Больной Дагестан

Дагестан мой любимый, скажи,
Как попал ты в капкан гнусной лжи?

Видно, время такое – обман
и коварство властей нынче в моде.
Днем воруют, а ночью Коран
и молитвы читают, как оды.

Лицемерят и врут каждый раз,
Хоть и палят их лживые жесты,
Но возможность держаться за власть
Им важнее собственной чести.

Ну, а что наш мессия-Глава,
Нам “принесший свободу от рабства”?
Те же люди, и те же слова,
Неуёмная жажда богатства.

Чудеса, да и только, жи есть,
Здесь традицией стало влюбляться…
И в кого же? Восточная месть! –
В тех бандитов, которых боятся!

А народ мой..? Кто любит народ?
Кто ж о нем-то родимом печется?
А народа и нет – только Род,
Ну и Кланы, затмившие солнце.

Полюбить, разлюбить, предать…
Прав был Гегель, но «Гуголь» правее –
Ты в почёте, коль можешь мне дать…
А не можешь – живи не надеясь.

И разбрелся народ кто куда:
по лесам и по кланам бесчестным…
Разделяя, властвовать – да!
Это власти девиз всем известный.

Мой любимый родной Дагестан,
Мне б с души твоей сбросить капкан!

Принято. Оценка эксперта: 24 балла

Запись опубликована автором Murat Shakhtamanov в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Murat Shakhtamanov

Не гигант,но и не бестолочь.По образованию и опыту работы экономист, дизайнер интерьера,строитель. Стихи и рифмоплётство - отдых для души. Дед трех внуков и двух внучек (старший уже учится в университете). По знаку скорпион - сам никого не обижу,если не напросятся.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars6 Stars7 Stars8 Stars9 Stars10 Stars11 Stars12 Stars13 Stars14 Stars15 Stars16 Stars17 Stars18 Stars19 Stars20 Stars21 Stars22 Stars23 Stars24 Stars25 Stars26 Stars27 Stars28 Stars29 Stars30 Stars31 Stars32 Stars33 Stars34 Stars35 Stars36 Stars37 Stars38 Stars39 Stars40 Stars41 Stars42 Stars43 Stars44 Stars45 Stars46 Stars47 Stars48 Stars49 Stars50 Stars (3 проголосовавших, средний балл: 22,00 из 50)
Загрузка...

Больной Дагестан: 24 комментария

  1. К сожалению, не получилось заменить прежнюю редакцию, так как прошло с момента ее публикации много времени. Поэтому, выставил самостоятельным произведением. Мне кажется, произведения гражданской тематики должны особо шлифоваться. Поэтому, здесь много работы предстоит ещё проделать.
    Как попал ты в капкан этой лжи? – ещё не понятно, что за ложь, а уже она “эта”.
    Лицемерят и врут напоказ, хоть и палят их лживые жесты – слово “палят” здесь не вполне уместно, во-первых, чересчур жаргонное для этого стиха, а во-вторых, не логично, они же всё делают напоказ, не боясь “запалиться”. И кто эти неопределённые и не названные – это все, или часть какая-то населения? Мне кажется, важно обозначить, что это не все, а некоторые, а то получается, автор один против всего общества.
    Им важней горской совести,чести – как-то при прочтении не звучит сочетание “горской совести, чести”.
    Ну, а что наш мессия-Глава,
    Что от “рабства нас спас”,дал свободу?- дважды “что”, не понятно, от какого рабства спас, и в кавычки тогда наверное следует “от” тоже внести. “насспас” – сливается при чтении, и вообще слишком много “сипящих” слогов на ограниченном пространстве.
    Те же люди, и те же слова… – тут разговор шел уже о конкретной личности, откуда “те же люди”?
    Чудеса,да и только, жи есть, – что за “жи”? Опечатка какая-то?
    Здесь традицией стало влюбляться…
    И в кого же? Восточная месть! –
    В тех бандитов,которых боятся! – сложно смысл поймать, как традиция влюбляться и восточная месть уживаются. Разновидность стокгольмского синдрома? Но там не влюблённость в чистом виде, а сложная психопривязанность.
    Прав был Гегель,но Гуголь правее – кто такой Гуголь? Гугл что ли?
    Разделяя властвовать! – да! Это власти девиз всем известный. – нехорошая инверсия. И по смыслу этот девиз ни с чем не связан.
    Мой любимый,родной Дагестан, Мне б с души твоей сбросить капкан! – неожиданно всё зло собралось в один символ – ухватившегося за душу капкана. И беззубая такая мечта – сбросить бы его, и все дела. На мой вкус это не очень продуманно. Но тут, возможно, другие мнения могут быть, отличные от моего. Не претендую на истину, сложный вопрос, какой действенный вывод может родиться в итоге.

    Владимир Шелест поставил(а) оценку: 21
  2. Спасибо за отзыв,Володя. По пунктам.
    -“этой лжи” – согласен,надо заменить “этой”
    – “напоказ” и “палят” – наверное,не совсем логично,согласен. Можно заменить “в сотый роз” Насчет “палят” – если даже жаргонно для социальной темы вполне считаю годится.
    – кто это ? -все или один против всех? Нет, не все и это очевидно для читателя. Когда речь ведется о болезнях общества никогда не подразумеваются все, и их количество тоже не подсчитывается, речь идет о тенденциях в обществе.
    – “Им важней горской совести,чести” – согласен,лучше было бы “совести и чести”,т.е. через союз “и”, но нарушается размер.Подумаю.
    – “Ну, а что наш мессия-Глава,
    Что от “рабства нас спас”,дал свободу?” – согласен,дважды “что”- не ахти…,попробую заменить.”нас спас” – тоже согласен,много свистящих,хотел поменять ,но пока не придумал иного варианта, а кавычки там лучше совсем убрать, я просто хотел привести слова Главы республики Абдулатипова,что он освободил нас (дагестанцев) от рабства.
    – “Те же люди, и те же слова…” – это строка идет после тире в окончании предыдущей строки-вопроса” и является ответом на вопрос в том смысле,что ничего при новом Главе республики не изменилось,остались в руководстве те же люди ,которые так же обманывают народ,как и прежде.
    – ” жи есть! – это не опечатка, а сленговое словечко,которое щас очень популярно в Дагестане,особенно среди молодежи,то же что “есть”
    – “Здесь традицией стало влюбляться…
    И в кого же? Восточная месть! –
    В тех бандитов,которых боятся!” – это о том, что восточный человек (по Гегелю и не только) уважает силу, и кто бы не был у власти – даже бандиты,взяточники и т.д. вокруг них сразу образуется толпа “поклонников” в надежде ( это,конечно,есть везде,но в Дагестане ярко выражено),что и им что-то перепадет,некоторые настолько увлекаются восхвалением добродетелей своего патрона, что начинают сами верить в свое вранье, и поверив тем самым ,как бы мстят тем,кто их обвиняет в корысти и холуйстве.
    – Господин “Гуголь” – это Гугл, такой термин присутствует в инете.Подразумевается,что в современном интернет-сообществе не совсем популярны такие категории как “честность”, “порядочность”, все больше ценятся другие -“сила”.”власть”,”деньги”.
    “Разделяя властвовать! – да! Это власти девиз всем известный” – инверсия, наверное,неудачная,но привести фразу в её изначальном виде “Разделяй и властвуй” (со времен Рима) не получилось- нарушается ритм, а в данном варианте другого слова с одним слогом,кроме “да” сложно придумать.И строка очень даже связана с реальной политикой руководства России,которую она проводит на Кавказе (мнение может оспариваться)
    – “с души твоей сбросить капкан” – не согласен, все равно одним словом всю сложность выразить невозможно, а “капкан лжи”,самообмана,ложных ценностей и т.д. ,имхо, достаточно ёмко.

    Murat Shakhtamanov оценку не ставил(а).
  3. И разбрелся народ кто куда:
    по лесам,и по кланам бесчестным… вот тут не вьехала . Насколько я знаю, в Дагестане много народностей . Т. есть народ и так давным давно поделен на ” кланы” . И как же он из одного клана в другой что-ли бредет , а другие к другим .
    И разбрелся народ кто куда
    По проторенной тропке где честность
    Оставалась ..( Люди уходят , но себе не наврешь честным можно быть с собой наедине . а это как правило остается там где начинается дорога ..” Дорога ” – в смысле другая жизнь , и честность остается позади.. Ну, и дальше про власть выпадает строчкой как ниоткуда. Вернее, я связки прочной не увидела.

    Sveta Blaginskaya поставил(а) оценку: 22
  4. Спасибо за отзыв,Света. Вы ,действительно, не совсем “въехали” – “по лесам” – это те ваххабиты,что ушли в леса воевать за веру ( в их понимании), а “кланы” – это преступные кланы, в которые объединяются люди самых разных национальностей,объединенные общими (преступными)интересами. Про власть и девиз властей я уже сказал в ответе Владимиру,но вы,конечно, можете иметь свое мнение по этому вопросу. Война в Чечне, борьба с террористами в Дагестане – это сложная тема.

    Murat Shakhtamanov оценку не ставил(а).
  5. “этой лжи” – замена”гнусной лжи”
    “напоказ” – замена “каждый раз”
    “что от рабства нас спас,дал свободу” – замена “Нам принесший от рабства свободу?”

    Murat Shakhtamanov оценку не ставил(а).
  6. Произведена замена. ПРЕЖНЯЯ РЕДАКЦИЯ ДЛЯ ИСТОРИИ:

    Дагестан мой,любимый,скажи –
    Как попал ты в капкан этой лжи?

    Видно, время такое -обман
    и предательство нынче здесь в моде.
    Днем воруют,а ночью Коран
    и молитвы читают, как,оды.

    Лицемерят и врут напоказ,
    Хоть и палят их лживые жесты,
    Но,возможность пробиться во власть
    Им важней горской совести,чести

    Ну, а что наш мессия-Глава,
    Что от “рабства нас спас”,дал свободу?-
    Те же люди, и те же слова…
    И презренье к простому народу.

    Чудеса,да и только, жи есть,
    Здесь традицией стало влюбляться…
    И в кого же? Восточная месть! –
    В тех бандитов,которых боятся!

    А народ мой..? Кто любит народ?
    Кто ж о нем то родимом печется?
    А народа и нет – только Род,
    Ну,и Кланы,затмившие солнце.

    Полюбить,разлюбить,предать..
    Прав был Гегель,но Гуголь правее –
    Ты в почёте,коль можешь мне дать..
    А не можешь – живи не надеясь.

    И разбрелся народ кто куда:
    по лесам,и по кланам бесчестным…
    Разделяя властвовать! – да!
    Это власти девиз всем известный.

    Мой любимый,родной Дагестан,
    Мне б с души твоей сбросить капкан!

    Владимир Шелест поставил(а) оценку: 21
  7. Уже значительно лучше. “И презренье к народному счастью” – эта строка не точно отражает смысл. Расшифровывается этот текст так: народ счастлив, но “те же люди” его счастье презирают.

    Владимир Шелест поставил(а) оценку: 21
    • Мне кажется, про народ всё через один катрен ниже сказано, повторяешься. Здесь и рифма плохая рабства – счастью. Какое-нибудь стремление власть имущих к наживанию “богатства”подошло бы здесь лучше. И “принесший свободу от рабства” я бы всё-таки закавычил.

      Владимир Шелест поставил(а) оценку: 21
      • Хорошо,Володя,давайте отредактируем так:”Неуёмная жажда богатства”. Если можно замените и строчку “Им важней горской совести,чести” на “Им важнее собственной чести.” И закавычьте “принесший свободу от рабства” – я тоже об этом подумал,но уже после выставления.

        Murat Shakhtamanov оценку не ставил(а).
  8. Кажется, Вы увлеклись грамматикой. И смыслами. Я же хочу похвалить идею: хорошая идея – открыто говорить правду. Прекрасная. Хоть и общо. Вот бы ещё из “политики” сделать литературу – было бы идеально.

    Елена Гайдамович поставил(а) оценку: 19
    • Согласен с вами,Елена.Но в этой группе я литературу очень редко читаю,только попытки…Но ваше желание “открыто говорить правду” мне импонирует,спасибо за отзыв.

      Murat Shakhtamanov оценку не ставил(а).
  9. Пару раз размер сбился, но в целом стих интересный, гражданский и при этом без ложного пафоса, за исключением неуклюжей строки: “Разделяя властвовать! – да!”. И к народу этот девиз неожиданно присоединился в одном катрене, и “да” не оправданное, только для рифмы.

    nskaz поставил(а) оценку: 26
    • Спасибо за отзыв,nskaz! Вы правы, “Разделяя властвовать !” – Да” – неудачно,просто сложно девиз”Разделяй и властвуй” уложить в размер,не нарушая ритм.Но ,я уже отредактировал эту строку (не стал заново выставлять на замену) на такой вариант “Разделяй,да и властвуй всегда!” – тоже не супер,но мне кажется чуть лучше ,чем было. Буду благодарен,если укажете где размер не соблюден,я возможно пропустил.

      Murat Shakhtamanov оценку не ставил(а).
    • Там Володя ,видимо,пропустил (см.комментарий выше) и не заменил строку “Им важнее собственной чести” на “Им важней своей собственной чести”. Второй сбой не нашел.

      Murat Shakhtamanov оценку не ставил(а).
  10. Значит, по порядку. То, что происходит сейчас в Дагестане, в той или иной степени можно увидеть и в других регионах России – и понятие “клановость”, и многие другие понятия известны. Стремление к власти любой ценой тоже, но в Дагестане ситуация осложняется наличием бандитов, которые связаны с властными разборками. Поэтому с точки зрения правильности выраженной в поэтической форме гражданской позиции – я с автором вполне солидарен.
    Теперь с технической стороны.
    Чудеса, да и только, жи есть,
    Здесь традицией стало влюбляться… Что такое “жи есть”? Далее. Вы, Мурат, цитируете некого Главу (у Вас фраза “принес свободу от рабства” именно в кавычках), но не поясняете, что это за Глава, от какого рабства принес свободу и по какому поводу это было сказано. Какой-то уж прямо страшной ошибкой это, конечно же, не является, но придает элемент местечковости Вашему стихотворению (читатель недоумевает: М. Шахтаманов знает, а мы нет, и нам не пояснили…), что сильно снижает значимость стиха за пределами Дагестана (смею надеяться, что хотя бы там всем всё хорошо известно). Концовка не понравилась – с капканом, действительно, надо что-то делать и делать немедленно – последствия уже сейчас катастрофические. Но глагол “сбросить” как-то мало соотносится с капканом, как с устройством для ловли – тем более, что Дагестан уже в капкане – сбросить капкан вместе с ним? Если капкан, то из него надо сперва освободить пойманного, а потом с капканом что-то придумать. Сбросить? Куда – на обочину, где его кто-то подберет и опять насторожит? В пропасть? Не проще ли разбить или утопить где-нибудь? И т. д.

    Evlampiy Chugada оценку не ставил(а).
    • Дорогой Евлампий, я ждал вашего критического слова и оценки,но что-то вы задержались,но ,тем не менее ,спасибо за отзыв. Вы,видимо,не прочитали мои предыдущие комменты-разъяснения к этому стихотворению,но мне нетрудно повторить:
      -“Жи есть” – это такое сленговое словечко очень популярное в Дагестане,особенно среди молодежи,означает “это же есть” или просто “есть”.
      – ” Мессия-Глава” – это Глава республики Дагестан (президентов отменили,кроме Татарстана) и относится она непосредственно к Абдулатипову Р.Г.,который придя на должность Главы республики заявил,что он пришел дать дагестанцам “свободу от рабства” – теперь многие над этим часто подтрунивают.
      – Согласен,что и сленговое словечко и “свобода от рабства” снижает значимость стиха за пределами республики. Дорогой друг, так я и писал его ,прежде всего, для дагестанских читателей и очень доволен тем обстоятельством,что оно вроде понравилось им, а на всероссийского читателя я и не замахиваюсь -куда мне с моими скромными способностями. 🙂
      – Насчет концовки не согласен, зверь часто сбрасывает капкан (погуглите), и аллегория вполне соответствует ситуации,где не только руководство,но и простые люди в плену ложных ценностей. Многим читавшим, кстати, понравилась искренность первых и последних двух строк.

      Murat Shakhtamanov оценку не ставил(а).
  11. Володя,я отредактировал и выставил на замену “Симотинг и Медунгаси”. Скажите что-нибудь доброе….или не доброе 🙂 Мне интересно знать улучшился ли перевод и стал ли он интереснее авторского варианта? Прежде всего интересует ваше и Сергея мнение,как принявших наиболее активное участие в обсуждении. И по поводу строчки “Сранью амбиций загадили склон Эвереста” (хотел было написать”Калом амбиций загадили склон Эвереста”,но испугался уничижительной критики 🙂 )

    Murat Shakhtamanov оценку не ставил(а).

Добавить комментарий

Войти с помощью: