Считается, что всякие там презренные либеральные ценности вроде прав человека не совместимы с истинным православием. Оно и верно — какие такие права могут быть у раба, пусть даже Божьего? Однако, православие, как и прочие христианские конфессии, зиждется на высказываниях самого Спасителя, запомненных многочисленными свидетелями и позднее зафиксированных в протоколах уголовного дела, именуемых ныне евангелиями. И внимательное изучение этих показаний приводит порой к изумительным находкам.
Как-то в субботу шёл Иисус с учениками мимо возделанных полей. И те взалкали — говоря по-русски, захотели жрать. Неимоверно. Урожай созревал, злаки колосились вовсю, вот апостолы и потащили в рот эти колосья. Откуда ни возьмись набежали фарисеи и заверещали, что день субботний надлежит почитать, а всякие тут трудятся и тем оскорбляют религиозные чувства.
С абстрактной точки зрения фарисеи были правы. Суббота в иудаизме — это Шаббат. Суббота с очень большой буквы. Тот самый седьмой день, когда Творец почил от трудов своих, — и потому творческий труд, почётный в иные дни, в священную Субботу есть зло. Иудаизм в этом отношении, кажется, уникален. Многие религии воздают почести безделью, но табу на труд — впрочем, весьма избирательное по видам деятельности и к тому же с нехилой философской подкладкой — существует, по-моему, только у иудеев.
Повторюсь: абстрактно фарисеи были правы, поскольку в поедании колосьев прямо с корня можно усмотреть признаки и жатвы, и молотьбы, и помола — тех самых запретных для субботы трудов. Но если вникнуть в детали и посмотреть в лицо таящимся в них дьяволам, ситуация приобретает оттенок анекдота. Хотя бы потому, что деяния апостолов юридически логичнее было бы квалифицировать как мелкое хищение. Поэтому возможны варианты. Например, фарисеи слегка переусердствовали с празднованием, почему и приняли Иисуса с учениками за сборщиков урожая. Или же фарисеи уже в те времена в совершенстве освоили манеру наших гаишников. Пикантность ещё и в том, что сами фарисеи, блюдя чистоту духовных скреп, некоторым образом тоже нарушали. Поэтому Иисус вполне мог бы ограничиться советом насчёт бревна в собственном глазу. Но сказал он совсем другое. По свидетельству Марка, было изречено: «суббота для человека, а не человек для субботы». То есть, Спаситель заявил, что человек главнее субботы. Субботы, Карл!
Я затрудняюсь найти в христианстве что-то сопоставимое по значимости с Шаббатом. Разве что сама Церковь. Представьте: Патриарх, епископы, архимандриты, дьяконы, целая армия рядовых священников, монахи и настоятели, приходские старосты, наконец, Энтео с его «Божьей волей» — всё для человека. И вот этот человек, перекошенный от тяжести принятого на грудь, вваливается посреди богослужения и на просьбу оставить снаружи хотя бы вскрытую банку с пивом, языкаясь заплетыком и перебивая перегаром запах ладана, изрекает: «не человек для Церкви, а Церковь для человека». Представили? Если бы такое представил Иисус, он бы, наверное, благоразумно промолчал или нашёл бы другую формулу. Но он сказал то, что сказал. И эти слова, упав в обильно удобренную пеплом грешников почву Европы, проросли и вымахали в буйную поросль либеральной крамолы прав человека. Такая вот гримаса истории.
22 — 28 сентября 2015
CC BY-SA
Ну вы, как бы, не договорили.
[Мк.2:27] И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
Верно. Сказал. Вот только это не вывод а посыл. А какой же вывод? А вот:
[Мк.2:28] посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
Ну в современных реалиях это приблизительно так может звучать:
«Не человек для Конституции, а Конституция для людей,
Поэтому человек, который президент (работающий по определению на благо других человеков), может не обращать на нее внимания»
Вот такой вот «либерализм»
Шикарное следствие! Мне нравится.
Кстати, замечательное указание на избирательность и тоенденциозность различных толкований. Почти любую идею можно обосновать соответствующими текстами, вырывая фразы из контекста.
P.S. А у Матфея про «суббота для человека» вообще нет. Есть про священников, которые в храме нарушают, но невиновны. Явно у евангелиста была нелюбовь к этой социальной группе.
Конечно нелюбовь. Конкуренты 😀
От Луки гл. 6 ..Фарисеи хотели найти обвинение против Него. Но Он зная помышления фарисеев.( все же исцелил беднягу в субботу)
От Луки гл. 6. . Cын человеческий и есть господин субботы .
Так, что в борьбе за свои права , на мой взгляд этот момент одной из важнейших книг в истории и призывает.
Очень многое можно подчерпнуть оттуда…А, вот » все для человека » — это пожалуй, хорошая шапка для других либералов — в основном тех, кому выпадает править.
…и чукча видел этого человека. (c) старый советский анекдот