают о том, что надо было остановиться и вспомнить о разнообразии русского языка, о синонимах, антонимах и пр. Есть другой вариант, для таких, как я, “плебеев”, – опираясь и отталкиваясь от минимальных знаний, полученных в школе и от словесного багажа, запрятанного в сейфе подсознания. Встаёшь ранним утром, отдохнувшим от интеллектуального труда накануне, читаешь текст себе любимому и непринуждённо, совершенно непроизвольно вылавливаешь соответствующую рифму или слово как золотую рыбку, по наитию, интуитивно. Просто , доверяя своим органам чувств.
    2)
    Быть знаменитым некрасиво.
    Не этО подымАет ввЫсь.
    Не надо заводить архива,
    Над рУко пИсями трястись…

    Дубль 2 (Олег, не кажется ли, что второй вариант при прочтении правильнее. Я, конечно не филолог, но, например если взять слово рукопись в единственном числе, – будет рУкопись, а не рукопИсь, если взять во множественном, то тогда соответственно логичнее, а мне, – интуитивнее, и ближе, произносить – рУкописИ, с ударением на второе И, а не на первое и, а корень как бы говорить скороговоркой, просто не считая рифмы, а опираясь на значение и прозаичную орфографию)

    Быть знаменитым некрасиво.
    Не Это подымАет ввЫсь.
    Не надо заводить архива,
    Над рУко псямИ трястись…

    Уж, простите, если, что не так сказала. С уважением, – Галина.

    Galina Shpynova оценку не ставил(а).

Добавить комментарий

Войти с помощью: