Когда идут дожди, и нет просвета,
И кажется, что это навсегда,
Сплетаю строки в солнечные сети,
Но их минует быстрая вода.
Корабликами листья – междометья
Плывут в объятья старого пруда.
Щитами крыш отбрасывают зданья
Набеги распоясавшихся струй.
И обещает звук печальный дальний,
Роняя переклик небесных струн,
Священным мёдом утолить страданья
И сохранить на стёклах шёпот рун.
Мой водоём – и далеко, и близко.
Пройдут дожди – приду к нему тогда,
Закину сети. Вычерпаю листья.
Монетку брошу. Счастье что вода.
И пожалею, что дождём не влиться
В глубоководье старого пруда.
Строгая вода ? Не совсем , ясно с чего дождевая вода вдруг строгой стала . Не совсем верно подобранный эпитет вышел . ( Если , даже строка не полностью ..Слова сплетаю сам ,но ведь не указано где именно , значит предположительно со стороны кажется что дома , или как минимум под крышей …) И , смывая с легких листьев ..И , что то в духе ..
А я опять присяду у пруда ..
Вдали в обьятьях струй
Утопнут здания …
А в последней строфе все таки хотелось узнать , что стало после сплетения солнечных сетей , на что они толкнули ЛГ ..
Когда начинается с пейзажа им и заканчивают , разве что в течение повествования пейзаж сменяется другим ..А , здесь вывод ..Но первое , что не совсем понятно ..Мой водоем — он далеко , и близко ..( к чему соотнести — в первой строфе Он сплетает слова ..во второй видит здания ..и т . д ..)
А от третьей тогда можно еще одно стихотворение начать..
Я не вершитель судеб , и не последняя инстанция ..Просто , что думаю то и напишу .
Мое мнение целостности при прочтение хватило ровно на две строфы ..
Ну, вот и переделал недопродуманную изначально третью строфу с мелкими рыбёхами. Теперь можно над всеми тремя строфами работать.
Светлана, спасибо, рад, что удалось Вас заинтриговать и запутать, а вот мысли свои пока не удалось донести. Конечно, это самый первый вариант, но пока не знаю, стоит ли в этом стихе разжёвывать мысль. А философия проста — традиционные образы: Истина – вода, поэтому, строга, истина в сЕти слов не ловится, рыбы — Правда, которая у каждого своя и постоянно меняется по ситуации, не то, что целостная вода, хотя и являющаяся собирательным образом. Сеть — Слова. Листья – прошедшие события. Ловить их в сеть — память. Водоём — Истинная сущность ЛГ. Он и внутри и вдалеке. Ну и священный мёд и руны — из скандинавской мифологии. Руны открылись Одину, когда он, пронзив себя копьём, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным мёдом, он услышал руны и начертал первые из них копьём на Древе собственной кровью. Но это уже совсем другая история, здесь — дождевая вода, как священный мёд.
Ну, в общем, конечно, буду над этой темой работать. И мелочность рыб в последней строфе, скорее всего, переродится во что-нибудь другое, зуб даю!
Я не знаю как вы себе представляете использовать слово Когда в начале ..для меня так Когда ..что — то , я в ответ : тогда вот так то так ..Кажется пару или тройка таких стихотворений у меня удались ..Но одно было восемь строк ..Второе — восемь . Когда , сразу предполагает к быстрому завершению . ..Хотя , я уже не помню сколько раз этот прием использовала и в более длинных ..В любом случае вывод тогда должен быть ..
..Давайте лучше классика возьмем как пример ..
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога, ( Видите , он Лермонтов выводит тогда ..Я сама порой заглядываю к классикам чтоб понять как и где правильно вывести ..Лямзаю так сказать у них приемы написания )
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога
Ну, Светлана, пример не показательный, тут у М.Ю. всё на поверхности. У нас такие зримые картинки Ира Кемакова пишет, потому что она настоящий художник. Я так не умею. А вот пример обратного свойства:
Фата Моргана,
Замки, узоры, цветы и цвета,
Сказка, где каждая краска, черта
С каждой секундой — не та,
Фата Моргана
Явственно светит лишь тем, кто, внимательный, рано,
Утром, едва только солнце взойдет,
Глянет с высокого камня, на море,
К солнцу спиной над безгранностью вод,
С блеском во взоре,
К солнцу спиной,
Правда ль тут будет, неправда ль обмана,
Только роскошной цветной пеленой
Быстро возникнет пред ним над волной
Фата Моргана.
Прочтёшь и сразу много вариантов возникает в воспалённом воображении.
Я не о картинке , а об использование слова Когда …которое в данном случае вы используете …
Мой пример который даже на том свете буду считать все равно самым удачным ..( искать в яндексе другие буду долго ) ..Потому что здесь тогда сразу уходит в зрительное действие и причем совсем понятное …Начало грусть , тоска какая — то боль ..а дальше , то что могу сделать минуя ее ( т . есть действие ..оно , тоже подразумевает тогда ) ..
Когда темно мне даже светлым днем,
И в жаркий день в душе метут метели,
Пойду я к милой речке за селом
И чистый лист сложу в кораблик белый.
Плыви, родной, чтоб ветер — в паруса!
Я поплыву с тобой к заветной цели.
Еще бы мне поверить в чудеса
И в сад цветущий посреди метели…
Ну, в этом стихе картинка присутствует, не знаю автора. но погрешностей, хотя и не грубых, тоже хватает. Далеко не шедевр, в общем, зря вы его после Лермонтова цитируете. он очень проигрывает на контрасте.
И в этом вашем примере как раз вы сами себе противоречите, когда пытаетесь убедить меня, что за словом «когда» всегда должно следовать «тогда». В этом стихе конструкция — «Когда темно мне, пойду я к речке». А у меня «Когда идут дожди, сплетаю сети». Видите, абсолютно похожие конструкции, но в вашем примере сразу неувязка — темно мне сейчас, а к речке — пойду. Тут грамотно — иду, или вводное слово подразумевается — когда станет темно, пойду. А у меня в моей строке нет только вашего «Я», которое по смыслу прекрасно читается, и поэтому всё выстроено согласно правилам русского языка.
Автор была я . Спасибо за отзыв .
Хорошо , наверно просто мы друг друга не понимаем ..
После когда должно быть развернуто действие ..
У вас оно есть ..Сплетаю сети ..И потом ( тогда — , БАХ и кульминация ..)
Так , может вы поймете , о том что я пытаюсь вам донести .
Света, я же Вам сразу сказал, третья строфа наспех слепленная будет переделана. И уже сдержал слово. Так что, Вы меня утвердили в мысли, что сразу надо за неё браться, а не ждать ещё отзывов, спасибо Вам за это. думаю, это не последняя редакция ещё. А по поводу «Автор была я» — это вы по поводу предыдущей вашей цитаты,да? Ну, не вижу, что я там ответил по её поводу, сейчас перечитаю, но там ёмкая картинка,есть только несколько вещей, которые надо доработать, навскидку, кроме того, что по поводу первой строки уже написал, там что-то с корабликом непонятное дважды творится — то ли бумажку в него складывают, то ли его из бумаги изготавливают. Но то стихо действительно можно достойно доделать.
Почти хорошо ..
Мой водоём – и далеко, и близко.
Вот дождь пройдёт – приду к нему тогда, ( К кому к дождю или к водоему .двояко вышло )
Закину сети. Вычерпаю листья.
Монетку брошу. Счастье — что вода. ( Ага монетку мою слямзили , потому что поняли что монетку кидают все же те кто и пишут и читают стихи ..Хорошая строчка вышла . )
И пожалею, что дождём не влиться ( Сомнительно ..дождем влиться это же не ручей )
Мне в завершённость старого пруда. ( Завершенность — почему то туговата , может мне только , А ? )
я ещё и кораблик Ваш, получается, размножил в новом варианте своего стиха! 🙂
Да, Светлана, по поводу некой шероховатости — к дождю, или к водоёму, согласен, правда, думаю, можно не исправлять, т.к. слишком на поверхности истинный смысл. Про монетку — а где она у Вас? Но, конечно, верю, если здесь, на Дуэлите, немудрено, значит, правда, прикарманил отдам при случае, по чеснаку! Дождём не влиться мне — а почему? Идея такая — этот пруд (истина вселенская) — он и внутри меня, и недостижимо далёк. В любом случае, мне как ЛГ, слияние с ним не грозит, только с берега сетями слов, мыслей вылавливать то, что уже произошло (память). А завершенность — это проблема, наудачу слово воткнул, оно мне не нравится самому, думаю над ним, может, кто подскажет. Суть — если сначала он (пруд) был благоразумным (возможно, и это слово поменяется), то в конце — он и без моего вливания вечен (словно вечность,океан огромен), или гармоничен, или самодостаточен. Вот к этому — синонимы….
Сети удобней плести из фраз, полагаю.
Строгая вода — это не училка ж. Определение невнятно.
Междометий листья, вероятно имеется в виду. Листьев междометья — это не очень…
Благонадежность обычно пестуется органами власти, пруду в ней нужды нет.
Разъединяются объятья зданий — что-чего-чем обнимало?
Потоками оскалившихся струй.- оскал подразумевает зубы…
В соединении небесных струн — не войсковом же? Струны подразумевают звучание обычно…
вырезать на стёклах шёпот — звуком? Стеклам присуще отражать оный…
Закину сети (СЛОВ). Вычерпаю листья.(МЕЖДОМЕТИЙ)??
завершённость старого пруда.- вот к чему привела пруд благонадежность…
Влад, спасибо, в процессе осмысления.
В обсуждении участвовать не стану.
Скажу одно: узнаваемо. С первых строк догадалась, кто написал. Подчерк.
Противоречие. Мораль: жалко, что не могу с дождём слиться (а в начале ж дождь не нравился!).
Два варианта, если кто-то дочитает до конца.
1 вариант:
Когда идут дожди, и нет просвета,
И кажется, что это навсегда,
Сплетаю строки в солнечные сети,
Но их минует лёгкая вода.
Корабликами листья – междометья
Плывут в объятья старого пруда.
Разъединяет любованье зданий
Стаккато ощетинившихся струй.
И обещает звук печальный дальний,
Роняя переклик небесных струн,
Священным мёдом утолить страданья
И сохранить на стёклах шёпот рун.
Мой водоём – и далеко, и близко.
Пройдут дожди – приду к нему тогда,
Закину сети. Вычерпаю листья.
Монетку брошу. Счастье, что вода.
И пожалею, что дождём не влиться
В глубоководье старого пруда.
2 вариант:
Когда идут дожди, и нет просвета,
И кажется, что это навсегда,
Сплетаю строки в солнечные сети,
Но их минует лёгкая вода.
Разъединяет любованье зданий
Стаккато ощетинившихся струй,
И ветер невпопад срывает дальний
Печальный переклик небесных струн.
Корабликами листья – междометья
Плывут в объятьях старого пруда,
Дрожащих черешков сплетаясь медью,
Чтоб непогоды выдержать удар.
(вариант — «Друг с другом соплетаясь медью
Дрожащих черешков, держа удар».)
Мой старый пруд – и далеко, и близко.
Пройдут дожди – приду к нему тогда,
Закину сети. Вычерпаю листья.
Монетку брошу. Счастье, что вода.
И пожалею, что дождём не влиться
В глубоководье старого пруда.
Вижу, работаете всерьёз. Выбирайте сами, как логично завершить.
Мне больше первый вариант нравится. Вот только «священный мёд» не по вкусу.
А стихотворение хорошее. Музыкальное, образное и нужную струнку в душе задевает.
Пожалуй, я тоже за первый вариант.
Первый конечно ….потому что там и моя монетка , и мой кораблик ….( Ладно , мне не жалко их ..я еще себе напридумываю .)
Корабликами листья — очаровательно ..слова близнятся , и как близняшки выглядят .
Эхма, так хотелось рифмой пруда-удар покрасоваться, а народ за первый вариант голосует! 🙂
Поставил изменённый вариант. Кто даст совет — концовка первой строфы и последняя строка про старый пруд — тавтология или нормальная закольцовка? И «Шёпот рун» не знаю, сохранять ли?
Закольцовка. А шёпот мои тараканы хотели бы заменить чем-то зримым. Или не на стёклах его сохранять.
Спасибо, Игорь. Руны в процессе ожидания озарения. Уже не так много мест осталось, которые мне не дают покоя, потерпите, народ, ещё немного мои приставания. Вот струи — распоясавшиеся, никому не режут слух? А если «ниспадающие»?
А такой вариант второй строфы:
Щитами крыш отбрасывают зданья
Набеги распоясавшихся струй,
И обещает звук печальный дальний,
Роняя переклик небесных струн,
Живой водою утолить страданья
И слить тоску в разгул ручейных рун.
Если , даже представить крыши это ( руки , голова ….а здание туловище .все равно не понятно , почему щитами крыш …Крыша , это часть здания крыша и здания едины…а щиты тогда кто ? )
Светлана, спасибо. Мне щиты крыш кажутся нормальным сравнением. Щит как защита. первый вариант был зонты. и тоже вроде был бы уместен-зонтами от дождя, пусть у них и ручки (у настоящих)
Даже , сейчас посмотрела в окно , и щитами крыш не могу сглонуть ,
Разъединяет любованье зданий
Стаккато ощетинившихся струй.
И обещает звук печальный дальний,
( Соединятся тени между зданий
В Стаккато ощетинившихся струй
И обещает звук не стать печальным
А светлым в переклик небесных струн .)
Ну, вот, Светлана, у Николая Эрдмана нашёл (Хитров рынок):
Тебе ль в бревенчатый заковываться панцирь,
Носить железных крыш тяжелые щиты?
Нет, если есть еще в России хитрованцы,
Нам нечего с тобой бояться нищеты.