Закат, как будто фотография —
Художественно-безупречен. Ну что ж, погода нам потрафила… Ты ждёшь, я назначаю встречу. Пусть полночь звёзды-виноградины К утру луна кудель туманную Всё блажь, я не твоя избранница, |
||||
|
Принято. Оценка эксперта: 30 баллов
Красиво.
ЗдОрово!
Одна фраза, правда, не слишком мне приглянулась: «В ладони нам роняют спелость» — «спелость»… не совсем то слово, которое идеально вплелось бы в текст.
Ира, да вот ассоциации у меня такие возникли… звёзды — как грозди спелого винограда. Ягоды , поспевая, осыпаются… и звёзды с неба падают. Изначально конструкция была другая. Но мой любимый критик посоветовал её изменить ))). А я такая, прям, покладистая))). Вполне возможно, ещё как-нть изменю эту строчку. Да и другие тоже.
Спасибо за отклик!
Ну да, звёзды как спелый виноград, мне так и увиделось, когда читала. Просто само слово «спелость» привносит в строку ощущение… даже не знаю, как это ощущение выразить… что её написал не такой «гурман слова», как Вы. Здесь даже не на полутон, а четверть тона диссонанс…
Красиво, но 27.
Лирику стоит обставить более грамотно.
Я не про рифмы, если чё. 🙂
Меня тоже сходу спелость цепанула. Вот представьте: виноградины на небе остаются.а «спелость» падает к вам в ладони? Сразу на ум приходит мысль:»хорошо, что коровы не летают».
«Художественно-безупречен» — выговаривается тяжко и по количеству ударных гласных не вполне совпадает со строкой, с которой зарифмовал автор.
«Потрафила» — сленг, да ещё не общеупотребимый (тут поясню: все нынче понимают, что такое «бабки», но далеко не все группы населения понимают, что такое «потрафила»), я бы поостереглась в лирику вставлять. Добавляет этакой циничной иронии. Зачем?
Согласен с вами. По Ефремовой слово «потрафить» имеет помету «устаревшее». Сочетание почти канцелярского «Художественно-безупречен» с устаревшим разговорным «потрафила» — есть весьма неудачный образец эклектизма.
«Ну, что ж, как будто» — утяжеляют восприятие, делают текст не изысканным, а неискусным и плохо воспринимаемым на слух.
«Ты ждёшь, я назначаю встречу» — учебник по синтаксису: «ты ждёшь» — условие; я назначаю — следствие, в таком случает ставится другой знак препинания. Это не просто разделение двух пар «подлежащие-сказуемое.»
«роняют спелость» — виноградины будут ронять только такую характеристику, как спелость, т. е. сочность, лиловость виноградо-звёзд останется при них. Интересно, как они эту спелость выделят из себя? Нельзя одну из характеристик «выбрасывать» из целого.
«Шальную страсть , как девку пьяную» — строка целиком из Есенина Серёжи. Зачем такое смешение? И такой посыл? Ведь до этого ни об опьянении ни о том, что страсть такая уж шальная — нет.
Наоборот, именно фраза «художественно-безупречен» — отсылает к некому эстетству, что исключает «шальное пьянство». И ритм (задаваемый смысловым значение слов) столбца №1,2 и № 3 — резко различаются. В одном случае, это «виноградины звёзд», посыл к «ретро» — т. к. «фотография» (что предполагает даже вроде как воспоминания). А в 3-м столбце: пьяный разгул.
Да ещё рядом с этим:
«К утру луна кудель туманную
Спрядёт и рукоделье бросит» — во-первых, про кудель луны я неоднократно читала у авторов серебрянного века. Кстати, рукоделие — это вышивка. Кудель — это прядение обычной нити. Её сучат или прядут, и применительно к данному виду домашней работы женщины не применялся термин «рукоделие.» В 19 ст. рукоделие — это вышивка, забава горожанок или дворянок. Картинки там всякие вышивали. Крестьянкам же некогда было заниматься ерундой: они ткали, пряли, обшивали детей (коих в семьях была куча) и мужиков. И если и вышивали, так зимой и традиционные узоры-обереги.
Во-вторых, где Вы видели современную чиксу с куделью и рукоделием?
А слово «потрафило» — как раз даёт понять, что это некая «чикса.»
Так что, луна, скорее, должна быть с гаджетом. 🙂 Эклектично очень, вот я к чему.
Интересно, но после того, как любовник «потерзал» ЛГ как «девку пьяную». (Напомню, «девкой» в литературе называли проститутку). Он с ней «прощается учтиво.» 🙂 Вот так метаморфозы.
Итого: Что мы имеем?
Столбец №3 — собран из клише строк поэтов серебрянного века.
Столбец №4 — сбивает всю картину желанности свидания. А «засвеченные негативы» — даже что-то из американского ретро 20-30 годов. 🙂 Влияние ретро-кинематографа на восприятия автором понимания любви?
Закат — это фотография, а вот сама встреча — засвеченные негативы. 🙂 Да-а-а….
Столбец №1 — «потрафила» — хулигано-сленг. Зачем он? Что характеризует?
Столбец №2 — виноградины роняют только «спелость», а вот «лиловость» остаётся при них. 🙂
Насчет кудели — ее спрясть просто нельзя. ИЗ НЕЕ можно. Но это мелочь не стоящая внимания. Вольность языка, вполне допустимая для поэта. Просто недоговоренность образа: например: «кудель туманную спрядет В НИТИ дождя».
Рукоделие. По Ефремовой: Изготовление каких-л. изделий, вещей ручным способом.(устаревшее, как и потрафить). Но логически — абсолютно верное.
Автор употребляет устаревшие слова и образы (широко тиражируемые в литературе не позднее нач. ХХ ст.) — но претендует на то, чтобы описывать современность.
напоминаю, что «одна ночь» трактовалась в традиционном обществе как однозначное (безвозвратное!) грехопадение ЛГ. и уж воспевать её ни-ни…
Вижу, что здесь это мало кого смущает.
Вы про какое общество изволите поминать? Знаете,во временной промежуток более пяти лет между первой женитьбой и второй у меня таких «одна ночь» было…ну в общем, на порядки больше, чем у Дон Жуана. И нич-чего в этом греховного не видел и не вижу до сих пор. Ни для себя ни для случайно встреченных дам.
Да бросьте, господа)…Какая ж это лирика? Это чистой воды версификация. Ну, или, как Сергей заметил, эклектика. К тому же — с немалой долей иронии.
«Потрафить» — устаревшее слово, а не сленг. И в моём лексиконе оно используется довольно часто. Строфу со «спелостью» поправлю, отточу.
Елена, что такое «кудель» вы знаете? Похоже, нет)
Лг выходит на свидание ночью. Выходит украдкой. К тому, кто давно ждёт удобного случая, чтобы утолить свою жажду страсти. Лг-то «другому отдана» уже…)
Елена, только не рассказывайте мне сказки, что лично пряли «кудель.» Вместе с луной.
Последний всплеск «домашних ремёсел» на постсоветском пространстве (Европейская часть, не имею ввиду дальние сибирские селения) наблюдался сразу после ВОВ, т.к. реально (как сказали бы молодые) «нечего было носить». Затем, ситцем и шерстяными тканями стала худо-бедно обеспечивать население промышленность. И это занятие умерло само собой, превратившись в экзотику.
А о том, что это эклектика я Вам, уважаемая и толкую. При этом, эклектика, которая характеризует мировоззрение автора. 🙂 Луна ж, конечно, ничего окромя кудели делать не может. Эклектика и компиляция.
Кстати, я тоже прял. По молодости интересовался всякими народными ремеслами: и ложки резал, и шерсть отбить сумею, и из луба плел… А Недалеко от Южного в Пионерах проживали родители подруги моей первой жены. Это берег моря,мы туда погостить ездили. А на берегу дубовая рощица с мелкими сахалинскими дубками. Вот я тетю Веру научил кофе из желудей варить (до старости дожила, а н знала, что желуди прямо рядом с домом на что-то годятся), а она меня — прясть. А дядя Вася (он, кстати, тете Вере сам пару прялок из осины вытесал)- шерсть отбивать. Кудели, правда, на Сахалине не найти. А уж дома я на своей самодельной прялке прял пряжу из волокон белокопытника — травка такая наша, бывает выше головы вымахивает и лист метра полтора в диаметре. А стебель повесне-началу лета съедобный и очень вкусный, если с чесночком, маслицем, ла соевым соусом потушить. Очистишь от шкурки — сразу много волокон остается. Интересные потом циновочки получались. 🙂 Ну освоил — и забросил. Я ведь сами умения коллекционировал, а не поделки.
Произведена замена.
По поводу прядения:
Прядут шерсть, или кудель ( растительное волокно — крапиву, лён, коноплю, мяту перечную, иван-чай и даже иголки сосновые ) . Результат прядения — нить. Которую сучат ( вытягивают из чёсаной шерсти, или кудели и скручивают пальцами, наматывая на веретено). И раньше прядение было самым распространенным рукоделием женщин в холодное время года. Сейчас это, скорее, хобби для многих.
У меня луна прядёт туманную кудель. Т.е. волокно тумана. К утру туман осядет росой на траву, поэтому луна и «бросит рукоделье». Если б луна пряла облака, тогда…. надо было бы сказать о нитях дождя ( это я Сергею отвечаю)
Елена, я ценю Ваши подробные исыскания, правда. Вы даже написали в разы больше, чем само стихо). Поясню только, что «шальная страсть» …, ну, или «дурная» — можно было бы и так написать — сродни наваждению. Партнёр ЛГ одержим желанием обладать ею во что бы то ни стало. Свершить акт сатисфакции, если хотите. А потом — хоть трава не расти. Потому и пишу, что «оставит» он её ( страсть) в «холодных росах». Заметьте, «девка пьяная» — относилось именно к страсти. А не к ЛГ. Никто там не пьянствует))) Но партнёр ЛГ после встречи чувствует ту же…. брезгливость к своему удовлетворённому вожделению, что и к пьяной девке.
Смешала стили нарочно.В этом как раз для меня выразилось отношение к теме.
Прясть — I несов. перех. Скручивая (волокна льна, шерсти и т.п.), делать нити. (по Ефремовой). Но, собственно, у всех словарей похожие толкования . То-есть прядут (делают) все же не кудель, а нить. Когда говорят «прясть шерсть» — под шерстью имеют в виду не комок, прикрепленный к прялке, а саму пряжу. Вы же и сегодня можете сказать «шарф связан из шерсти» «кружево сплетено из льна» (то есть из шерстяной пряжи, или льняной нити). Так что вариант недосказанности: прядет туманную кудель в нить — возможен. Я не говорю что у вас непременно нить дождя, я просто привожу пример недосказанности. Потому что туман легко превращается в морось, а та в дождь. А вот нити тумана я себе представить не могу. Туман — это кудель, масса,из которой плетут что-то иное.
Но вот просто прясть кудель НЕВОЗМОЖНО, потому что прядут ИЗ кудели.
Сергей))))
Ну, понятно дело, что кудель луна у меня из тумана не делает с помощью прядения. Использовано прошедшее время совершенная форма глагола «прясть» только потому, что к утру туманного волокна не осталось. Оно уже спрядено. Во что? Ну, это каждый пусть сам додумает. У меня — в росы.
«акт сатисфакции» — …. да-а-а… 🙂
Елена))), а представьте, пряла! Свекровь у меня женщина деревенская, испокон века её предки в тверской губернии проживали. И прялка осталась самодельная. Так вот овечью шерсть пряла моя свекровь. И собачью. И мне показывала, как это делается…А когда руки у неё стали болеть, то и я помогала. А раньше там — в тверской — лён выращивали. И пряли кудель. Потом ткали полотно, выбеливали его на насте снежном в солнечный день… Полотенца льняные до сих пор живы.
Вот и получается, что в моём восприятии мира намешано всего… Естественно, это и в стихосложении проявляется. Разве это плохо?)
И не воспеваю я грехопадение! /Где Вы увидели смакование?/ Но рассказываю об этом. Без проклятий, конечно…но с долей иронии. Грустной такой иронии…)
Эххх…жаль, мне все комменты приходят с большим опозданием…(
Сергей, здоровско! Уважаю людей, которые знают исконно-русские ремёсла умеют мастерить… Мне самой всё это тоже интересно. И по дереву тоже резала, и корзинки всякие плела. ну, а чисто-женские виды рукоделия освоила почти все. Сейчас, вот, мы с дочкой увлеклись изготовлением русского чая ( из иван-чая) Скажу я Вам, непростой процесс! А дуб тоже жёлуди даёт обильно каждый год. Попробую кофе сделать!)
Копорский чай весьма прост если есть электромясорубка. А без нее я и пытаться не буду