— Иди! Таня у нас в музыкальной школе училась, — пояснила обернувшимся к ним органисту и учителю.
— Замечательно! Пойдёмте, Танечка, к инструменту, вставайте справа от меня, — улыбнулся Виктор, подбадривая оробевшую девушку.
И орган зазвучал. Запели стены старинной церкви. Музыка мощными, чарующими волнами уносилась под каменные своды. Величественные и чистые звуки поразили Таню, слёзы от какого-то удивительно светлого чувства подступили к глазам.
Но через несколько секунд очарование пропало: Таня вспомнила о своих обязанностях — перелистывать страницы нотной тетради. Бах, Моцарт, снова Бах, Брамс, Шуман, Бах, Мендельсон… Перед глазами мелькали и мелькали нотные знаки, спина заныла от напряжения.
Сначала Таня нервничала, боясь не увидеть кивка музыканта и не успеть вовремя перевернуть страницу. Потом немного успокоилась, стала перелистывать почти автоматически.
И в это время её внимание привлекли негромкие шаркающие звуки. Они доносились откуда-то снизу, почти от пола. Таня, перевернув страницу, незаметно опустила глаза: ноги Пряхина, обутые в смешные коричневые чешки, ловко бегали по педалям органа. Так вот что шуршит! Рот растянулся в глупой улыбке. Пристыдила себя: «Ты что это, Татьяна? Чешки – потому что подошва у них тонкая, а ноги органиста должны чувствовать педали. Вот он и выступает в чешках. Но смешно-то как!» И снова уголки губ ползли кверху.
Музыки она почти не слышала. Стояла возле музыканта, а внутри всё росли раздражение, обида и стыд, что музыки не чувствует, что спина ноет, что чешки шуршат, а она ничего не может поделать со своей дурацкой улыбкой.
После концерта Таня быстро выскользнула из зала, не поблагодарив музыканта, не попрощавшись с девчонками и Рауфом Чаршанбиевичем.
Хотелось побыть одной. На душе было тяжело и мутно, настолько девушку поразила её реакция на органную музыку (вернее, отсутствие этой реакции). Кажется, она даже плакала в автобусе.
А вечером, немного успокоившись, решила: и правильно, что аккордеон пылится на шкафу. С её способностями только пьяных гостей и развлекать. А раз она такой бесчувственный чурбан, то незачем на концерты классической музыки ходить.
Мыслями своими Таня не поделилась даже с подружкой Светланой. Стыдно, да и посмеётся, наверное, Светка над этими переживаниями, не поймёт.
Прошло десять лет. Снова был тёплый июнь. В северном городе цвела сирень.
Таня приехала в Архангельск на несколько дней. В первый же вечер, освободившись от нудных и хлопотных дел, встретилась со Светой, которая после учебы в университете осталась в городе. Гуляли по набережной, слушали чаек и плеск волн, болтали без умолку, вспоминая студенческие годы. В маленьком кафе на Троицком выпили красного вина.
Когда вышли из кафе, уже стояла белая ночь. Расставаться не хотелось, но завтра Таню ждал полный забот день, да и Светины детишки уже несколько раз звонили, потеряв маму, без которой не привыкли ложиться спать.
— Ну, всё, пока! Не прощаюсь! А давай завтра сходим куда-нибудь, просветимся, приобщимся? — расцеловав подругу, предложила Света.
— Давай! Вот как раз и афиши через дорогу, у филармонии, висят, — согласилась Татьяна.
Прочитали, что в эти дни в концертном зале кирхи Виктор Пряхин даёт концерты органной музыки.
— Надо же, как удивительно! Ведь Пряхин уже давно уехал в Норвегию, работает там. У нас, значит, с гастролями, — радовалась Света. – А помнишь, как Рауф водил нас на истории культуры орган слушать? Ты еще ноты перелистывала.
Таня улыбнулась. Конечно же, она помнила ту первую свою неудачную встречу с органной музыкой: как ноты боялась не вовремя перелистнуть, как улыбалась над шуршащими по педалям чешками, как стыдно было, что великая музыка не открылась перед ней, убитая этими глупыми и мелкими бытовыми деталями.
— Помню, конечно, — ответила Таня. И вдруг сама для себя неожиданно (ведь не хотела же больше никогда на концерты классической музыки ходить!) предложила:
– А пойдем завтра слушать орган?
В общем — хорошо. Со второй половины — даже со второй трети, когда Пряхин заиграл, — попал в струю, там придираться особо не к чему, если только совсем по мелочам. А вот начало показалось местами избыточно, местами невнятно. Не хватило географической привязки. Немецкая слобода, кирха Екатерины, север — рука тянется к затылку. Когда в начале второй половины появляется Архангельск — тогда всё проясняется.
Спасибо! Перенести Архангельск в самое начало? Убрать большую часть рассказа Рауфа? Придеритесь ещё и по мелочам, мне очень важно.
Ага, Архангельск встал на правильное место, и аккуратно встал, ненарочито. И рассказ Рауфа вы, похоже, пригладили, стало легче читаться. Мелкая докопашка: в двух фразах подряд «инструмент». Я бы во второй написал «установлен орган популярной немецкой фирмы».
Ловить мелких блох после разбора Анастасии совсем затруднительно (да и времени/сил нет сегодня). Но в чешки я поверил сразу.
Спасибо, Игорь. «Инструмент» сейчас исправлю.
Теперь я попридираюсь)
Видимо, Вы уже все поправили, потому что Архангельск увидела в начале. В целом мне понравилось. Вот, что смутило меня.
«Педали-рычаги»… Некрасиво звучит, некрасивое сравнение, да и зачем они «рычаги»? Педали и педали.
Зачем нужна музыкалка для переворачивания нот? Я закончила музыкалку, потом еще год училась играть на гитаре, но сама без подсказки нотные страницы не переверну ни за что на свете. И я даже не уверена, что кто-либо на это способен (по крайней мере, я не представляю этого технически — если ты не знаешь произведение, то для такого фокуса должен быть идеальный слух и идеальная… нотная грамотность что ли, чему в музыкалке точно не учат, если только уже в училище) Обычно страницы переворачивают по кивку музыканта.
Чешки… Хм… Конечно, на платформе педали жать неудобно. Но, на мой вкус, в обуви без каблука их жать еще неудобнее (я даже дома что-то всегда на ноги надевала всегда) — нога для такой работы анатомически не предназначена и дико затекает. Это дело вкуса и индивидуальной какой-то анатомии просто (кто-то и машину водит в тапочках). Я не к тому, что надо убрать это место. Но вот выделение чешек в качестве приближения к высокому не очень уместно, мне кажется.
Почему в юности подруга «Светлана», и только в зрелости «Светка»?) «Светлана» как-то вообще инородна)
Момент с афишей. Девушки так обрадовались органисту, пообсуждали, и вдруг Таня «неожиданно» предложила. Да очень даже «ожиданно»!)
Ну и концовка. Это от Моцарта-то с Бахом ощущение попадания в страну «где не бьют и не кусают» (а тем более, где «за счастье не борятся»)? Ну ооооочень спорно! Особенно, учитывая классическое построение многих музыкальных произведений, где даже в мажорных пьесах есть минорная часть… Да и не этого хотели обычно авторы. Это как поэзия: там море переживаний, несчастной любви, страсти, смерти, счастья — и все это переплетается, переливается, сменяется одно другим, а в конце главный герой всех побеждает (или умирает — взависимости от лада). Как-то так.
Ну вот. А в целом очень интересный рассказ! На одном дыхании читается!
Спасибо, Anessa! Да , название города перенесла в начало текста.
Рычаги сейчас уберу.
Про музыкалку для переворачивания нот — так вот почему-то хотелось Пряхину (вернее, его прототипу).
Сейчас существует специальная обувь для игры на органе, похожая на танцевальные туфли — с небольшим каблучком. А тому органисту, видимо, удобно было играть в чешках. Эти детали мною не выдуманы, а просто взяты из реальности.
«Светлану» и «Светку» — это Вы очень правы! Заменю.
Неожиданно предложила — потому что больше никогда не собиралась ходить на концерты классической музыки, уверилась в своей глухоте и неотзывчивости к этому виду искусства.
Насчет восприятия героиней музыки — странно было бы, если б музыка унесла героиню в мир бед и порочных страстей, мир войн и предательства. Хотя органная музыка частенько мрачновата… Не знаю пока, как-то надо осмыслить…
Конечно, с муз. образованием переворачивать ноты все равно проще. Уже опыт есть) Но лучше, чтобы героиня боялась пропустить кивок или перелистнуть 2 страницы. Логичнее просто.
Тогда про «неожиданно» надо бы добавить мысль, что она не собиралась туда ходить.
Конечно, в «мир порочных страстей» — это Вы загнули 🙂 Но в мир каких-нибудь ярких эмоций, любви и отчаяния, радости и горя и т.д., и т.п. — как-то бы так. Еще — это, конечно, мое личное восприятие — представьте страну, которая сейчас у Вас описана, представьте ее в виде книги или фильма. Про такую страну не будут читать, потому что мы, люди, любим проблемы и эмоции, когда у нас все гладко, мы зачастую сами их ищем и высасываем из пальца. Поэтому в музыке такая страна может возникать только в контрасте, и только на нем держаться.
Спасибо, Anessa!