Ильин день

На Ильин день травы сохнут на корню,
Утром — лето, а с обеда —  осень.
Наступают на колючую стерню
Ноги на крестьянском сенокосе.

По традиции гостей наедет в дом –
Все свои, с кем бабушка гостится,
Зашумят, за стол поместятся с трудом.
Бабы — кто в шелках, а кто и в ситце.

Мужики неспешно курят в холодке,
О своём, мужском, степенно судят.
Дядя Вася щеголяет в пиджаке
Свадебном – другого и не будет.

На столе дрожит домашний холодец,
Жирный лещ глядит из чёрной корки,
Пироги, свежепросольный огурец,
Морс, пол-литра водки, помидорки.

«Что, не жарили барашка мы Илье? –
Дядька донимает всех вопросом. –
Вот он явится – а нету на столе!»
И улыбка на лице курносом.

Навестит уже под вечер сам Илья,
Загремит над домом колесница.
Гости — из дому и дождевым струям
Красные свои подставят лица:

«Молодец, Илья-пророк, не обманул:
В этот день всегда гроза бывает!»
Оживленный ближе к ночи стихнет гул,
В звёздном небе без следа растает.

Запись опубликована автором Ирина Кемакова в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Ирина Кемакова

Живу на Севере, в Архангельской области. С отличием окончила факультет филологии и журналистики САФу. По второму образованию детский психолог. Автор поэтических сборников "Вот так и жить" (Архангельск, 2015) и "Челобитная деревни" (Архангельск, 2017). Кандидат в члены СПР.

Ильин день: 45 комментариев

  1. Ну вот опять. О чем? Что хотел сказать автор? Вот смотрите, а если б не бабка была, а молодуха или крепкий бобыль лет сорока — что-то изменилось бы? У леща корка не такая черная? Вместо водки бы пили старое мозельское? Или что? То-есть главная героиня — как бы никто. А если б не Ильин день, а Пасха? Именины? Разве только гроза б к случаю не прогремела. То-есть главного события тоже как бы и нет. Просто съехались, посидели, водки выпили — разошлись.Эка невидаль.Такое стихотворение можно по журналамносить ка Ляпсус-Трубецкой своего Гаврилу. В рыбацкий журнал. «На день рыбака взяла морячка снедь». В молодежный журнал «На Татьянин день студенты копят снедь». Ну и так далее.
    Ну а по технике — зачет. Разве что не верится мне в старушку, которая не постесняется на стол подать насквозь проплесневелый сыр.

    • Спасибо, Сергей! Автор хотел рассказать не о бабке, а о празднике Ильина дня, который отмечался в некоторых деревнях у нас на севере традиционно.
      Как думаете, что можно сделать, чтобы стих спасти?
      У меня еще есть одна строфа, предпоследняя:

      Всё искал Илья, где жертвенный баран.
      Злясь, огнём и громом разразился.
      Видно, тоже был немножечко, да пьян,
      Жертву не нашёл – дождём пролился.

      Знаю, что на севере было принято в Ильин день жарить на костре жертвенного барана.

      • Уф. Мозоль на языке. Сюжет. Сю-жет. Если Илья главный, так почему о нем только строчка-затычка в самом конце.

        Видно, тоже был немножечко, да пьян,
        … дождём пролился.

        Ну как вы думаете, какая ассоциация возникает? Правда, моя бабушка подмосковная ак и говорила Илья в реки помочился — купаться боле нельзя.

          • Чо у вас Илья как старая баба. Вообще начинать надо с начала. Что за день. Зачем его отмечают. Но главное — ответьте себе на вопросы — почему бабушка, что именно хотел сказать автор. Где конфликт, черт побери.Вон вернитесь к стиху про чухого мужа. Там же развитие сюжета идет через отчетливый конфликт и никаких сю-сю, му-сю. И Класс. Потому что конфликт первичен. Я вот не спросил — а сразу хотел: почему все у бабки собрались то? Молодую нашли гостей принимать? А может занедужила как раз, обезножела? Так тогда сама на стол не наготовит. Соседки помогут — так это что все читатель сам должен нафантазировать? А вы тогда ему зачем?

            • Сергей, посмотрите, лучше стало?

              На Ильин день травы сохнут на корню,
              А с обеда наступает осень.
              Наступают на колючую стерню
              Ноги на крестьянском сенокосе.
              По традиции, гостей наедет в дом –
              Все свои, с кем бабушка гостится,
              Зашумят, за стол поместятся с трудом.
              Бабы — кто в шелках, а кто и в ситце.
              Мужики неспешно курят в холодке,
              О своём, мужском, степенно судят.
              Дядя Вася щеголяет в пиджаке
              Свадебном – другого и не будет.
              На столе дрожит домашний холодец,
              Жирный лещ глядит из чёрной корки,
              Пироги, свежепросольный огурец,
              Морс, пол-литра водки, помидорки.
              «Что не жарили барашка мы Илье?» –
              Дядька донимает всех вопросом. –
              Вот он явится – а нету на столе!»
              И улыбка на лице курносом.

              Навестит уже под вечер сам Илья,
              Загремит над домом колесница.
              Гости — из дому и дождевым струям
              Красные свои подставят лица.
              Всё искал Илья, где жертвенный баран.
              Злясь, огнём и громом разразился.
              Видно, тоже был немножечко, да пьян:
              «Вот, гуляки, вам!» — дождём пролился.
              Молодец, Илья-пророк, не обманул:
              В этот день всегда гроза бывает.
              Оживленный ближе к ночи стихнет гул,
              В звёздном небе без следа растает.

              • Лучше, но не цепляет. Последниий эпизод — несуразица. Типа Илья озлился что барана нет и ливанул. А ему «молодец, не обманул» говорят. Так нафиг вообще бараны, если он дождь только с голодухи пущает в свой день? Ну а потом, Илья приехал с дождем. Искал искал где баран…и чем пролился? Дождь то уже вовсю.

      • Значит изувечили логическую конструкцию. Я стойко и однозначно прочитал в том смысле, что ПРЕЖДЕ не знала. а тут решила к празничку затовариться в сельпе, а ночеча как раз нормальной еды там и не найти

      • Дрожащий холодец — я такого не понимаю. Разве что на куриных лапках — они послабее навар дают. По мне то, что дрожит — еще не холодец. А холодец должен быть плотным как резина когда на столе,даже в жару. Но при этом таять во рту как пломбир.А если дрожит — хозяйка ножек пожалела. (разумеется, добавление желатина, как нонеча городские хозяйки любят, категорически не допущается). А вот осветлить можно, ежели кому не лень.Яичным белком. Он уж тогда таково пригожий-от. Прям на солнушке так и светится, как диамант, так лучами и брызжет на стороны.

        • Моя бабулька варила холодец из говяжьих или свиных ножек в русской печи. Когда застывал, был плотный и почти непрозрачный — стоял «стульчиком». Она вываливала его в «парадную» тарелку, резала ножом на кубики и только потом почему-то солила крупной солью. Когда подтаивали эти кубики на столе, дрожали, но в воду не превращались. Я в детстве называла холодец «дрыгалом» и никогда не ела, почему-то вызывал отвращение, как и жаркое из субпродуктов (фу-у-у!)

          • В принципе, соль в бульоне несколько ослабляет крепость холодца.НЕ настолько уж, чтобы при хорошем сырье он не вышел. Но многие боятся солить — так о предков завещано. В принципе я тоже солю мало, потому что к холодцу у меня непременно должен быть толченый с солью чеснок и смешаный с горчицей соевый соус. Так что лишняя соль просто ни к чему
            А вот по субпродуктам я с вами солидарен. НО пирожки с ливером покупные всегда ел с удовольствием. Впрочем там, по-моему, в основном легкие в дело шли.

                  • А ты знаешь, что в Южной Корее существует целы НИИ кхимчи. Рецептов море ныне. А у меня
                    самобытный — старокорейский деревенский. Ведь на Сахалин японцы именно таких сгоняли. И именно такой чимчой торговали там до перестройки. Причем капусту продавали отдельно, редьку отдельно. А рассол — тоже стоял отдельно, им поливали уже бесплатно по просьбе покупателя, в вес товара он не входил.Для себя же клали бочку с чинчой еще и белую рыыбу, в основном камбалу. ПОд лето, когда излишки домашней чимчи угрожали перекиснуть,они тоже попадали на базар… А потом появились связи с Кореей, старики перемерли…и теперь 30, 35 летние корейцы даже не знают что в чимчу редьку кладут. Современная чимча имеет примерно такое же отношение к корейской кухне как роллы «Калифорния» из узбекского ресторанчика — к японской.

                    • Я когда-то покупал у кореейцев чимчу на рынке,в Невельске. Но не интересовался, конечно, тогда, какие там ингридиенты понамешаны. Вкусно, ядрёно, забористо! Это ишшо ,наверное, настоящая была чимча.

Добавить комментарий

Войти с помощью: