Больной Дагестан

Дагестан мой любимый, скажи,
Как попал ты в капкан гнусной лжи?

Видно, время такое — обман
и коварство властей нынче в моде.
Днем воруют, а ночью Коран
и молитвы читают, как оды.

Лицемерят и врут каждый раз,
Хоть и палят их лживые жесты,
Но возможность держаться за власть
Им важнее собственной чести.

Ну, а что наш мессия-Глава,
Нам «принесший свободу от рабства»?
Те же люди, и те же слова,
Неуёмная жажда богатства.

Чудеса, да и только, жи есть,
Здесь традицией стало влюбляться…
И в кого же? Восточная месть! —
В тех бандитов, которых боятся!

А народ мой..? Кто любит народ?
Кто ж о нем-то родимом печется?
А народа и нет – только Род,
Ну и Кланы, затмившие солнце.

Полюбить, разлюбить, предать…
Прав был Гегель, но «Гуголь» правее —
Ты в почёте, коль можешь мне дать…
А не можешь – живи не надеясь.

И разбрелся народ кто куда:
по лесам и по кланам бесчестным…
Разделяя, властвовать – да!
Это власти девиз всем известный.

Мой любимый родной Дагестан,
Мне б с души твоей сбросить капкан!

Принято. Оценка эксперта: 24 балла

Запись опубликована автором Murat Shakhtamanov в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Murat Shakhtamanov

Не гигант,но и не бестолочь.По образованию и опыту работы экономист, дизайнер интерьера,строитель. Стихи и рифмоплётство - отдых для души. Дед трех внуков и двух внучек (старший уже учится в университете). По знаку скорпион - сам никого не обижу,если не напросятся.

Больной Дагестан: 24 комментария

  1. К сожалению, не получилось заменить прежнюю редакцию, так как прошло с момента ее публикации много времени. Поэтому, выставил самостоятельным произведением. Мне кажется, произведения гражданской тематики должны особо шлифоваться. Поэтому, здесь много работы предстоит ещё проделать.
    Как попал ты в капкан этой лжи? — ещё не понятно, что за ложь, а уже она «эта».
    Лицемерят и врут напоказ, хоть и палят их лживые жесты — слово «палят» здесь не вполне уместно, во-первых, чересчур жаргонное для этого стиха, а во-вторых, не логично, они же всё делают напоказ, не боясь «запалиться». И кто эти неопределённые и не названные — это все, или часть какая-то населения? Мне кажется, важно обозначить, что это не все, а некоторые, а то получается, автор один против всего общества.
    Им важней горской совести,чести — как-то при прочтении не звучит сочетание «горской совести, чести».
    Ну, а что наш мессия-Глава,
    Что от “рабства нас спас”,дал свободу?- дважды «что», не понятно, от какого рабства спас, и в кавычки тогда наверное следует «от» тоже внести. «насспас» — сливается при чтении, и вообще слишком много «сипящих» слогов на ограниченном пространстве.
    Те же люди, и те же слова… — тут разговор шел уже о конкретной личности, откуда «те же люди»?
    Чудеса,да и только, жи есть, — что за «жи»? Опечатка какая-то?
    Здесь традицией стало влюбляться…
    И в кого же? Восточная месть! —
    В тех бандитов,которых боятся! — сложно смысл поймать, как традиция влюбляться и восточная месть уживаются. Разновидность стокгольмского синдрома? Но там не влюблённость в чистом виде, а сложная психопривязанность.
    Прав был Гегель,но Гуголь правее — кто такой Гуголь? Гугл что ли?
    Разделяя властвовать! – да! Это власти девиз всем известный. — нехорошая инверсия. И по смыслу этот девиз ни с чем не связан.
    Мой любимый,родной Дагестан, Мне б с души твоей сбросить капкан! — неожиданно всё зло собралось в один символ — ухватившегося за душу капкана. И беззубая такая мечта — сбросить бы его, и все дела. На мой вкус это не очень продуманно. Но тут, возможно, другие мнения могут быть, отличные от моего. Не претендую на истину, сложный вопрос, какой действенный вывод может родиться в итоге.

  2. Спасибо за отзыв,Володя. По пунктам.
    -«этой лжи» — согласен,надо заменить «этой»
    — «напоказ» и «палят» — наверное,не совсем логично,согласен. Можно заменить «в сотый роз» Насчет «палят» — если даже жаргонно для социальной темы вполне считаю годится.
    — кто это ? -все или один против всех? Нет, не все и это очевидно для читателя. Когда речь ведется о болезнях общества никогда не подразумеваются все, и их количество тоже не подсчитывается, речь идет о тенденциях в обществе.
    — «Им важней горской совести,чести» — согласен,лучше было бы «совести и чести»,т.е. через союз «и», но нарушается размер.Подумаю.
    — «Ну, а что наш мессия-Глава,
    Что от “рабства нас спас”,дал свободу?» — согласен,дважды «что»- не ахти…,попробую заменить.»нас спас» — тоже согласен,много свистящих,хотел поменять ,но пока не придумал иного варианта, а кавычки там лучше совсем убрать, я просто хотел привести слова Главы республики Абдулатипова,что он освободил нас (дагестанцев) от рабства.
    — «Те же люди, и те же слова…» — это строка идет после тире в окончании предыдущей строки-вопроса» и является ответом на вопрос в том смысле,что ничего при новом Главе республики не изменилось,остались в руководстве те же люди ,которые так же обманывают народ,как и прежде.
    — » жи есть! — это не опечатка, а сленговое словечко,которое щас очень популярно в Дагестане,особенно среди молодежи,то же что «есть»
    — «Здесь традицией стало влюбляться…
    И в кого же? Восточная месть! —
    В тех бандитов,которых боятся!» — это о том, что восточный человек (по Гегелю и не только) уважает силу, и кто бы не был у власти — даже бандиты,взяточники и т.д. вокруг них сразу образуется толпа «поклонников» в надежде ( это,конечно,есть везде,но в Дагестане ярко выражено),что и им что-то перепадет,некоторые настолько увлекаются восхвалением добродетелей своего патрона, что начинают сами верить в свое вранье, и поверив тем самым ,как бы мстят тем,кто их обвиняет в корысти и холуйстве.
    — Господин «Гуголь» — это Гугл, такой термин присутствует в инете.Подразумевается,что в современном интернет-сообществе не совсем популярны такие категории как «честность», «порядочность», все больше ценятся другие -«сила».»власть»,»деньги».
    «Разделяя властвовать! – да! Это власти девиз всем известный» — инверсия, наверное,неудачная,но привести фразу в её изначальном виде «Разделяй и властвуй» (со времен Рима) не получилось- нарушается ритм, а в данном варианте другого слова с одним слогом,кроме «да» сложно придумать.И строка очень даже связана с реальной политикой руководства России,которую она проводит на Кавказе (мнение может оспариваться)
    — «с души твоей сбросить капкан» — не согласен, все равно одним словом всю сложность выразить невозможно, а «капкан лжи»,самообмана,ложных ценностей и т.д. ,имхо, достаточно ёмко.

  3. И разбрелся народ кто куда:
    по лесам,и по кланам бесчестным… вот тут не вьехала . Насколько я знаю, в Дагестане много народностей . Т. есть народ и так давным давно поделен на » кланы» . И как же он из одного клана в другой что-ли бредет , а другие к другим .
    И разбрелся народ кто куда
    По проторенной тропке где честность
    Оставалась ..( Люди уходят , но себе не наврешь честным можно быть с собой наедине . а это как правило остается там где начинается дорога ..» Дорога » — в смысле другая жизнь , и честность остается позади.. Ну, и дальше про власть выпадает строчкой как ниоткуда. Вернее, я связки прочной не увидела.

  4. Спасибо за отзыв,Света. Вы ,действительно, не совсем «въехали» — «по лесам» — это те ваххабиты,что ушли в леса воевать за веру ( в их понимании), а «кланы» — это преступные кланы, в которые объединяются люди самых разных национальностей,объединенные общими (преступными)интересами. Про власть и девиз властей я уже сказал в ответе Владимиру,но вы,конечно, можете иметь свое мнение по этому вопросу. Война в Чечне, борьба с террористами в Дагестане — это сложная тема.

  5. Произведена замена. ПРЕЖНЯЯ РЕДАКЦИЯ ДЛЯ ИСТОРИИ:

    Дагестан мой,любимый,скажи —
    Как попал ты в капкан этой лжи?

    Видно, время такое -обман
    и предательство нынче здесь в моде.
    Днем воруют,а ночью Коран
    и молитвы читают, как,оды.

    Лицемерят и врут напоказ,
    Хоть и палят их лживые жесты,
    Но,возможность пробиться во власть
    Им важней горской совести,чести

    Ну, а что наш мессия-Глава,
    Что от «рабства нас спас»,дал свободу?-
    Те же люди, и те же слова…
    И презренье к простому народу.

    Чудеса,да и только, жи есть,
    Здесь традицией стало влюбляться…
    И в кого же? Восточная месть! —
    В тех бандитов,которых боятся!

    А народ мой..? Кто любит народ?
    Кто ж о нем то родимом печется?
    А народа и нет – только Род,
    Ну,и Кланы,затмившие солнце.

    Полюбить,разлюбить,предать..
    Прав был Гегель,но Гуголь правее —
    Ты в почёте,коль можешь мне дать..
    А не можешь – живи не надеясь.

    И разбрелся народ кто куда:
    по лесам,и по кланам бесчестным…
    Разделяя властвовать! – да!
    Это власти девиз всем известный.

    Мой любимый,родной Дагестан,
    Мне б с души твоей сбросить капкан!

  6. Кажется, Вы увлеклись грамматикой. И смыслами. Я же хочу похвалить идею: хорошая идея — открыто говорить правду. Прекрасная. Хоть и общо. Вот бы ещё из «политики» сделать литературу — было бы идеально.

  7. Пару раз размер сбился, но в целом стих интересный, гражданский и при этом без ложного пафоса, за исключением неуклюжей строки: «Разделяя властвовать! – да!». И к народу этот девиз неожиданно присоединился в одном катрене, и «да» не оправданное, только для рифмы.

    • Спасибо за отзыв,nskaz! Вы правы, «Разделяя властвовать !» — Да» — неудачно,просто сложно девиз»Разделяй и властвуй» уложить в размер,не нарушая ритм.Но ,я уже отредактировал эту строку (не стал заново выставлять на замену) на такой вариант «Разделяй,да и властвуй всегда!» — тоже не супер,но мне кажется чуть лучше ,чем было. Буду благодарен,если укажете где размер не соблюден,я возможно пропустил.

  8. Значит, по порядку. То, что происходит сейчас в Дагестане, в той или иной степени можно увидеть и в других регионах России — и понятие «клановость», и многие другие понятия известны. Стремление к власти любой ценой тоже, но в Дагестане ситуация осложняется наличием бандитов, которые связаны с властными разборками. Поэтому с точки зрения правильности выраженной в поэтической форме гражданской позиции — я с автором вполне солидарен.
    Теперь с технической стороны.
    Чудеса, да и только, жи есть,
    Здесь традицией стало влюбляться… Что такое «жи есть»? Далее. Вы, Мурат, цитируете некого Главу (у Вас фраза «принес свободу от рабства» именно в кавычках), но не поясняете, что это за Глава, от какого рабства принес свободу и по какому поводу это было сказано. Какой-то уж прямо страшной ошибкой это, конечно же, не является, но придает элемент местечковости Вашему стихотворению (читатель недоумевает: М. Шахтаманов знает, а мы нет, и нам не пояснили…), что сильно снижает значимость стиха за пределами Дагестана (смею надеяться, что хотя бы там всем всё хорошо известно). Концовка не понравилась — с капканом, действительно, надо что-то делать и делать немедленно — последствия уже сейчас катастрофические. Но глагол «сбросить» как-то мало соотносится с капканом, как с устройством для ловли — тем более, что Дагестан уже в капкане — сбросить капкан вместе с ним? Если капкан, то из него надо сперва освободить пойманного, а потом с капканом что-то придумать. Сбросить? Куда — на обочину, где его кто-то подберет и опять насторожит? В пропасть? Не проще ли разбить или утопить где-нибудь? И т. д.

    • Дорогой Евлампий, я ждал вашего критического слова и оценки,но что-то вы задержались,но ,тем не менее ,спасибо за отзыв. Вы,видимо,не прочитали мои предыдущие комменты-разъяснения к этому стихотворению,но мне нетрудно повторить:
      -«Жи есть» — это такое сленговое словечко очень популярное в Дагестане,особенно среди молодежи,означает «это же есть» или просто «есть».
      — » Мессия-Глава» — это Глава республики Дагестан (президентов отменили,кроме Татарстана) и относится она непосредственно к Абдулатипову Р.Г.,который придя на должность Главы республики заявил,что он пришел дать дагестанцам «свободу от рабства» — теперь многие над этим часто подтрунивают.
      — Согласен,что и сленговое словечко и «свобода от рабства» снижает значимость стиха за пределами республики. Дорогой друг, так я и писал его ,прежде всего, для дагестанских читателей и очень доволен тем обстоятельством,что оно вроде понравилось им, а на всероссийского читателя я и не замахиваюсь -куда мне с моими скромными способностями. 🙂
      — Насчет концовки не согласен, зверь часто сбрасывает капкан (погуглите), и аллегория вполне соответствует ситуации,где не только руководство,но и простые люди в плену ложных ценностей. Многим читавшим, кстати, понравилась искренность первых и последних двух строк.

  9. Володя,я отредактировал и выставил на замену «Симотинг и Медунгаси». Скажите что-нибудь доброе….или не доброе 🙂 Мне интересно знать улучшился ли перевод и стал ли он интереснее авторского варианта? Прежде всего интересует ваше и Сергея мнение,как принявших наиболее активное участие в обсуждении. И по поводу строчки «Сранью амбиций загадили склон Эвереста» (хотел было написать»Калом амбиций загадили склон Эвереста»,но испугался уничижительной критики 🙂 )

Добавить комментарий

Войти с помощью: