Осенним вечером

Долог осенний вечер, до грусти падкий.
Мучают мысли (нет бы – мечтала в дрёме):
Сахара в чай положишь – и будет сладко;
Печи истопишь – станет теплее в доме;

Вымоешь окна – света прибудет сразу;
Кончатся деньги – пояс затянешь туже.
Всё так логично, всем управляет разум…
Чувства нахлынут – логика сгинет тут же:

В доме тепло – но шарф до ушей намотан;
Сахар положишь – давишься горьким чаем.
То, что ты любишь очень давно кого-то,
Вовсе любви ответной не обещает.

Запись опубликована автором Ирина Кемакова в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Ирина Кемакова

Живу на Севере, в Архангельской области. С отличием окончила факультет филологии и журналистики САФу. По второму образованию детский психолог. Автор поэтических сборников "Вот так и жить" (Архангельск, 2015) и "Челобитная деревни" (Архангельск, 2017). Кандидат в члены СПР.

Осенним вечером: 49 комментариев

  1. «Сахара в чай положишь – и будет сладко;
    Сахар положишь – давишься горьким чаем.» — да, где логика у женщин? Прочитав это невольно задаёшься таким вопросом.
    «Печи истопишь » — диалектизм, правильно: «истопить печь.»
    «Чувства нахлынут – логика сгинет тут же» — облом, мать, и в первой-то части с логикой плохо. Потому как когда нечему «сгинуть,» оно и «не сгинет.» 🙂

        • А я на обращение «мать», Елена, никак и не реагировал. С чего это Вы себе нафантазировали?
          Я реагировал на Ваше ёрничание (или мнение, выраженное похожим на это способом) насчёт логики автора, и с этим Вашим мнением не согласился. А уж реагировать мне, или не реагировать, позвольте мне самому решать.

    • Да, собственно, вот они и есть, эти самые средства: от сладкого чая — горько, не чувствует ЛГ сладкого вкуса. А первоначально все построено на житейской мудрости — протопленная печь должна приносить тепло (иначе зачем ее топить?), чтобы сахар сделал чай сладким, его надо положить в чай и так далее. Но вот эмоции наступают, чувства, и логика отступает: и от протопленной печи больше не тепло, и чай не становится сладким. Своего рода оксюморон, но оксюморон легкий, почти незаметный — когда тебя не любят, небо с овчинку кажется. «Печи истопишь» — почему диалектизм? А что, если дома у ЛГ две печи или больше? Никогда не встречали таких домов? У моих деда и бабки как раз был такой дом, где было две печи: плита на кухне и печь без плиты, которая топилась из дедовой спальни. Первая печь отапливала коридор, кухню и зал, вторая — дедову спальню и через смежную стену — бабушкину комнату. Надо ли говорить, что, чтобы в такой немаленькой квартире было по-настоящему тепло, требовалось протопить обе печки, причем желательно одновременно?

      • » небо с овчинку кажетcя» — от страха, обычно. 🙂
        В сов. времена планировка была следующая: печь на кухне и щиток в комнатах. Или печь одна, а вокруг неё по кругу комнаты, комната. 🙂 А потом, печи заменили на плиты. Говорят: «плиту топить.» Имелось ввиду этакое сооружение вроде кафельных (да, как у дворян с гербами, ха-ха) печей. А две печи, Евлампушка, это уже слишком. Много дров нужно. И мы говорим о сельском доме, а не дворце.
        Кроме того, Вы хоть представляете себе, сколько печь места занимает, если она с лежанкой, типа «русская»! 🙂

        • А нехило Ваши предки жили. В сельской-то хате. А «смежная стена» называется «перебойка.» 🙂
          Бабушкина комната! Дедушкина комната!
          Кухня — бабушкина комната. 🙂
          Сдаётся мне, что Вы прокололись, Штирлец.
          🙂

          • Ну что тут Вам сказать? Вам, видно, страсть как хочется, чтобы все жили исключительно «хило»)))… Деревня деревне рознь, и печка — печке тоже. Почему обязательно русская? В доме стариков была уже не русская печь, которая, действительно, занимает слишком много места, а более компактная плита. Причем это не модернизация — она изначально туда была поставлена такой. Дом постройки 1955-го года, и такого типа домов — почитай, вся наша улица, за редким исключением. А в самой деревне таких домов тоже немало. Ну, и что тут такого, что у каждого своя комната, если их всего 3 + кухня? Кроме того, в этом доме долгое время жила также моя тетушка, пока не вышла замуж и не переехала к мужу. Не бог весть какая роскошь. Что же до дров, так с этим проблем ни тогда, ни сейчас нет — чай, в тайге практически жили. А в старые времена, когда еще не было кочегарок (послевоенные годы), абсолютно все было на печном отоплении. По свидетельству деда, в каждой организации была своего рода повинность: всем составом ездили на заготовку дров для организации. Машин не было, были кони. Дед пришел из армии только в 1950-м, после окончания войны еще служил 5 лет в разных местах, вернулся домой и стал работать в военкомате. Так там тоже были кони, и им косили сено на зиму тоже сами работники. Была еще хитрая организация — Райтоп, вся территория которой была заставлена поленницами дров до самого неба, но централизованного снабжения дровами организаций эта контора не осуществляла. Для чего существовала — и по сей день загадка)))… Да и вообще, чего бы ради я стал бы придумывать, что в доме бывают 2 и больше печек?!

              • Насчет описанного Вами санузла опять же вспомнилось описание подобного из жизни моего отца. Он родом из Иваново, до трех примерно лет там жил. Так вот дом был старинный, дореволюционной постройки, двухэтажный, и у него был интересно устроен сортир: в каждой квартире был черный ход, а на задней площадке имелась та самая забетонированная дыра (очко), и все происходило так же, как описали Вы. На задах, естественно, была кромешная тьма и вонища, так что бате по малолетству не разрешали туда ходить во избежание, так сказать… 🙂

        • В советские времена я еще все дошкольное детстве прожил в двухкомнатной квартире восьмиквартирного двухэтажного дома. Было две отопительных печки в комнатах и плита на кухне. Позже дом перевели на водяное отопление.

          • И у нас в Сыктывкаре у бабушки в доме 2 печки. Потому как север. Одна, которая в первой комнате-кухне, использовалась как для отопления, так и для готовки пищи, а вторая только для обогрева зала и спальни.

          • Кстати, мой отец в Анапе жил в такой квартире — двухэтажный восьмиквартирный одноподъездный дом (50-х гг. постройки). В квартире было две печки — плита на кухне и простая в зале. Потом дом подключили к центральному отоплению (отец уже учился в школе, в старших классах), а печки сломали. В зале из-за этого образовался интересный закуток с окном (!), который был определен под книжный стеллаж и всякие инструменты… В квартире раньше не было ни туалета, ни ванной, а после модернизации они появились (из-за недостатка места — совмещенный санузел), в результате чего кухня стала совсем маленькой, буквально не повернуться…

            • У нас туалет был на лестничной площадке — забетонированные дырки. через которые со второго этажа все летело прямо в выгребную яму. По младости я не интересовался — как же располагался туалет на ПЕРВОМ этаже. Но модернизация оттопления не привела к модернизации санузла.А на кухне отец сам поставил ванну, для которой воду грели в выварках на плите, а сливали — уж и не помню как.

              • Если в Вашем доме был водопровод, значит, должна была быть канализация. Следовательно, слив уже был изначально. Поэтому поставить ванну можно было вполне. Вряд ли грязную воду потом из нее вычерпывали бы…

                • Может и был слив. Помню, она стояла по центру кухни достаточно просторной.Думаю, отец все же обеспечил страховку против случайного выдергивания пробки. Все-таки второй этаж и залить соседей было бы крайне нежелательно.

          • «Перебойка» — потому что разгораживают /перебивают комнату (делают 2 из 1-й).
            Обычно они из обычных досок (иногда в 1-н слой), ну, а позже, оклеивать стали обоями (годов с 70-х ХХ ст.).
            Посмотрите «Любовь и голуби» внимательно.
            Кстати, хочу отметить, что к литературе Ваша с Сергеем беседа о быте и проч.не имеет отношения.

            • Я же не говорю, что перегородку так ВООБЩЕ не называют, я говорю о том, что В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ нет такого понятия. Причем тут «Любовь и голуби»?! И речь не идет о разделении изначально одной комнаты перегородкой — в той квартире, о которой я пишу, стены все были капитальные изначально, из бревен, т. е. так по проекту.
              Если литература является отражением быта, то почему бы и не поговорить об этом самом быте? Вы-то ведь утверждаете, что нарисованная мной или еще кем-то картина нетипична, неправильна, ссылаясь на какой-то свой опыт. Я лишь хочу сказать, что Ваш опыт не единственный же критерий истины, есть вещи и выходящие за рамки Вашего опыта.

      • Мои подружки старинные, в былые времена, меня так называли, а было мне двадцать с лишним. И матерью я не была. 🙂 Это такое дружеское обращение. Ещё говорили: «девонька», да по-разному. Отрицательного тут ничего нет. 🙂
        Это как говорят чужим в городе: «дядька», «тётка». Хотя, в родственных связях и не состояли.
        Ещё смешно сейчас говорят: «женщина». Особенно смешно, когда пожилая дама девушки, годящейся ей в дочери, говорит: «женщина.» 🙂
        И более всего мне нравится стариная русская традиция называть, к примеру, продавщицу магазина, коей за 50-т : «девушка.» 🙂

        • В деревне так точно не говорили. Типичный городской псевдоинтеллектуальный сленг. Парней величали стариками, девушек — матями. Период от середеины 60-х до примерно середины трети 70-х ГОРОДСКОЙ период.

            • «То, что ты любишь очень давно кого-то» — в тексте прямо сказано.
              Какие ещё могут быть трактовки?
              А то что Вы, Серёжа, пытаетесь всё свалить с больной головы на здоровую, это ни есть хорошо. И то, что Вы тут городили относительно моего былого места жительства, это ерунда. Вот бы моя бабка посмеялась, если бы дожила. 🙂 «Рабочий посёлок «: три хаты, лес и просёлок. 🙂 Еле выковырила меня с того «посёлка»-колхоза в ближайший свет. Дядька, в посёлке колхозные бураки не пропалывают. 🙂 И Евлампушка, я, напротив, хочу чтобы все жили хорошо и достойно. Но когда некоторые сильно хотят это сделать за счёт других, это меня бесит.
              И при этом, этим самым другим ещё заявляют: вы только этого и достойны. 🙂

              • Я тоже на колхозных полях (совхозных, но на Сахалине земледельческих колхозов не было. только рыболовные) потрудился славно. Шефская помощь. «Товарищи ученые, бросайте свои опыты, в деревне вы проявите весь свой патриотизьм». А многие горожане (жил я в областном центре) выезжали на эти поля и подзаработать.а больше — овоща натырить, потому что платили за это копейки. но килограммов пять юной морквы,или молодой картохи с соседней деляны можно было с собой увезти — контроль был никакой.Так что никто не мешал дядькам из рабочей слободки полоть бураки, зарабатывают на черпачок к вечеру. Просто деревни вы совсем не знаете.

              • За счет других — это как? А то, что Вы пенсию получаете за счет ныне работающих граждан, нельзя считать жизнью за чей-то счет? (Это к слову. Раньше государство у нас насчет денег не парилось, все равно все они в итоге возвращались к нему, поэтому оно могло свободно давать кому-то пенсии, зарпалаты и проч., и вовсе не потому, что кто-то их заслужил или заработал). Теперь такого нет — денег на пенсии просто нет, поскольку у нас сейчас тоже стали делать, как в других странах, что каждый работающий формирует свою будущую пенсию. На советских пенсионеров такой принцип распространить невозможно — им просто нечего перечислять на свой пенсионный счет. Вот и платят им пенсии из средств, которые формируются за счет нынешних работающих. Так что ногами болтать не надо, ладно?

      • У Вас богатое воображение. Но какое-то извращённое. При чём тут А. Барто? Разве из обсуждаемого текста не видно, что речь идёт не о ребёнке?
        «Кончатся деньги – пояс затянешь туже». «Люблю давно…» 🙂

        • А разве на тексте Барто штамп: Внимание.речь идет о ребенке? 🙂 Ах Таня. Таня, Танечка. с ней случай был такой. Служила наша Танечка встоловой заводской… Кто знает — вдруг это одна и та же Таня. А мячик — иносказание об «уплывшем » муже. 🙂

          • Более того, в этом четверостишии содержится глубокий смысл: Таня-то плачет больше не оттого что боится, будто мяч в речке утонет (наверняка она уже сама это заметила), а оттого что ей жаль утраченного, как ей думается навсегда, мяча. Хоть он и не утонул, но его унесет река, словом, он не с ней. Так что не утонувший мяч довольно слабое утешение для Тани. А вот тут рамки собственно детского стихотворения, как справедливо заметил Сергей, значительно расширяются — уже начинает формулироваться некая жизненная философия: ушел, но сам в порядке — не плачь! Мяч не утонул в реке, человек не утонул в жизни. Главное это, а не то, что он теперь не с Таней.

  2. Встряну как и я в обсуждение . Самые лучшие стихи получаются тогда , когда они из души льются , когда не надо к ним долго искать рифмы , когда, да что там говорить — в них есть чувства — ‘это понятно относится к лирике . По моему здесь , все на месте . Единственное , к чему взгляд прилип надолго так это — падкий ..

      • Падкий — говорят об одушевлённом ком-то. «Михайло был на баб падкий». 🙂
        Вот хочу спросить у Ирины: Вы и впрямь считаете, что выставлять на показ (считай на весь свет) какие-то чувства свои и мелкие желания (люблю давно того-то того-то) — это достойно? И второй вопрос: Вы действительно считаете, что так важны для литературы рассуждения, нарцистические чувства (возможно и выдуманные, как психолог Вы уж про это должны читать «Люблю не кого-то, а свой придуманный образ кого-то, себя в любови» (нарцисс, самолюбование и проч.) некой особы? 🙂

  3. Падкий до чего-либо — имеющий пристрастие к чему-либо. Вечер падок на грусть — имеет пристрастие к грусти. «Трудно найти белых котов в светлой комнате, особенно когда они в ней»(с) 🙂

  4. Замечательное стихотворение. Наверное, конструктивная критика нужна даже тому автору, который уже — Автор, но тут не придерёшься, даже не знаю, как Елена умудрилась 🙂 Мысль стройная, чёткая и понятная, и красиво изложена.
    Про печки в комментариях интересно было читать. У моих родителей в деревне их тоже две на три больших комнаты и кухню.

Добавить комментарий

Войти с помощью: