Дикой парме не стать человечьим жилом —
Здесь лишь тропы звериные узкие.
От Москвы заслонённые Камня хребтом,
Мы, наверно, последние русские.
Подлый Никон, обманом царя уболтав,
Распахнул перед Западом двери — и
Вмиг явилась кафоликов-греков орда,
Чтоб известь на Руси правоверие.
Мы отныне чужие для отчей земли,
Нежеланны, враждебны и бросовы.
Слух прошёл — Аввакума намедни сожгли,
Заморили до смерти Морозову.
Что осталось нам? Пепел пожарищ и вонь.
Гибнет Русь под ордой чужеверною.
Аввакуме! Идём за тобою в огонь —
Смерть за веру принять полной мерою.
Какое правоверие и какая орда греков?! Орда греков имела место как раз во времена принятия христианства, т. е. крестителями были священники из Византии. В наших местах живут и процветают семейские — особая ветвь старообрядчества. Вот уж кого никак не назовешь «последними русскими», ибо они от первых-то не шибко отличаются… 🙂 Всё, как в РПЦ — денег мало дают на проведение всяких семейских фестивалей, грызня между поповцами и беспоповцами (и между собой у разных общин, в основном за недвижимость)… Не знаю, какую задачу Вы ставите, изготовляя стихотворения подобного содержания, но воспринимаются они (мной) как очередная неуклюжая попытка возврата к какому-то Золотому царству, где мы все якобы когда-то были, пока с Марса не прилетел Никон и всех — в бараний рог. Подчеркиваю: ни пародийных, ни иронических интонаций в Ваших стихах я не усматриваю. И не православие, как бы ни пыжилась РПЦ, является связующей силой огромной страны с очень разными климатическими, производственными и демографическими условиями, но родственные связи, единство языка и культуры, ощущение причастности к общей судьбе общего дома, а вовсе не вера в одного Бога.
Честно говоря, я совершенно не понял идеи произведения. Собственно вижу «обстихотворенный», рифмованный пересказ декларации старообрядческого средневекового «старца» откуда-нибудь из из Германа или Чапыгина. В общем, этакая трафаретка.
Ну и прав Евлампий, греки тут ни при чем. Наоборот, именно они дали ту, старообрядческую веру, в которой хотя бы соблюдались некоторые приличия по отношению к словам Христа. В которой священники не требовали еще называть себя отцами — все это пришло позже. Никон же попросту решил отделиться от греков, чтобы его ПЦ стала самостоятельной. Он как раз ЗАКРЫЛ двери перед влиянием «орды греков». Тем более к тому времени слабая сельская Греция, кроме замшелой («старообрядческой») версии православия, ничего России дать была не способна. Разве что оливковое масло. А Аввакум, Морозова и т. д. — это не столько верующие, сколько политические интриганы, мечтающие о власти.
Но Бог с ним, автор не обязан следовать истории. Но вот какую-то идею вложить в творение обязан. А получилась примитивная констатация факта типа: нас гонят, мы пошли жечься.
Кое-что напомню Игорю:
1605 — 1606 гг. Правление Лжедмитрия I.
1606 — 1607 гг. Восстание под предводительством И.И.Болотникова.
1606 — 1610 гг. Царствование Василия Шуйского.
1610 “Семибоярщина”.
1612 г. Освобождение Москвы от интервентов.
1613 г. Избрание Земским Собором Михаила Романова на царство.
Церковный раскол произошел при государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы.
В таком случае, о каком же:
«Распахнул перед Западом двери – и
Вмиг явилась кафоликов-греков орда,
Чтоб известь на Руси правоверие».
Можно говорить, ежели только что съехали из Москвы войска Речи Посполитой (католики, кстати, из того треклятогосамого Запада, научили московцев пользоваться вилкой, кстати). 🙂
Игорь, я не могу понять цели излагать в стихах историю.
Я уже о слабых рифмах молчу.
Понял. Не выходит каменный цветок. Ладно, пусть валяется в долгом ящике.
Игорь, чтобы вышло, найдите сперва идею. Да не чужую, а свою, авторскую.А именно: что хочет автор сказать нам этим произведением. И тогда все покатит
Вот-вот, и я Игорю о том же говорил, он утверждает, что у него некий стеб, ирония, и воспринимать следует не так, как воспринимается. Но от его произведений не веет какой-то иронией, скрытым смыслом, пародией и чем-то еще. Лично я воспринимаю это как серьезное произведение, не допускающее двойного толкования… ну, так это, может, я неправильно воспринимаю?
Нет, это не стёб. Это по случаю объявления конкурса «Мы русские» возникла идея цикла: парад точек зрения «уходящей натуры». Причём без стёба. Чтобы честно передать ощущение уходящей из-под ног земли. Но это надо серьёзно вживаться в шкуру героя, чтобы всё высказать в шестнадцати строках. Пока не получается. Или действительно подождать, когда полностью созреет, и выдать полным циклом.
Это что поэма будет , а почему частями , лучше подать на блюде уже завершенную.