В больничное окошко,
приподнявшись на носочки,
Заглядывало солнышко в оранжевых носках.
А в холле под картинами,
в исподней оболочке,
Слонялась одноногая зелёная тоска.
В больничное окошко,
приподнявшись на носочки,
Заглядывало солнышко в оранжевых носках.
А в холле под картинами,
в исподней оболочке,
Слонялась одноногая зелёная тоска.
Носочки с носками не очень хорошо соседствуют на тесном пространстве миниатюры
Исподняя оболочка…гм…
Значение слова исподнее по Ефремоввой
Нижнее, нательное белье.
перен. То, что скрыто, покрыто тайной.
Значение слова Оболочка по Ефремовой:
1. Покров, слой, обтягивающий, облекающий что-л. снаружи. // перен. Внешний облик, прикрывающий внутреннее содержание.
Плохо представляю. как это состыковать в любой комбинации
Как вариант:
В больничное окошко,
приподнявшись на носочки
Заглядывало солнышко в оранжевых носках.
Там в холле под картинами
в зеленой оболочке
Слонялась одиноко предсмертная тоска.
Ради больничного окошка Солнце оранжевые носки надело? Что за зеленая оболочка? Скажу, может быть, грубо и прямолинейно — то не умрет, что мертво. Предсмертную тоску, слоняющуюся одиноко, при всем напряжении фантазии не представляю. Хрень какая-то инфернальная! Ну ее к лешему!)))
🙂
Тоска слоняется одноного, Евлампий — это многое менят ваще то. Образ потеряшего ногу бойца в госпитале.
Но кому же сегодня нужен
ты: убог, безног и недужен.
Что же меняет? На одной ноге-то не больно послоняешься — на костылях, что ли, ходила?
Да как угодно.Видел я разных. Кто осваивает один костыль, кто даже тросточку. Это разве принципиалльно. Ту ведь в двух словах «тоска одноногая» — целая картина жизни. А это и есть поэзия, когда слов мало, а сказано много. Иное дело что совсем не все у Влара получилось так мощно. Зуб даю — с этой одноногой тоски все стихотворение и началось.
Я про что и говорю — я ж не дурней паровоза — понятно, что тут все не просто так. А исполнение? Разглядели Вы за беспомощным исполнением мощную подоплеку — честь Вам и хвала… а что кроме?
А кроме надо рваботать. Об этом я постоянно и говорю Сами собой могут родиться замечательные строи и образы. Но стихотворение всегда требует работы. Часто — весьма неприятной и нкекомфортной для автора.
Кто бы спорил…
Мурат, вы не обратили внимания: тоска одноногая, а не одинокая. Это пусть одинокая гармонь себе бродит.
Молодой боец. Госпиталь. Ампутация ноги. Период выздоровления. Когда отступила тяжесть ранения, боль, бинты и перевязки. А вот мысли никуда не делись. Тоскливые, унывные, гадкие. А почему тоска зеленая? А потому что стандартный байковый госпитальный халат имеет грязно-зеленый, очень тоскливый цвет.
Сергей, я разумеется увидел ,что там «одноногая тоска». Если честно, мне эта миниатюра очень понравилась(справедливые замечания не сильно портят общей картины).В своем варианте я хотел немного по другому преподнести две последние строчки.Тоска может быть и одноногая и одноглазая и т.д.,просто часто в больницах (особенно отделениях,где тяжелые) эта зеленая тоска висит в воздухе (мне приходилось видеть и чувствовать это,особенно когда умирали твои соседи по койке или палате и не один). Хорошо,что Евлампий даже не может представить предсмертную тоску,однако мало кто будет избавлен от неё,когда наступит его час.
Полностью ее почувствовать сможет, разумеется, только тот, кто при смерти, только тот, кто умирает — остальные чувствуют опосредованно. Увы, нередки случаи, когда люди преждевременно умирали, сдавшись на милость этой самой тоски. Недаром есть русская пословица «Не умирай раньше смерти» — в ней большая доля правды. И еще вызывает отвращение, когда страданиями начинают спекулировать, когда смакуют эти самые страдания, когда страдания существуют ради самих себя. Так же и с тоской — тоска ради тоски (неважно,какая она, зеленая или в шахматную клетку) не должна владеть умами и телом. К сожалению, случается, что высокие цели, которые поставлены в том или ином произведении, реализованы недостаточно хорошо, или ,что греха таить — из рук вон плохо. Тогда восприятие получается противоположным задуманному — автор выбрал тяжелую тему, достойную сочувствия, понимания, сострадания, а по прочтении возник образ зеленой тоски одноногой — глупой мерзкой тетки, над которой не грех и посмеяться, и послать, куда подальше. И возникает вопрос: ЧТО хотел сказать автор в своем произведении (я говорю сейчас далеко не только о данном стихотворении)? Проникнуться безысходностью, смертной тоской, высшим проявлением безнадеги или назло всему сохранить ясный ум и бодрое расположение духа? Приведу два примера из песен: «Полковой санбат у лесных дорог был прокурен и убит тоскою»(с) и «Я был батальонный разведчик»(с) — в обоих тема искалеченных войной солдат. Но если в первом горькая и стойкая тоска, пусть и разбавленная некой призрачной надеждой, то во втором — злая и уничтожающая ирония. И т. д. Почему так получилось? Потому что: 1. Цели были поставлены сообразно замыслу. 2. Задачи, решаемые для достижения этих целей, были решены: а) правильно и б) своевременно. Вот о чем хотел сказать, и, надеюсь, сказал понятно.
Вообще-то сильно сомневаюсь в существовании ПРЕДСМЕРТНОЙ тоски. Есть тоска смертная — это когда тупо сдохнуть хочется. А предсмертная?.. Гм. Доводилось мне разок летать в этот самый пресловутый тоннель. И оказалось — чем ближе свет в конце, тем легче и легче. Летишь. А за плечами остается усталость последних недель жестокой борьбы с недугом и с самим собой. Ведь всего то надо было оказывается, махнуть рукой и сказать: хрен с ним. И вот уже летишь на свет, беззаботный, как бабочка, а все тяжелое и хреновое слетело как шелуха и осталось позади. А до этого, до блаженного полета тоже было не до тоски — борьба все время и внимание поглощала без остатка. Поэтому и душа чиста: махнув, наконец, рукой, не чувствуешь себя дезертиром — боролся сколько сил хватило и боролся стойко. И еще греет все сильнее надежда: там. в конце тоннеля вдруг встречусь наконец с очень дорогим для меня человеком. Вот только как его там отыскать?
И вдруг голос: «мы с тобой обязательно встретимся. Но не сейчас. Тебе к нам еще рано». И свет погас, а меня понесло по черному тоннелю в обратную сторону и выкинуло опять в обшарпанную палату. Но — уже выздоравливающим.
Я это переживание даже использовал потом в одном из стихотворений.
Я рванулся за тобою вслед,
затянула черная дыра…
Но погас в конце тоннеля свет,
и сказал мне голос «не пора»…
А у Влара тоска — это персоналия. Тоска — сам одноногий инвалид на выздоровлении, (а не «мерзкая тетка»). И госпиталь почему сразу на ум приходит? — ведь действительно может быть и гражданская больница и девушка-невеста ногу вполне может потерять. Но зеленая — это цвет армейского госпитального халата. Грязно-зеленая фланель = тоска зеленая.Вот и встает сразу картинка как живая. И солнце у Влара к астрономии никакого отношения не имеет — рыжая девчонка глядит по окнам, ищет своего парня. Мне даже представился южно-сахалинский госпиталь, оставшийся от японцев. На его территории нами пацанами было в свое время много играно-переиграно. А основу составляет сеть одноэтажных длинных приземистых флигелей-бараков. Числом 12 или 14. Вот и бегай, солнышко в оранжевых носочках, засматривай в форточки. Это картинка. Очень зримая, очень хорошо написанная. Но — маленькая, Евлампий. А вы хотите в 4 строчки и высокие цели вместить и веру в будущее и что еще? Наша цель — коммунизм? Или ждете от Влара соответственное батальное полотно строк на 400-450?
Существование «предсмертной тоски» ,имхо, не подлежит сомнению,иначе откуда такое определение в русском и других языках. Как часто мы видим людей полных оптимизма,энергии,стойких в любых ситуациях и как меняется их настроение,когда они узнают о смертельной болезни,и это заметно даже у тех,кто держится мужественно,не поддаваясь унынию внешне.И речь не идет о том чувствуешь ли ты предсмертную тоску на грани жизни и смерти,попадая в «туннель» (как это было у Сергея) или ощущая провал,в который ты медленно,но верно сползаешь (как это было у меня) — ты ничего не чувствуешь,только щелкают какие то кадры,обрывки мыслей.Когда тебя покидает надежда и ты обостренно начинаешь чувствовать свое одиночество в философском понимании (даже если вокруг тебя полно людей,в том числе и близких) ,тогда к тебе приходит предсмертная тоска в «зеленой оболочке».Идея стихотворной миниатюры очень глубокая и философская,но последние две строки неудачны,особенно «одноногая тоска» (немного кощунственно),поэтому я и предложил другое,неперсонализированное,философское понимание.Понимаю,что тогда надо переделать и первые две строки,но это дело техники,которое не видоизменяет саму идею подачи материала и тут мои подсказки не обязательны.
Я ведь, собственно, тоже не имел претензий к сути произведения и тем образам, что оно в себе несет. Я вынужден повториться еще раз — как часто, увы, неудачное (не вполне удачное) выполнение задуманного сводит ценность того или иного продукта на нет. Сколько тому примеров, когда прекрасная идея воплощается никуда не годными средствами — от этого никто не хочет с этой идеей знакомиться, в результате неудача автоматически начинает распространяться на саму идею — т. е. возникает впечатление, что сама идея в принципе порочна, а не только ее реализация. Вот яркий пример — строительство коммунизма в нашей стране, декларируемое на протяжении нескольких десятилетий. Раз не удалось его построить, значит, его нельзя построить. А многим и невдомек, что, прежде чем выдвигать тезис о невозможности построения коммунизма (в принципе), нужно было посмотреть — а пытались ли его строить вообще? Даже самый поверхностный взгляд скажет — не только не строили (как его строить-то: ни «рабочих чертежей», ни специалистов, ни технологии ,ни строительного материала), но даже и не пытались (см. выше). Таких примеров масса. Есть более наглядные вещи. Известный английский программист Ч. Бэббидж построил свою уникальную счетно-решающую машину, программное обеспечение для которой написала дочь Д. Байрона Ада. Постройка машины совершенно разорила изобретателя. теперь она экспонат музея. В свое время его иначе, как чудаком (это самое мягкое) и не называли. Машина оказалась никому не нужна. Все дружно сделали вывод: машина — полное г…о, поэтому она и не имеет права на существование. Просто-напросто в то время необходимость в такой машине еще не наступила и т. д. Надеюсь, понятно, о чем я.
Подумаешь, слоняется
Тоска, совсем зеленая,
Что прямо с преисподней
Приперлась в бельице.
Вон, солнышко смущенное
Ей мило улыбается:
Оно по небу ходит
В одних, считай, носках.
Це ж ка зна що! 🙂
Насчёт носков с носочками рядом — согласен с Сергеем. А вообще — здорово.
Это, » из больничных стихов » . Хорошо, что в миниатюре .