В больничное окошко…

В больничное окошко,
приподнявшись на носочки,
Заглядывало солнышко в оранжевых носках.
А в холле под картинами,
в исподней оболочке,
Слонялась одноногая зелёная тоска.

В больничное окошко…: 20 комментариев

  1. Носочки с носками не очень хорошо соседствуют на тесном пространстве миниатюры

    Исподняя оболочка…гм…
    Значение слова исподнее по Ефремоввой

    Нижнее, нательное белье.
    перен. То, что скрыто, покрыто тайной.

    Значение слова Оболочка по Ефремовой:
    1. Покров, слой, обтягивающий, облекающий что-л. снаружи. // перен. Внешний облик, прикрывающий внутреннее содержание.

    Плохо представляю. как это состыковать в любой комбинации

  2. Как вариант:
    В больничное окошко,
    приподнявшись на носочки
    Заглядывало солнышко в оранжевых носках.
    Там в холле под картинами
    в зеленой оболочке
    Слонялась одиноко предсмертная тоска.

    • Ради больничного окошка Солнце оранжевые носки надело? Что за зеленая оболочка? Скажу, может быть, грубо и прямолинейно — то не умрет, что мертво. Предсмертную тоску, слоняющуюся одиноко, при всем напряжении фантазии не представляю. Хрень какая-то инфернальная! Ну ее к лешему!)))

    • Мурат, вы не обратили внимания: тоска одноногая, а не одинокая. Это пусть одинокая гармонь себе бродит.
      Молодой боец. Госпиталь. Ампутация ноги. Период выздоровления. Когда отступила тяжесть ранения, боль, бинты и перевязки. А вот мысли никуда не делись. Тоскливые, унывные, гадкие. А почему тоска зеленая? А потому что стандартный байковый госпитальный халат имеет грязно-зеленый, очень тоскливый цвет.

      • Сергей, я разумеется увидел ,что там «одноногая тоска». Если честно, мне эта миниатюра очень понравилась(справедливые замечания не сильно портят общей картины).В своем варианте я хотел немного по другому преподнести две последние строчки.Тоска может быть и одноногая и одноглазая и т.д.,просто часто в больницах (особенно отделениях,где тяжелые) эта зеленая тоска висит в воздухе (мне приходилось видеть и чувствовать это,особенно когда умирали твои соседи по койке или палате и не один). Хорошо,что Евлампий даже не может представить предсмертную тоску,однако мало кто будет избавлен от неё,когда наступит его час.

        • Полностью ее почувствовать сможет, разумеется, только тот, кто при смерти, только тот, кто умирает — остальные чувствуют опосредованно. Увы, нередки случаи, когда люди преждевременно умирали, сдавшись на милость этой самой тоски. Недаром есть русская пословица «Не умирай раньше смерти» — в ней большая доля правды. И еще вызывает отвращение, когда страданиями начинают спекулировать, когда смакуют эти самые страдания, когда страдания существуют ради самих себя. Так же и с тоской — тоска ради тоски (неважно,какая она, зеленая или в шахматную клетку) не должна владеть умами и телом. К сожалению, случается, что высокие цели, которые поставлены в том или ином произведении, реализованы недостаточно хорошо, или ,что греха таить — из рук вон плохо. Тогда восприятие получается противоположным задуманному — автор выбрал тяжелую тему, достойную сочувствия, понимания, сострадания, а по прочтении возник образ зеленой тоски одноногой — глупой мерзкой тетки, над которой не грех и посмеяться, и послать, куда подальше. И возникает вопрос: ЧТО хотел сказать автор в своем произведении (я говорю сейчас далеко не только о данном стихотворении)? Проникнуться безысходностью, смертной тоской, высшим проявлением безнадеги или назло всему сохранить ясный ум и бодрое расположение духа? Приведу два примера из песен: «Полковой санбат у лесных дорог был прокурен и убит тоскою»(с) и «Я был батальонный разведчик»(с) — в обоих тема искалеченных войной солдат. Но если в первом горькая и стойкая тоска, пусть и разбавленная некой призрачной надеждой, то во втором — злая и уничтожающая ирония. И т. д. Почему так получилось? Потому что: 1. Цели были поставлены сообразно замыслу. 2. Задачи, решаемые для достижения этих целей, были решены: а) правильно и б) своевременно. Вот о чем хотел сказать, и, надеюсь, сказал понятно.

          • Вообще-то сильно сомневаюсь в существовании ПРЕДСМЕРТНОЙ тоски. Есть тоска смертная — это когда тупо сдохнуть хочется. А предсмертная?.. Гм. Доводилось мне разок летать в этот самый пресловутый тоннель. И оказалось — чем ближе свет в конце, тем легче и легче. Летишь. А за плечами остается усталость последних недель жестокой борьбы с недугом и с самим собой. Ведь всего то надо было оказывается, махнуть рукой и сказать: хрен с ним. И вот уже летишь на свет, беззаботный, как бабочка, а все тяжелое и хреновое слетело как шелуха и осталось позади. А до этого, до блаженного полета тоже было не до тоски — борьба все время и внимание поглощала без остатка. Поэтому и душа чиста: махнув, наконец, рукой, не чувствуешь себя дезертиром — боролся сколько сил хватило и боролся стойко. И еще греет все сильнее надежда: там. в конце тоннеля вдруг встречусь наконец с очень дорогим для меня человеком. Вот только как его там отыскать?
            И вдруг голос: «мы с тобой обязательно встретимся. Но не сейчас. Тебе к нам еще рано». И свет погас, а меня понесло по черному тоннелю в обратную сторону и выкинуло опять в обшарпанную палату. Но — уже выздоравливающим.
            Я это переживание даже использовал потом в одном из стихотворений.

            Я рванулся за тобою вслед,
            затянула черная дыра…
            Но погас в конце тоннеля свет,
            и сказал мне голос «не пора»…

            А у Влара тоска — это персоналия. Тоска — сам одноногий инвалид на выздоровлении, (а не «мерзкая тетка»). И госпиталь почему сразу на ум приходит? — ведь действительно может быть и гражданская больница и девушка-невеста ногу вполне может потерять. Но зеленая — это цвет армейского госпитального халата. Грязно-зеленая фланель = тоска зеленая.Вот и встает сразу картинка как живая. И солнце у Влара к астрономии никакого отношения не имеет — рыжая девчонка глядит по окнам, ищет своего парня. Мне даже представился южно-сахалинский госпиталь, оставшийся от японцев. На его территории нами пацанами было в свое время много играно-переиграно. А основу составляет сеть одноэтажных длинных приземистых флигелей-бараков. Числом 12 или 14. Вот и бегай, солнышко в оранжевых носочках, засматривай в форточки. Это картинка. Очень зримая, очень хорошо написанная. Но — маленькая, Евлампий. А вы хотите в 4 строчки и высокие цели вместить и веру в будущее и что еще? Наша цель — коммунизм? Или ждете от Влара соответственное батальное полотно строк на 400-450?

            • Существование «предсмертной тоски» ,имхо, не подлежит сомнению,иначе откуда такое определение в русском и других языках. Как часто мы видим людей полных оптимизма,энергии,стойких в любых ситуациях и как меняется их настроение,когда они узнают о смертельной болезни,и это заметно даже у тех,кто держится мужественно,не поддаваясь унынию внешне.И речь не идет о том чувствуешь ли ты предсмертную тоску на грани жизни и смерти,попадая в «туннель» (как это было у Сергея) или ощущая провал,в который ты медленно,но верно сползаешь (как это было у меня) — ты ничего не чувствуешь,только щелкают какие то кадры,обрывки мыслей.Когда тебя покидает надежда и ты обостренно начинаешь чувствовать свое одиночество в философском понимании (даже если вокруг тебя полно людей,в том числе и близких) ,тогда к тебе приходит предсмертная тоска в «зеленой оболочке».Идея стихотворной миниатюры очень глубокая и философская,но последние две строки неудачны,особенно «одноногая тоска» (немного кощунственно),поэтому я и предложил другое,неперсонализированное,философское понимание.Понимаю,что тогда надо переделать и первые две строки,но это дело техники,которое не видоизменяет саму идею подачи материала и тут мои подсказки не обязательны.

              • Я ведь, собственно, тоже не имел претензий к сути произведения и тем образам, что оно в себе несет. Я вынужден повториться еще раз — как часто, увы, неудачное (не вполне удачное) выполнение задуманного сводит ценность того или иного продукта на нет. Сколько тому примеров, когда прекрасная идея воплощается никуда не годными средствами — от этого никто не хочет с этой идеей знакомиться, в результате неудача автоматически начинает распространяться на саму идею — т. е. возникает впечатление, что сама идея в принципе порочна, а не только ее реализация. Вот яркий пример — строительство коммунизма в нашей стране, декларируемое на протяжении нескольких десятилетий. Раз не удалось его построить, значит, его нельзя построить. А многим и невдомек, что, прежде чем выдвигать тезис о невозможности построения коммунизма (в принципе), нужно было посмотреть — а пытались ли его строить вообще? Даже самый поверхностный взгляд скажет — не только не строили (как его строить-то: ни «рабочих чертежей», ни специалистов, ни технологии ,ни строительного материала), но даже и не пытались (см. выше). Таких примеров масса. Есть более наглядные вещи. Известный английский программист Ч. Бэббидж построил свою уникальную счетно-решающую машину, программное обеспечение для которой написала дочь Д. Байрона Ада. Постройка машины совершенно разорила изобретателя. теперь она экспонат музея. В свое время его иначе, как чудаком (это самое мягкое) и не называли. Машина оказалась никому не нужна. Все дружно сделали вывод: машина — полное г…о, поэтому она и не имеет права на существование. Просто-напросто в то время необходимость в такой машине еще не наступила и т. д. Надеюсь, понятно, о чем я.

Добавить комментарий

Войти с помощью: