Закат, как будто фотография –
Художественно-безупречен. Ну что ж, погода нам потрафила… Ты ждёшь, я назначаю встречу. Пусть полночь звёзды-виноградины К утру луна кудель туманную Всё блажь, я не твоя избранница, |
||||
|
Принято. Оценка эксперта: 30 баллов
Красиво.
ЗдОрово!
Одна фраза, правда, не слишком мне приглянулась: “В ладони нам роняют спелость” – “спелость”… не совсем то слово, которое идеально вплелось бы в текст.
Ира, да вот ассоциации у меня такие возникли… звёзды – как грозди спелого винограда. Ягоды , поспевая, осыпаются… и звёзды с неба падают. Изначально конструкция была другая. Но мой любимый критик посоветовал её изменить ))). А я такая, прям, покладистая))). Вполне возможно, ещё как-нть изменю эту строчку. Да и другие тоже.
Спасибо за отклик!
Ну да, звёзды как спелый виноград, мне так и увиделось, когда читала. Просто само слово “спелость” привносит в строку ощущение… даже не знаю, как это ощущение выразить… что её написал не такой “гурман слова”, как Вы. Здесь даже не на полутон, а четверть тона диссонанс…
Красиво, но 27.
Лирику стоит обставить более грамотно.
Я не про рифмы, если чё. 🙂
Меня тоже сходу спелость цепанула. Вот представьте: виноградины на небе остаются.а “спелость” падает к вам в ладони? Сразу на ум приходит мысль:”хорошо, что коровы не летают”.
“Художественно-безупречен” – выговаривается тяжко и по количеству ударных гласных не вполне совпадает со строкой, с которой зарифмовал автор.
“Потрафила” – сленг, да ещё не общеупотребимый (тут поясню: все нынче понимают, что такое “бабки”, но далеко не все группы населения понимают, что такое “потрафила”), я бы поостереглась в лирику вставлять. Добавляет этакой циничной иронии. Зачем?
Согласен с вами. По Ефремовой слово “потрафить” имеет помету “устаревшее”. Сочетание почти канцелярского “Художественно-безупречен” с устаревшим разговорным “потрафила” – есть весьма неудачный образец эклектизма.
“Ну, что ж, как будто” – утяжеляют восприятие, делают текст не изысканным, а неискусным и плохо воспринимаемым на слух.
“Ты ждёшь, я назначаю встречу” – учебник по синтаксису: “ты ждёшь” – условие; я назначаю – следствие, в таком случает ставится другой знак препинания. Это не просто разделение двух пар “подлежащие-сказуемое.”
“роняют спелость” – виноградины будут ронять только такую характеристику, как спелость, т. е. сочность, лиловость виноградо-звёзд останется при них. Интересно, как они эту спелость выделят из себя? Нельзя одну из характеристик “выбрасывать” из целого.
“Шальную страсть , как девку пьяную” – строка целиком из Есенина Серёжи. Зачем такое смешение? И такой посыл? Ведь до этого ни об опьянении ни о том, что страсть такая уж шальная – нет.
Наоборот, именно фраза “художественно-безупречен” – отсылает к некому эстетству, что исключает “шальное пьянство”. И ритм (задаваемый смысловым значение слов) столбца №1,2 и № 3 – резко различаются. В одном случае, это “виноградины звёзд”, посыл к “ретро” – т. к. “фотография” (что предполагает даже вроде как воспоминания). А в 3-м столбце: пьяный разгул.
Да ещё рядом с этим:
“К утру луна кудель туманную
Спрядёт и рукоделье бросит” – во-первых, про кудель луны я неоднократно читала у авторов серебрянного века. Кстати, рукоделие – это вышивка. Кудель – это прядение обычной нити. Её сучат или прядут, и применительно к данному виду домашней работы женщины не применялся термин “рукоделие.” В 19 ст. рукоделие – это вышивка, забава горожанок или дворянок. Картинки там всякие вышивали. Крестьянкам же некогда было заниматься ерундой: они ткали, пряли, обшивали детей (коих в семьях была куча) и мужиков. И если и вышивали, так зимой и традиционные узоры-обереги.
Во-вторых, где Вы видели современную чиксу с куделью и рукоделием?
А слово “потрафило” – как раз даёт понять, что это некая “чикса.”
Так что, луна, скорее, должна быть с гаджетом. 🙂 Эклектично очень, вот я к чему.
Интересно, но после того, как любовник “потерзал” ЛГ как “девку пьяную”. (Напомню, “девкой” в литературе называли проститутку). Он с ней “прощается учтиво.” 🙂 Вот так метаморфозы.
Итого: Что мы имеем?
Столбец №3 – собран из клише строк поэтов серебрянного века.
Столбец №4 – сбивает всю картину желанности свидания. А “засвеченные негативы” – даже что-то из американского ретро 20-30 годов. 🙂 Влияние ретро-кинематографа на восприятия автором понимания любви?
Закат – это фотография, а вот сама встреча – засвеченные негативы. 🙂 Да-а-а….
Столбец №1 – “потрафила” – хулигано-сленг. Зачем он? Что характеризует?
Столбец №2 – виноградины роняют только “спелость”, а вот “лиловость” остаётся при них. 🙂
Насчет кудели – ее спрясть просто нельзя. ИЗ НЕЕ можно. Но это мелочь не стоящая внимания. Вольность языка, вполне допустимая для поэта. Просто недоговоренность образа: например: “кудель туманную спрядет В НИТИ дождя”.
Рукоделие. По Ефремовой: Изготовление каких-л. изделий, вещей ручным способом.(устаревшее, как и потрафить). Но логически – абсолютно верное.
Автор употребляет устаревшие слова и образы (широко тиражируемые в литературе не позднее нач. ХХ ст.) – но претендует на то, чтобы описывать современность.
напоминаю, что “одна ночь” трактовалась в традиционном обществе как однозначное (безвозвратное!) грехопадение ЛГ. и уж воспевать её ни-ни…
Вижу, что здесь это мало кого смущает.
Вы про какое общество изволите поминать? Знаете,во временной промежуток более пяти лет между первой женитьбой и второй у меня таких “одна ночь” было…ну в общем, на порядки больше, чем у Дон Жуана. И нич-чего в этом греховного не видел и не вижу до сих пор. Ни для себя ни для случайно встреченных дам.
Да бросьте, господа)…Какая ж это лирика? Это чистой воды версификация. Ну, или, как Сергей заметил, эклектика. К тому же – с немалой долей иронии.
“Потрафить” – устаревшее слово, а не сленг. И в моём лексиконе оно используется довольно часто. Строфу со “спелостью” поправлю, отточу.
Елена, что такое “кудель” вы знаете? Похоже, нет)
Лг выходит на свидание ночью. Выходит украдкой. К тому, кто давно ждёт удобного случая, чтобы утолить свою жажду страсти. Лг-то “другому отдана” уже…)
Елена, только не рассказывайте мне сказки, что лично пряли “кудель.” Вместе с луной.
Последний всплеск “домашних ремёсел” на постсоветском пространстве (Европейская часть, не имею ввиду дальние сибирские селения) наблюдался сразу после ВОВ, т.к. реально (как сказали бы молодые) “нечего было носить”. Затем, ситцем и шерстяными тканями стала худо-бедно обеспечивать население промышленность. И это занятие умерло само собой, превратившись в экзотику.
А о том, что это эклектика я Вам, уважаемая и толкую. При этом, эклектика, которая характеризует мировоззрение автора. 🙂 Луна ж, конечно, ничего окромя кудели делать не может. Эклектика и компиляция.
Кстати, я тоже прял. По молодости интересовался всякими народными ремеслами: и ложки резал, и шерсть отбить сумею, и из луба плел… А Недалеко от Южного в Пионерах проживали родители подруги моей первой жены. Это берег моря,мы туда погостить ездили. А на берегу дубовая рощица с мелкими сахалинскими дубками. Вот я тетю Веру научил кофе из желудей варить (до старости дожила, а н знала, что желуди прямо рядом с домом на что-то годятся), а она меня – прясть. А дядя Вася (он, кстати, тете Вере сам пару прялок из осины вытесал)- шерсть отбивать. Кудели, правда, на Сахалине не найти. А уж дома я на своей самодельной прялке прял пряжу из волокон белокопытника – травка такая наша, бывает выше головы вымахивает и лист метра полтора в диаметре. А стебель повесне-началу лета съедобный и очень вкусный, если с чесночком, маслицем, ла соевым соусом потушить. Очистишь от шкурки – сразу много волокон остается. Интересные потом циновочки получались. 🙂 Ну освоил – и забросил. Я ведь сами умения коллекционировал, а не поделки.
Произведена замена.
По поводу прядения:
Прядут шерсть, или кудель ( растительное волокно – крапиву, лён, коноплю, мяту перечную, иван-чай и даже иголки сосновые ) . Результат прядения – нить. Которую сучат ( вытягивают из чёсаной шерсти, или кудели и скручивают пальцами, наматывая на веретено). И раньше прядение было самым распространенным рукоделием женщин в холодное время года. Сейчас это, скорее, хобби для многих.
У меня луна прядёт туманную кудель. Т.е. волокно тумана. К утру туман осядет росой на траву, поэтому луна и “бросит рукоделье”. Если б луна пряла облака, тогда…. надо было бы сказать о нитях дождя ( это я Сергею отвечаю)
Елена, я ценю Ваши подробные исыскания, правда. Вы даже написали в разы больше, чем само стихо). Поясню только, что “шальная страсть” …, ну, или “дурная” – можно было бы и так написать – сродни наваждению. Партнёр ЛГ одержим желанием обладать ею во что бы то ни стало. Свершить акт сатисфакции, если хотите. А потом – хоть трава не расти. Потому и пишу, что “оставит” он её ( страсть) в “холодных росах”. Заметьте, “девка пьяная” – относилось именно к страсти. А не к ЛГ. Никто там не пьянствует))) Но партнёр ЛГ после встречи чувствует ту же…. брезгливость к своему удовлетворённому вожделению, что и к пьяной девке.
Смешала стили нарочно.В этом как раз для меня выразилось отношение к теме.
Прясть — I несов. перех. Скручивая (волокна льна, шерсти и т.п.), делать нити. (по Ефремовой). Но, собственно, у всех словарей похожие толкования . То-есть прядут (делают) все же не кудель, а нить. Когда говорят “прясть шерсть” – под шерстью имеют в виду не комок, прикрепленный к прялке, а саму пряжу. Вы же и сегодня можете сказать “шарф связан из шерсти” “кружево сплетено из льна” (то есть из шерстяной пряжи, или льняной нити). Так что вариант недосказанности: прядет туманную кудель в нить – возможен. Я не говорю что у вас непременно нить дождя, я просто привожу пример недосказанности. Потому что туман легко превращается в морось, а та в дождь. А вот нити тумана я себе представить не могу. Туман – это кудель, масса,из которой плетут что-то иное.
Но вот просто прясть кудель НЕВОЗМОЖНО, потому что прядут ИЗ кудели.
Сергей))))
Ну, понятно дело, что кудель луна у меня из тумана не делает с помощью прядения. Использовано прошедшее время совершенная форма глагола “прясть” только потому, что к утру туманного волокна не осталось. Оно уже спрядено. Во что? Ну, это каждый пусть сам додумает. У меня – в росы.
“акт сатисфакции” – …. да-а-а… 🙂
Елена))), а представьте, пряла! Свекровь у меня женщина деревенская, испокон века её предки в тверской губернии проживали. И прялка осталась самодельная. Так вот овечью шерсть пряла моя свекровь. И собачью. И мне показывала, как это делается…А когда руки у неё стали болеть, то и я помогала. А раньше там – в тверской – лён выращивали. И пряли кудель. Потом ткали полотно, выбеливали его на насте снежном в солнечный день… Полотенца льняные до сих пор живы.
Вот и получается, что в моём восприятии мира намешано всего… Естественно, это и в стихосложении проявляется. Разве это плохо?)
И не воспеваю я грехопадение! /Где Вы увидели смакование?/ Но рассказываю об этом. Без проклятий, конечно…но с долей иронии. Грустной такой иронии…)
Эххх…жаль, мне все комменты приходят с большим опозданием…(
Сергей, здоровско! Уважаю людей, которые знают исконно-русские ремёсла умеют мастерить… Мне самой всё это тоже интересно. И по дереву тоже резала, и корзинки всякие плела. ну, а чисто-женские виды рукоделия освоила почти все. Сейчас, вот, мы с дочкой увлеклись изготовлением русского чая ( из иван-чая) Скажу я Вам, непростой процесс! А дуб тоже жёлуди даёт обильно каждый год. Попробую кофе сделать!)