Больная память

 

Глазунов блокада

Сердце ни к чёрту. Память больна
Страхом. Разрушен, расколот
Мир бело-чёрный. Там, где война,
Неодолим голод.
Что-то творится с нашей страной.
Все аргументы истратив,
Легче смириться с прошлой виной,
Чем примирить братьев.
Что-то творится с сердцем моим.
Время – бесстрастный разлучник.
С кем распрощался, кем был любим, –
Нет им взамен лучших.
Будет Россия, не может не быть,
Пусть ей фортуна потрафит.
Бог нам поможет забыть и простить
Голод, вражду, страхи.
Святы, кто ближнему отдавал
Корку блокадного хлеба,
К ним не пристанет дурная молва,
Благоволит небо.
Память-заноза. Так горячо
В сердце осиротелом…
Бабушка шепчет: “Кушай, внучок,
Я уже ела, ела”.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars6 Stars7 Stars8 Stars9 Stars10 Stars11 Stars12 Stars13 Stars14 Stars15 Stars16 Stars17 Stars18 Stars19 Stars20 Stars21 Stars22 Stars23 Stars24 Stars25 Stars26 Stars27 Stars28 Stars29 Stars30 Stars31 Stars32 Stars33 Stars34 Stars35 Stars36 Stars37 Stars38 Stars39 Stars40 Stars41 Stars42 Stars43 Stars44 Stars45 Stars46 Stars47 Stars48 Stars49 Stars50 Stars (8 проголосовавших, средний балл: 30,75 из 50)
Загрузка...

Больная память: 32 комментария

    • Спасибо Елене Быстровой за поддержку и совет не забрасывать стих. Вчера хотел плюнуть на него, получалось пафосно как-то и не мог связать две картинки. А вот сегодня с её помощью что-то немного получилось вроде как.

      Владимир Шелест оценку не ставил(а).
      • Ой, Володя, ты и сам бы справился прекрасно, уверена… Подумаешь, три слова подкинула))
        Мне изначально понравился стиш: искренний и – Сергей прав – без лишних вензелей.
        Умка!)

        Елена Быстрова поставил(а) оценку: 30
  1. Если напевать, что собственно и просится сразу, то Неодолим голод – Неодолимый голод
    Чем примирить братьев. – Чем перемирие братьев
    Нет им взамен лучших. – Не будет взамен нам лучших – и так далее . ( Кстати – это уже был бы полноценный марш )

    Sveta Blaginskaya поставил(а) оценку: 28
    • Спасибо, Света. Но у меня здесь вот такая ритмическая картинка. Так задумано. В чётных строчках 8 слогам во второй контрастирует обрыв к 6 слогам в четвёртой. А в последней строфе вторая строка “осиротело” оборвана (7 слогов). Но последняя строка вторит ей утешительным (наконец-то) совпадением размера (тоже 7).

      Владимир Шелест оценку не ставил(а).
  2. Вот ведь и не угадал. 🙂 А раньше всегда узнавал стиль Володи. Ну что сказать ….вроде все отлично – складно, грамотно, понятно и выразительно, но… при первом чтении ощущение нехватки какой-то цельности, единого стержня, на который нанизаны строфы. При втором-третьем чтении создалось впечатление,что вторая и третья строфа не из этой темы, притом тоже на разные темы. Может , кроме Елены и Евлампий подсобил в своем стиле? 🙂 Но все равно очень приятно было почитать, потому что стих-е наполнено чувством, выраженным ясно и понятно для читателя. Спасибо, Володя!

    Murat Shakhtamanov поставил(а) оценку: 32
    • Нет, Мурат, Евлампий не подсоблял. И я сознательно рвал свой более гармоничный стиль, потому что в этой теме нет гармонии. Что может хоть немного заглушить эту генетическую боль? Только память о людях, жертвовавших и жертвующих собой.

      Владимир Шелест оценку не ставил(а).
  3. Ну , все равно удлинить вариантов уйма – И, не гневить небо – Хватит . Удлинив размер ритм только будет в выигрыше , хотя у меня своя музыка , у Володи своя – но в любом случае есть запас до более певучего размера.

    Sveta Blaginskaya поставил(а) оценку: 28
  4. Очень хорошо.

    В чём-то солидарен с Муратом (“…ощущение нехватки какой-то цельности, единого стержня, на который нанизаны строфы…”) /кстати, очень хорошо и чётко сформулирована эта мысль/. Но… по-любому это уже не сейчас… для сейчасности – это готовый стиш… в потомности – скорее всего, уже при редактировании сборника стихов, в который он войдёт…

    Persevering поставил(а) оценку: 30
    • Спасибо. Да, это было здесь главным для меня, рассказать о своём ощущении, что генетическая память о голоде наполняет страхом и ненавистью и саднит неизбывной болью. И это боль как целой страны, так и каждого в ней живущего. И если не вполне получилось, наверное, ещё предстоит в себе этот стержень нащупать, чтобы всё стало на свои места.

      Владимир Шелест оценку не ставил(а).
  5. “С кем распрощался, кем был любим, –
    Нет им взамен лучших” – это что вариация на тему: “…ой, мы не такими били… А ныняшняя молодёжь никудышняя” ? (как ИМ можно вообще что-то взамен найти?)
    В таком случае, можно ли говорить “взамен”? Кто может быть взамен умершей матери, бабушке и проч? И глагол “рапрощался”- для меня лично несёт оттенок такого волеизъявления ЛГ. Сравните: “Видно, пришло время нам распрощаться.” Т.е. как бы волевой акт.
    А в случае смерти близких от желания ЛГ ничего не зависит. Я бы поискала глагол другой.

    “Легче смириться с прошлой виной,
    Чем примирить братьев” – вот это что и к чему? Что в России гражданская война?
    И что за “прошлая вина”? Это что такое? На что намёк? Какие-то невнятные строки.
    Почему “прошлая”?

    “Бог нам поможет забыть и простить
    Голод, вражду, страхи.” – ну хорошо, речь идёт, допустим о сегодняшнем дне. Ладно. Кстати, что голод сейчас?

    “Святы, кто ближнему отдавал
    Корку блокадного хлеба” – но зачем приплетать память об этих людях? Явный намёк на то, что чуть ли не все “наследники” блокадных ленинградцев. И болели ли блокадники имперскими заболеваниями доподлинно не известно. Человечностью – да. У историков спросите подробности. Явно попытка “прилепить” боль людей к сегодняшнему дню.
    Знаете, стихотворение сделано неплохо.
    С технической точки зрения.
    Но вот со смыслами беда бедой.

    “Будет Россия, не может не быть” – пафос какой-то ни к месту.
    Вы прямо бабушка, отдавая внучку последнее, как раз о имперском и помышляла. 🙂

    Очень напомнило:
    “Плюнула партизанская мать немцу в бесстыжие очи.
    Сказала, были остры как нож, глухие ее слова:
    «Труд твой напрасен, меня убьешь, Россия будет жива.
    Россия тысячу лет жила, множила племя свое.” – 🙂

    Ну и о названии. Что-то конкретно воспоминаний , т.е. “памяти” какой-то особой и не видно.
    Больше всё о современном.
    А бабушка/мама без всяких имперских амбиций итак своему ребёнку последнее отдаст.

    Елена Гайдамович оценку не ставил(а).
    • Спасибо, Елена. Не зашоривайтесь единственно возможным на Ваш взгляд определением слова “взамен”, которое, как Вам кажется, неудачно здесь применено. Не всегда взамен что-то подыскивается. “Взамен” – может обозначать просто “вместо”. Со смыслом: нет вместо тех, с кем распрощался, других. То же и со словом “распроститься”. Оно имеет уйму значений и оттенков. В том числе и, как частный случай, волеизъявление. Всего лишь в том числе, Елена!
      Ну и по поводу намёков, да, есть такое дело. Ответил Евлампию по этому поводу. Трактат на эту тему писать не собирался, уж простите. Насчёт того, голод ли сейчас, и по поводу названия – вот об этом – больная память. Ну а по поводу пафоса – постарался как мог не пафосничать. Только о надежде писал, которая, как известно, не только юношей питает. Как-то вот так.

      Владимир Шелест оценку не ставил(а).
  6. А если серьезно – про там, где война, неодолим голод. Одолим, посмотрите не генеральские рожи, что на той войне нажились. А и в мирное время, бывает, с голодом ничего поделать нельзя. Про примирить братьев не понял – про каких братьев идет речь и почему их надо обязательно примирять? Гражданская? Ну и, конечно, спасающий Бог и потрафившая фортуна – типа, опять нас эти двое вытащат, как бывало не раз, только вот откуда и как мы туда в очередной раз попали? Тоже фортуна и Бог сначала поместили в ж..у, а потом торжественно оттуда извлекли? Не хватит ли о “спасаемой Богом стране”? А то возникает впечатление, что страна настолько пропащая, что только Богом еще худо-бедно спасается. Кто-нибудь напишет когда-нибудь, КАК могло такое произойти, когда немцы, не имея 3 – 5 кратного преимущества перед нами в живой силе и технике (соотношение было 1,1:1 в пользу немцев, что для нападающей стороны не должно было принести никаких дивидендов), они, эти самые немцы, дули нас и в хвост, и в гриву, пока Бог и фортуна не остановили их? Кто-нибудь скажет, КАК бросили на произвол судьбы Севастополь, Ленинград, множество других городов, миллионы советских граждан, оказавшихся в оккупации? и т. д. Боль и горечь должны быть, каждая жизнь на общем алтаре победы – свята, но не в Боге дело! И скорбеть надо о собственной глупости, разгильдяйстве и бездарности. Не будь их, мы не имели бы того неизбывного горя, на которое сами же себя и обрекли.

    Evlampiy Chugada оценку не ставил(а).
    • Так и напишите, Евлампий. А то Вы как обычно, лесом, вокруг да около, и генеральские рожи Вам мерещатся там, где я вижу генетику голода простых людей. И что-то Ваши коллеги-историки не больно-то поднимают на поверхность тему Голодомора, интерпретация которой накануне распада СССР как намеренного уничтожения украинской нации закрепилась на Украине и стала платформой “самостийности”. Вот и думайте, как примирить “братьев”, если в сознание украинца вбивается доктрина о том, что во всём русские виноваты.
      А я высказался о том, что болит. Я не историк и не политик. И не знаю, кто и что нам может помочь.

      Владимир Шелест оценку не ставил(а).
      • Так Вы об украинцах, что ли? Поди разбери, что Вы имели в виду. Согласитесь, из Вашего стихотворения это никак не следует. А нет никаких братьев, признавая наших людей только “братьями”, мы начинаем лить воду на мельницу всякого рода самостийников. Увы, теперь уже, пожалуй, невозможно нам быть одним народом, хоть так оно и есть на самом деле. А что, в других областях СССР голода не было? В Поволжье, в Сибири? Не шибко что-то Поволжье за голод предъявляет! Да и Сибирь молчит. Не находите? Вот еще одно опасное заблуждение: чтобы знать, что делать, надо быть историком и политиком… “Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит” (с). Не чувствуете ответственности за судьбу Родины? Ну да, конечно… Я тоже перестал почти. Есть же В. В. Путин, он знает. И еще Бог с фортуной, авось, не дадут пропасть! 🙂

        Evlampiy Chugada оценку не ставил(а).
        • А вот не хочу в стихе всё по полкам раскладывать, или сноски делать под словом “братьев” – мол, это наши родные украинцы подразумеваются. Я о голодной памяти. Кто знает, тот дорисует. А кто не знает – ну, значит, ему не рассказали, или не хочет он это знать и помнить. Может, когда готов буду об этом сказать не пафосно и с пониманием того, как донести, чтобы было услышано, вернусь к этой теме.

          Владимир Шелест оценку не ставил(а).
          • Вам, говорите, не хочется? А все-таки Вы делите нас всех на украинцев и русских, к примеру. А откуда то деление пошло? Исключительно искусственное деление. Так сложилось, что во времена монгольского нашествия западная Русь оказалась как бы брошенной, ей не смогли/не захотели оказать помощь восточные княжества. В итоге на 300 лет эта территория попала под влияние западной цивилизации (если можно считать вполне западной польско-литовское влияние). Отсюда и коренная обида – мы-то и есть коренные русы, а вы – москали кляты, предатели! К сожалению, для этого стереотипа не только не делалось попыток преодоления, но наоборот, всячески подчеркивалась на всем протяжении истории особое положение русских и украинцев. В Российской империи это были люди второго сорта, что никак не способствовало сплочению, в советское время была образована УССР – по сути, “самостийное княжество”, которому искусственно сделали территорию, язык, и даже культуру. Что мы на сей день и имеем. Поэтому о примирении братьев речь идти не может – для меня братья, это югославяне, но мы с ними, вроде не враждуем? А украинцев я братьями не считаю. Это мы, только другие.

            Evlampiy Chugada оценку не ставил(а).
            • “западная Русь” – Евлампушка, да Вы никак бредите…
              Рекомендую: Белы А. Хроника “Белой Руси.” Очерк истории одного географического названия. – Мн.: Энциклопедикс, 2000. – 238 с. (бел.яз)
              Это из того, то я навскидку помню. Но есть масса иной литературы, которая доказывает исторически обоснованно (согласно принятым общенаучным принципам) .

              “Исключительно искусственное деление” – для какого периода? Вы что в школе не проходили концепции происхождения славян? Не знаете отличие нации, народности и племени? (Хотя, это классика ещё сов. эпохи). Такое чувство, что репетиторы ничего окромя интернета не читают. 🙂 Это плохо. Интернет – это свалка.

              Елена Гайдамович оценку не ставил(а).
              • Да вот так оно и есть. Что первичнее – Украина или Русь? Киев – “мать городов русских” или украинских? Откуда бы взяться коренному различию между древлянами и вятичами, например, если к эпохе Ярослава Мудрого о них уже никто не вспоминал? И города нынешней Западной Украины основаны князьями русского рода. И это не Интернет, а, как Вы изволите высказаться, “общепринятое историческое деление”. А вообще деление на русских, белорусов и украинцев окончательно относится к 17 в., когда закончилось формирование этих наций – а чего оно закончилось? Под поляками 300 ходить – это не шутки. Русские тоже под монголами 300 лет ходили, и тоже стали “не теми”. Так что о происхождении славян и их делении на южных, восточных и западных не надо, такое деление действительно было, однако в другом смысле: под западными славянами понимаются поляки и чехи, словаки и ряд других народов, под восточными – русские, украинцы и белорусы (или Вы думаете, что изначально существовали украинцы и белорусы?), под южными – болгары и народы, ныне составлявшие прежнюю Югославию. Все просто на самом деле. А чтобы про это сказать, мне Интернет не нужен, я это давно знаю. Когда я учился, Интернета не было и в помине. А книги, как ни странно, уже были… 🙂

                Evlampiy Chugada оценку не ставил(а).
              • Да, рекомендованная Вами книга на белорусском? Я по-белорусски кроме как “слава савецкай навуци!” да “войски супрацьпавтренней абароны – войски пастаянная баявой готоунасци!” ничего не знаю. Как я ее буду читать? 🙂

                Evlampiy Chugada оценку не ставил(а).

Добавить комментарий

Войти с помощью: