Сердце ни к чёрту. Память больна
Страхом. Разрушен, расколот
Мир бело-чёрный. Там, где война,
Неодолим голод.
Что-то творится с нашей страной.
Все аргументы истратив,
Легче смириться с прошлой виной,
Чем примирить братьев.
Что-то творится с сердцем моим.
Время – бесстрастный разлучник.
С кем распрощался, кем был любим, –
Нет им взамен лучших.
Будет Россия, не может не быть,
Пусть ей фортуна потрафит.
Бог нам поможет забыть и простить
Голод, вражду, страхи.
Святы, кто ближнему отдавал
Корку блокадного хлеба,
К ним не пристанет дурная молва,
Благоволит небо.
Память-заноза. Так горячо
В сердце осиротелом…
Бабушка шепчет: “Кушай, внучок,
Я уже ела, ела”.
Мощно.. И никакого словесного эквилибра.
Спасибо Елене Быстровой за поддержку и совет не забрасывать стих. Вчера хотел плюнуть на него, получалось пафосно как-то и не мог связать две картинки. А вот сегодня с её помощью что-то немного получилось вроде как.
Ой, Володя, ты и сам бы справился прекрасно, уверена… Подумаешь, три слова подкинула))
Мне изначально понравился стиш: искренний и – Сергей прав – без лишних вензелей.
Умка!)
всегда говорил что для поэта в трудную минуту хороший редактор – это дар Божий.
Кстати, на мой взгляд получилось очень цельно и убедительно.
Если напевать, что собственно и просится сразу, то Неодолим голод – Неодолимый голод
Чем примирить братьев. – Чем перемирие братьев
Нет им взамен лучших. – Не будет взамен нам лучших – и так далее . ( Кстати – это уже был бы полноценный марш )
Светик, перемирие и примирить – неравноценны. Перемирие (временное прекращение боевых действий) и между врагами бывает
Спасибо, Света. Но у меня здесь вот такая ритмическая картинка. Так задумано. В чётных строчках 8 слогам во второй контрастирует обрыв к 6 слогам в четвёртой. А в последней строфе вторая строка “осиротело” оборвана (7 слогов). Но последняя строка вторит ей утешительным (наконец-то) совпадением размера (тоже 7).
Вот ведь и не угадал. 🙂 А раньше всегда узнавал стиль Володи. Ну что сказать ….вроде все отлично – складно, грамотно, понятно и выразительно, но… при первом чтении ощущение нехватки какой-то цельности, единого стержня, на который нанизаны строфы. При втором-третьем чтении создалось впечатление,что вторая и третья строфа не из этой темы, притом тоже на разные темы. Может , кроме Елены и Евлампий подсобил в своем стиле? 🙂 Но все равно очень приятно было почитать, потому что стих-е наполнено чувством, выраженным ясно и понятно для читателя. Спасибо, Володя!
Нет, Мурат, Евлампий не подсоблял. И я сознательно рвал свой более гармоничный стиль, потому что в этой теме нет гармонии. Что может хоть немного заглушить эту генетическую боль? Только память о людях, жертвовавших и жертвующих собой.
Ну , все равно удлинить вариантов уйма – И, не гневить небо – Хватит . Удлинив размер ритм только будет в выигрыше , хотя у меня своя музыка , у Володи своя – но в любом случае есть запас до более певучего размера.
Очень хорошо.
В чём-то солидарен с Муратом (“…ощущение нехватки какой-то цельности, единого стержня, на который нанизаны строфы…”) /кстати, очень хорошо и чётко сформулирована эта мысль/. Но… по-любому это уже не сейчас… для сейчасности – это готовый стиш… в потомности – скорее всего, уже при редактировании сборника стихов, в который он войдёт…
Спасибо. Да, это было здесь главным для меня, рассказать о своём ощущении, что генетическая память о голоде наполняет страхом и ненавистью и саднит неизбывной болью. И это боль как целой страны, так и каждого в ней живущего. И если не вполне получилось, наверное, ещё предстоит в себе этот стержень нащупать, чтобы всё стало на свои места.
А чего блекло так, ни одного образа яркого? Какое-то дежурное перечисление бед, что Россию одолели.
Е
Ваша фамилия не Мединский случайно? 🙂 Что может быть яркое в этой теме? Когда тема как раз о том что серость одолевает в который раз
Дался Вам этот Мединский! Мою фамилию Вы прекрасно знаете, и да, она не Мединский, причем не случайно, а вполне целенаправленно!
Очень сильное стихотворение!
Спасибо, Ирина.
“С кем распрощался, кем был любим, –
Нет им взамен лучших” – это что вариация на тему: “…ой, мы не такими били… А ныняшняя молодёжь никудышняя” ? (как ИМ можно вообще что-то взамен найти?)
В таком случае, можно ли говорить “взамен”? Кто может быть взамен умершей матери, бабушке и проч? И глагол “рапрощался”- для меня лично несёт оттенок такого волеизъявления ЛГ. Сравните: “Видно, пришло время нам распрощаться.” Т.е. как бы волевой акт.
А в случае смерти близких от желания ЛГ ничего не зависит. Я бы поискала глагол другой.
“Легче смириться с прошлой виной,
Чем примирить братьев” – вот это что и к чему? Что в России гражданская война?
И что за “прошлая вина”? Это что такое? На что намёк? Какие-то невнятные строки.
Почему “прошлая”?
“Бог нам поможет забыть и простить
Голод, вражду, страхи.” – ну хорошо, речь идёт, допустим о сегодняшнем дне. Ладно. Кстати, что голод сейчас?
“Святы, кто ближнему отдавал
Корку блокадного хлеба” – но зачем приплетать память об этих людях? Явный намёк на то, что чуть ли не все “наследники” блокадных ленинградцев. И болели ли блокадники имперскими заболеваниями доподлинно не известно. Человечностью – да. У историков спросите подробности. Явно попытка “прилепить” боль людей к сегодняшнему дню.
Знаете, стихотворение сделано неплохо.
С технической точки зрения.
Но вот со смыслами беда бедой.
“Будет Россия, не может не быть” – пафос какой-то ни к месту.
Вы прямо бабушка, отдавая внучку последнее, как раз о имперском и помышляла. 🙂
Очень напомнило:
“Плюнула партизанская мать немцу в бесстыжие очи.
Сказала, были остры как нож, глухие ее слова:
«Труд твой напрасен, меня убьешь, Россия будет жива.
Россия тысячу лет жила, множила племя свое.” – 🙂
Ну и о названии. Что-то конкретно воспоминаний , т.е. “памяти” какой-то особой и не видно.
Больше всё о современном.
А бабушка/мама без всяких имперских амбиций итак своему ребёнку последнее отдаст.
“Сила твоя, ледащий, мала, чтобы убить ее!”(с)
К чему реплика Евлампий? Что молодой человек помнит школьную программу, похвально. Евлампий, Вы это хотели продемонстрировать?
Нет, почему-то просто Вы не сподобились закончить…
Спасибо, Елена. Не зашоривайтесь единственно возможным на Ваш взгляд определением слова “взамен”, которое, как Вам кажется, неудачно здесь применено. Не всегда взамен что-то подыскивается. “Взамен” – может обозначать просто “вместо”. Со смыслом: нет вместо тех, с кем распрощался, других. То же и со словом “распроститься”. Оно имеет уйму значений и оттенков. В том числе и, как частный случай, волеизъявление. Всего лишь в том числе, Елена!
Ну и по поводу намёков, да, есть такое дело. Ответил Евлампию по этому поводу. Трактат на эту тему писать не собирался, уж простите. Насчёт того, голод ли сейчас, и по поводу названия – вот об этом – больная память. Ну а по поводу пафоса – постарался как мог не пафосничать. Только о надежде писал, которая, как известно, не только юношей питает. Как-то вот так.
А если серьезно – про там, где война, неодолим голод. Одолим, посмотрите не генеральские рожи, что на той войне нажились. А и в мирное время, бывает, с голодом ничего поделать нельзя. Про примирить братьев не понял – про каких братьев идет речь и почему их надо обязательно примирять? Гражданская? Ну и, конечно, спасающий Бог и потрафившая фортуна – типа, опять нас эти двое вытащат, как бывало не раз, только вот откуда и как мы туда в очередной раз попали? Тоже фортуна и Бог сначала поместили в ж..у, а потом торжественно оттуда извлекли? Не хватит ли о “спасаемой Богом стране”? А то возникает впечатление, что страна настолько пропащая, что только Богом еще худо-бедно спасается. Кто-нибудь напишет когда-нибудь, КАК могло такое произойти, когда немцы, не имея 3 – 5 кратного преимущества перед нами в живой силе и технике (соотношение было 1,1:1 в пользу немцев, что для нападающей стороны не должно было принести никаких дивидендов), они, эти самые немцы, дули нас и в хвост, и в гриву, пока Бог и фортуна не остановили их? Кто-нибудь скажет, КАК бросили на произвол судьбы Севастополь, Ленинград, множество других городов, миллионы советских граждан, оказавшихся в оккупации? и т. д. Боль и горечь должны быть, каждая жизнь на общем алтаре победы – свята, но не в Боге дело! И скорбеть надо о собственной глупости, разгильдяйстве и бездарности. Не будь их, мы не имели бы того неизбывного горя, на которое сами же себя и обрекли.
Так и напишите, Евлампий. А то Вы как обычно, лесом, вокруг да около, и генеральские рожи Вам мерещатся там, где я вижу генетику голода простых людей. И что-то Ваши коллеги-историки не больно-то поднимают на поверхность тему Голодомора, интерпретация которой накануне распада СССР как намеренного уничтожения украинской нации закрепилась на Украине и стала платформой “самостийности”. Вот и думайте, как примирить “братьев”, если в сознание украинца вбивается доктрина о том, что во всём русские виноваты.
А я высказался о том, что болит. Я не историк и не политик. И не знаю, кто и что нам может помочь.
Так Вы об украинцах, что ли? Поди разбери, что Вы имели в виду. Согласитесь, из Вашего стихотворения это никак не следует. А нет никаких братьев, признавая наших людей только “братьями”, мы начинаем лить воду на мельницу всякого рода самостийников. Увы, теперь уже, пожалуй, невозможно нам быть одним народом, хоть так оно и есть на самом деле. А что, в других областях СССР голода не было? В Поволжье, в Сибири? Не шибко что-то Поволжье за голод предъявляет! Да и Сибирь молчит. Не находите? Вот еще одно опасное заблуждение: чтобы знать, что делать, надо быть историком и политиком… “Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит” (с). Не чувствуете ответственности за судьбу Родины? Ну да, конечно… Я тоже перестал почти. Есть же В. В. Путин, он знает. И еще Бог с фортуной, авось, не дадут пропасть! 🙂
А вот не хочу в стихе всё по полкам раскладывать, или сноски делать под словом “братьев” – мол, это наши родные украинцы подразумеваются. Я о голодной памяти. Кто знает, тот дорисует. А кто не знает – ну, значит, ему не рассказали, или не хочет он это знать и помнить. Может, когда готов буду об этом сказать не пафосно и с пониманием того, как донести, чтобы было услышано, вернусь к этой теме.
Вам, говорите, не хочется? А все-таки Вы делите нас всех на украинцев и русских, к примеру. А откуда то деление пошло? Исключительно искусственное деление. Так сложилось, что во времена монгольского нашествия западная Русь оказалась как бы брошенной, ей не смогли/не захотели оказать помощь восточные княжества. В итоге на 300 лет эта территория попала под влияние западной цивилизации (если можно считать вполне западной польско-литовское влияние). Отсюда и коренная обида – мы-то и есть коренные русы, а вы – москали кляты, предатели! К сожалению, для этого стереотипа не только не делалось попыток преодоления, но наоборот, всячески подчеркивалась на всем протяжении истории особое положение русских и украинцев. В Российской империи это были люди второго сорта, что никак не способствовало сплочению, в советское время была образована УССР – по сути, “самостийное княжество”, которому искусственно сделали территорию, язык, и даже культуру. Что мы на сей день и имеем. Поэтому о примирении братьев речь идти не может – для меня братья, это югославяне, но мы с ними, вроде не враждуем? А украинцев я братьями не считаю. Это мы, только другие.
А я так понял что речь идет о внутрирусских разборках., когда одни поверили поганой пропаганде про укрофашистов, а другие нет
“западная Русь” – Евлампушка, да Вы никак бредите…
Рекомендую: Белы А. Хроника “Белой Руси.” Очерк истории одного географического названия. – Мн.: Энциклопедикс, 2000. – 238 с. (бел.яз)
Это из того, то я навскидку помню. Но есть масса иной литературы, которая доказывает исторически обоснованно (согласно принятым общенаучным принципам) .
“Исключительно искусственное деление” – для какого периода? Вы что в школе не проходили концепции происхождения славян? Не знаете отличие нации, народности и племени? (Хотя, это классика ещё сов. эпохи). Такое чувство, что репетиторы ничего окромя интернета не читают. 🙂 Это плохо. Интернет – это свалка.
Да вот так оно и есть. Что первичнее – Украина или Русь? Киев – “мать городов русских” или украинских? Откуда бы взяться коренному различию между древлянами и вятичами, например, если к эпохе Ярослава Мудрого о них уже никто не вспоминал? И города нынешней Западной Украины основаны князьями русского рода. И это не Интернет, а, как Вы изволите высказаться, “общепринятое историческое деление”. А вообще деление на русских, белорусов и украинцев окончательно относится к 17 в., когда закончилось формирование этих наций – а чего оно закончилось? Под поляками 300 ходить – это не шутки. Русские тоже под монголами 300 лет ходили, и тоже стали “не теми”. Так что о происхождении славян и их делении на южных, восточных и западных не надо, такое деление действительно было, однако в другом смысле: под западными славянами понимаются поляки и чехи, словаки и ряд других народов, под восточными – русские, украинцы и белорусы (или Вы думаете, что изначально существовали украинцы и белорусы?), под южными – болгары и народы, ныне составлявшие прежнюю Югославию. Все просто на самом деле. А чтобы про это сказать, мне Интернет не нужен, я это давно знаю. Когда я учился, Интернета не было и в помине. А книги, как ни странно, уже были… 🙂
Да, рекомендованная Вами книга на белорусском? Я по-белорусски кроме как “слава савецкай навуци!” да “войски супрацьпавтренней абароны – войски пастаянная баявой готоунасци!” ничего не знаю. Как я ее буду читать? 🙂
*супрацьпаветранней