Больная память

 

Глазунов блокада

Сердце ни к чёрту. Память больна
Страхом. Разрушен, расколот
Мир бело-чёрный. Там, где война,
Неодолим голод.
Что-то творится с нашей страной.
Все аргументы истратив,
Легче смириться с прошлой виной,
Чем примирить братьев.
Что-то творится с сердцем моим.
Время — бесстрастный разлучник.
С кем распрощался, кем был любим, —
Нет им взамен лучших.
Будет Россия, не может не быть,
Пусть ей фортуна потрафит.
Бог нам поможет забыть и простить
Голод, вражду, страхи.
Святы, кто ближнему отдавал
Корку блокадного хлеба,
К ним не пристанет дурная молва,
Благоволит небо.
Память-заноза. Так горячо
В сердце осиротелом…
Бабушка шепчет: «Кушай, внучок,
Я уже ела, ела».

Больная память: 32 комментария

  1. Если напевать, что собственно и просится сразу, то Неодолим голод — Неодолимый голод
    Чем примирить братьев. — Чем перемирие братьев
    Нет им взамен лучших. — Не будет взамен нам лучших — и так далее . ( Кстати — это уже был бы полноценный марш )

    • Спасибо, Света. Но у меня здесь вот такая ритмическая картинка. Так задумано. В чётных строчках 8 слогам во второй контрастирует обрыв к 6 слогам в четвёртой. А в последней строфе вторая строка «осиротело» оборвана (7 слогов). Но последняя строка вторит ей утешительным (наконец-то) совпадением размера (тоже 7).

  2. Вот ведь и не угадал. 🙂 А раньше всегда узнавал стиль Володи. Ну что сказать ….вроде все отлично — складно, грамотно, понятно и выразительно, но… при первом чтении ощущение нехватки какой-то цельности, единого стержня, на который нанизаны строфы. При втором-третьем чтении создалось впечатление,что вторая и третья строфа не из этой темы, притом тоже на разные темы. Может , кроме Елены и Евлампий подсобил в своем стиле? 🙂 Но все равно очень приятно было почитать, потому что стих-е наполнено чувством, выраженным ясно и понятно для читателя. Спасибо, Володя!

    • Нет, Мурат, Евлампий не подсоблял. И я сознательно рвал свой более гармоничный стиль, потому что в этой теме нет гармонии. Что может хоть немного заглушить эту генетическую боль? Только память о людях, жертвовавших и жертвующих собой.

  3. Ну , все равно удлинить вариантов уйма — И, не гневить небо — Хватит . Удлинив размер ритм только будет в выигрыше , хотя у меня своя музыка , у Володи своя — но в любом случае есть запас до более певучего размера.

  4. Очень хорошо.

    В чём-то солидарен с Муратом («…ощущение нехватки какой-то цельности, единого стержня, на который нанизаны строфы…») /кстати, очень хорошо и чётко сформулирована эта мысль/. Но… по-любому это уже не сейчас… для сейчасности — это готовый стиш… в потомности — скорее всего, уже при редактировании сборника стихов, в который он войдёт…

    • Спасибо. Да, это было здесь главным для меня, рассказать о своём ощущении, что генетическая память о голоде наполняет страхом и ненавистью и саднит неизбывной болью. И это боль как целой страны, так и каждого в ней живущего. И если не вполне получилось, наверное, ещё предстоит в себе этот стержень нащупать, чтобы всё стало на свои места.

  5. «С кем распрощался, кем был любим, –
    Нет им взамен лучших» — это что вариация на тему: «…ой, мы не такими били… А ныняшняя молодёжь никудышняя» ? (как ИМ можно вообще что-то взамен найти?)
    В таком случае, можно ли говорить «взамен»? Кто может быть взамен умершей матери, бабушке и проч? И глагол «рапрощался»- для меня лично несёт оттенок такого волеизъявления ЛГ. Сравните: «Видно, пришло время нам распрощаться.» Т.е. как бы волевой акт.
    А в случае смерти близких от желания ЛГ ничего не зависит. Я бы поискала глагол другой.

    «Легче смириться с прошлой виной,
    Чем примирить братьев» — вот это что и к чему? Что в России гражданская война?
    И что за «прошлая вина»? Это что такое? На что намёк? Какие-то невнятные строки.
    Почему «прошлая»?

    «Бог нам поможет забыть и простить
    Голод, вражду, страхи.» — ну хорошо, речь идёт, допустим о сегодняшнем дне. Ладно. Кстати, что голод сейчас?

    «Святы, кто ближнему отдавал
    Корку блокадного хлеба» — но зачем приплетать память об этих людях? Явный намёк на то, что чуть ли не все «наследники» блокадных ленинградцев. И болели ли блокадники имперскими заболеваниями доподлинно не известно. Человечностью — да. У историков спросите подробности. Явно попытка «прилепить» боль людей к сегодняшнему дню.
    Знаете, стихотворение сделано неплохо.
    С технической точки зрения.
    Но вот со смыслами беда бедой.

    «Будет Россия, не может не быть» — пафос какой-то ни к месту.
    Вы прямо бабушка, отдавая внучку последнее, как раз о имперском и помышляла. 🙂

    Очень напомнило:
    «Плюнула партизанская мать немцу в бесстыжие очи.
    Сказала, были остры как нож, глухие ее слова:
    «Труд твой напрасен, меня убьешь, Россия будет жива.
    Россия тысячу лет жила, множила племя свое.» — 🙂

    Ну и о названии. Что-то конкретно воспоминаний , т.е. «памяти» какой-то особой и не видно.
    Больше всё о современном.
    А бабушка/мама без всяких имперских амбиций итак своему ребёнку последнее отдаст.

    • Спасибо, Елена. Не зашоривайтесь единственно возможным на Ваш взгляд определением слова «взамен», которое, как Вам кажется, неудачно здесь применено. Не всегда взамен что-то подыскивается. «Взамен» — может обозначать просто «вместо». Со смыслом: нет вместо тех, с кем распрощался, других. То же и со словом «распроститься». Оно имеет уйму значений и оттенков. В том числе и, как частный случай, волеизъявление. Всего лишь в том числе, Елена!
      Ну и по поводу намёков, да, есть такое дело. Ответил Евлампию по этому поводу. Трактат на эту тему писать не собирался, уж простите. Насчёт того, голод ли сейчас, и по поводу названия — вот об этом — больная память. Ну а по поводу пафоса — постарался как мог не пафосничать. Только о надежде писал, которая, как известно, не только юношей питает. Как-то вот так.

  6. А если серьезно — про там, где война, неодолим голод. Одолим, посмотрите не генеральские рожи, что на той войне нажились. А и в мирное время, бывает, с голодом ничего поделать нельзя. Про примирить братьев не понял — про каких братьев идет речь и почему их надо обязательно примирять? Гражданская? Ну и, конечно, спасающий Бог и потрафившая фортуна — типа, опять нас эти двое вытащат, как бывало не раз, только вот откуда и как мы туда в очередной раз попали? Тоже фортуна и Бог сначала поместили в ж..у, а потом торжественно оттуда извлекли? Не хватит ли о «спасаемой Богом стране»? А то возникает впечатление, что страна настолько пропащая, что только Богом еще худо-бедно спасается. Кто-нибудь напишет когда-нибудь, КАК могло такое произойти, когда немцы, не имея 3 — 5 кратного преимущества перед нами в живой силе и технике (соотношение было 1,1:1 в пользу немцев, что для нападающей стороны не должно было принести никаких дивидендов), они, эти самые немцы, дули нас и в хвост, и в гриву, пока Бог и фортуна не остановили их? Кто-нибудь скажет, КАК бросили на произвол судьбы Севастополь, Ленинград, множество других городов, миллионы советских граждан, оказавшихся в оккупации? и т. д. Боль и горечь должны быть, каждая жизнь на общем алтаре победы — свята, но не в Боге дело! И скорбеть надо о собственной глупости, разгильдяйстве и бездарности. Не будь их, мы не имели бы того неизбывного горя, на которое сами же себя и обрекли.

    • Так и напишите, Евлампий. А то Вы как обычно, лесом, вокруг да около, и генеральские рожи Вам мерещатся там, где я вижу генетику голода простых людей. И что-то Ваши коллеги-историки не больно-то поднимают на поверхность тему Голодомора, интерпретация которой накануне распада СССР как намеренного уничтожения украинской нации закрепилась на Украине и стала платформой «самостийности». Вот и думайте, как примирить «братьев», если в сознание украинца вбивается доктрина о том, что во всём русские виноваты.
      А я высказался о том, что болит. Я не историк и не политик. И не знаю, кто и что нам может помочь.

      • Так Вы об украинцах, что ли? Поди разбери, что Вы имели в виду. Согласитесь, из Вашего стихотворения это никак не следует. А нет никаких братьев, признавая наших людей только «братьями», мы начинаем лить воду на мельницу всякого рода самостийников. Увы, теперь уже, пожалуй, невозможно нам быть одним народом, хоть так оно и есть на самом деле. А что, в других областях СССР голода не было? В Поволжье, в Сибири? Не шибко что-то Поволжье за голод предъявляет! Да и Сибирь молчит. Не находите? Вот еще одно опасное заблуждение: чтобы знать, что делать, надо быть историком и политиком… «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит» (с). Не чувствуете ответственности за судьбу Родины? Ну да, конечно… Я тоже перестал почти. Есть же В. В. Путин, он знает. И еще Бог с фортуной, авось, не дадут пропасть! 🙂

        • А вот не хочу в стихе всё по полкам раскладывать, или сноски делать под словом «братьев» — мол, это наши родные украинцы подразумеваются. Я о голодной памяти. Кто знает, тот дорисует. А кто не знает — ну, значит, ему не рассказали, или не хочет он это знать и помнить. Может, когда готов буду об этом сказать не пафосно и с пониманием того, как донести, чтобы было услышано, вернусь к этой теме.

          • Вам, говорите, не хочется? А все-таки Вы делите нас всех на украинцев и русских, к примеру. А откуда то деление пошло? Исключительно искусственное деление. Так сложилось, что во времена монгольского нашествия западная Русь оказалась как бы брошенной, ей не смогли/не захотели оказать помощь восточные княжества. В итоге на 300 лет эта территория попала под влияние западной цивилизации (если можно считать вполне западной польско-литовское влияние). Отсюда и коренная обида — мы-то и есть коренные русы, а вы — москали кляты, предатели! К сожалению, для этого стереотипа не только не делалось попыток преодоления, но наоборот, всячески подчеркивалась на всем протяжении истории особое положение русских и украинцев. В Российской империи это были люди второго сорта, что никак не способствовало сплочению, в советское время была образована УССР — по сути, «самостийное княжество», которому искусственно сделали территорию, язык, и даже культуру. Что мы на сей день и имеем. Поэтому о примирении братьев речь идти не может — для меня братья, это югославяне, но мы с ними, вроде не враждуем? А украинцев я братьями не считаю. Это мы, только другие.

            • «западная Русь» — Евлампушка, да Вы никак бредите…
              Рекомендую: Белы А. Хроника «Белой Руси.» Очерк истории одного географического названия. — Мн.: Энциклопедикс, 2000. — 238 с. (бел.яз)
              Это из того, то я навскидку помню. Но есть масса иной литературы, которая доказывает исторически обоснованно (согласно принятым общенаучным принципам) .

              «Исключительно искусственное деление» — для какого периода? Вы что в школе не проходили концепции происхождения славян? Не знаете отличие нации, народности и племени? (Хотя, это классика ещё сов. эпохи). Такое чувство, что репетиторы ничего окромя интернета не читают. 🙂 Это плохо. Интернет — это свалка.

              • Да вот так оно и есть. Что первичнее — Украина или Русь? Киев — «мать городов русских» или украинских? Откуда бы взяться коренному различию между древлянами и вятичами, например, если к эпохе Ярослава Мудрого о них уже никто не вспоминал? И города нынешней Западной Украины основаны князьями русского рода. И это не Интернет, а, как Вы изволите высказаться, «общепринятое историческое деление». А вообще деление на русских, белорусов и украинцев окончательно относится к 17 в., когда закончилось формирование этих наций — а чего оно закончилось? Под поляками 300 ходить — это не шутки. Русские тоже под монголами 300 лет ходили, и тоже стали «не теми». Так что о происхождении славян и их делении на южных, восточных и западных не надо, такое деление действительно было, однако в другом смысле: под западными славянами понимаются поляки и чехи, словаки и ряд других народов, под восточными — русские, украинцы и белорусы (или Вы думаете, что изначально существовали украинцы и белорусы?), под южными — болгары и народы, ныне составлявшие прежнюю Югославию. Все просто на самом деле. А чтобы про это сказать, мне Интернет не нужен, я это давно знаю. Когда я учился, Интернета не было и в помине. А книги, как ни странно, уже были… 🙂

              • Да, рекомендованная Вами книга на белорусском? Я по-белорусски кроме как «слава савецкай навуци!» да «войски супрацьпавтренней абароны — войски пастаянная баявой готоунасци!» ничего не знаю. Как я ее буду читать? 🙂

Добавить комментарий

Войти с помощью: