Кто мы?

Что шапку «не ложим» на стол –

Законное дело.

Соседочке долг отдавать

не принято

через порог.

Из золота крестик повесим –

украсим и тело,

и чтобы «нечистый»

во внутрь прокрасться не смог.

Покушаем всласть

по китайской диете.

Что б были деньжата –

Поставим «слона» в уголок.

Запутавшись в суеверьях

и верах на свете,

«Кто мы?» ответить

никто и не смог.

Принято. Оценка эксперта: 17 баллов.

Кто мы?: 17 комментариев

    • Это в Индии, Вьетнаме и Тайланде, кажется. Хотя, в Тайланде не слона ставят, а фигурку Ганеши. А к ней — конфетки (у меня тоже такая фигурка есть — надо мной весь офис смеется)) )

    • Шапку на стол класть — не будет денег. Распространённое у восточных славян суеверие. Есть варианты: заболеешь, голова будет болеть и проч. Суеверие происходит из языческих времён, когда в крестьянской хате стол почитался как место, где лежит ХЛЕБ. Порог — его почитание у славян было связано с 2-мя аспектами: под порогом хоронили прах предков, это граница между домом (миром людей, космосом) и враждебным внешним миром (хаосом).
      Эти языческие в своём корне суеверия перешли в современный мир. И практикуются. Спросите своих мам и бабушек.
      Крестик из золота — в современности и демонстрация своего «богатства» (высокого статуса) и украшение и, разумеется, дань религии: смотрите, мол, какой я верующий.

      • Как вы себе представляете похороны под порогом? То есть люди всю жизнь жили в трупной атмосфере? Это, извините, ненаучная фантастика. Представления о зачатках санитарии складывались еще в пещерах. И обустройство кладбищ вне черты населенного пункта — как бы его ни объясняли с точки зрения духовности и космоса, это всего лишь элементарная мера сан-гигиенической безопасности.

        • Обряд — кремация (трупосожжение). Под порогом — урна с прахом. И никакой антисанитарии.
          Впрочем. Это одна из версий происхождения обсуждаемого суеверия.

          • Ириночка, тогда люди долго на одном месте жили. А жизнь была коротенькой. Средняя продолжительность не достигала и 30 лет. Это по вашей версии под каждой избой (непременно под порогом) должен быть целый колумбарий вырыт на 100-200 урномест?

            Есть и другая версия (мне она кажется гораздо более правдоподобной): под порогом — это ниже дома. Кладбища-погосты устраивали ниже населенного пункта, стихийно вкладывая в обрядность гигиенические соображения — чтобы трупный мор в поселение не тек. Потом эта инстинктивная гигиена забылась с приходом христианства, произвольно формализовавшего все обряды — как потом КПСС плевала на все гигиены и прочее.

            • Речь ведь не об обрядах древности, не так ли?
              Суть спора не в этом. А о том, что такого суеверия нет, говорит Светлана. Так вот оно есть. Вы же это и подтверждаете. Его происхождение, в данном случае, не имеет значения. Факт — оно с языческих времён.
              Так что предмета для спора я не вижу.
              Среди обывателей широко распространено поверье не передавать что-либо через порог. Вот о чём речь.

  1. И мне крестик в глаза бросился.
    Почему «украсим и тело» — зачем тут «и»?
    Какое отношение диета имеет к вере и суевериям?
    Конечный вопрос я тоже не поняла. Что значит «кто мы»? Мы — люди, и ничто людское нам не чуждо.

    • КТО? В смысле: определитесь вы христиане или буддисты или язычники и проч. Если христиане, то по какой причине суеверия имеют такой успех?
      Второе. Христианство проповедует культ бедности. Но вместе с тем, церковь считает, что причастие лучше (яное дело!) из золотой чашечки серебрянной ложечкой, а не, к примеру, из глиняной ложкой из «нержавейки». Так же и современные верующие: считают что вполне простительна тяга к богатству (для этого и ближнего ободрать не грех) и при этом важно «искренне раскаяться.» И всё — дело «в шляпе».

      • Христианство вовсе не проповедует Культ. Христос удивительно ненавязчив. Иное дело, Он уверяет, что бедному много легче попасть в Царствие Небесное, а богатому это как верблюду пройти сквозь игольное ушко. Так что это лишь вопрос степени веры в Христаи Его слова. Чем человек богаче, тем больше ему на эти слдова начхать и растереть по иконе.

  2. Резюме: надо быть последовательным: если уж верующий — живи в лачуге, иначе царства божиего тебе не видать. Кстати, стремление к славе (например, к признанию твоего таланта как поэта и проч.) — есть гордыня. Средневековые мастера-иконописцы чтобы избежать этого греха, имена свои не писали.

  3. Сильно суровы вы, дамы и господа, к простым людям)) Нет, конечно, предела совершенству, но где его набраться-то? А еще и бороться с суевериями… да, легко сказать! А многие суеверия не просто так придуманы были.
    С прахом и правда что-то не то. Не наша, вроде, традиция. Но порог откуда-то взялся… Хм…

    • Почитайте литературу, к примеру, по такой забытой науке, как этнография.
      Поживите среди сельского населения годок хотя б. Вот там они и есть «простые люди».
      Тогда и поговорим.

      • Как-то у Вас так интересно получается: то есть, я — уже непростой человек. Особый что ли какой-то? И простых можно найти только в деревне? То есть большинство людей нашей страны нельзя отнести к простым — так что ли? Не, ерунда какая-то получается, Ирина.

        • Термин «простые люди» употребили Вы. Я его не употребляла. Честно сказать, не знаю, что Вы вкладываете в него.
          Я же имела ввиду, что современные горожане меньше склонны к суевериям, нежели сельские жители. Или эти суеверия имеют уже «новую» редакцию. Сельчане вели веками рисковое земледелие, где жизнь (урожай, достаток) сильно зависел от погоды, случая и проч. Отсюда и их стермление к соблюдению определённых веками установленных правил (суеверий, ритуалов, традиций и проч.). Т.к. формула «соблюдай ритуал и высшие силы дарую удачу» действовала. В современном городе жизнь динамична, изменчива, подвержена влияниям из вне (СМИ, горожане чаще путешествуют и проч.), поэтому ритуалы и суеверия уже не действуют и их не соблюдают. Вот что я имела ввиду.
          А «простые» — «непростые» тут вообще ни к месту.

Добавить комментарий

Войти с помощью: