МХ-273 (Выкрутасы, протесты и рифмы…)

Выкрутасы, протесты и рифмы,

без которых я – просто блоха,

ни богам больше неподшерифны,

ни законам гниенья белка.

 

Хватит верить филёру со лжицей!

Верьте мне: я-то в брюках, никак,

и на правду мою положиться

можно, как на чарльстон родника.

 

От него я бы сам причастился

со своим дорогим хрусталём –

да и кто ж от такого гостинца

отказаться в дороге силён?

 

Даль лучистая – по Булычёву –

под восторги ЮНЕСКО подпав,

позабыла средь флипов и пчёлок

разместить на полянке попа.

 

Хохотал во все адские люксы

коммунизма свершённого свет,

жирный блик оставляя на блюдце,

как эмблему страны в хуторстве.

 

Мне лишь было отнюдь не до смеха

при финальном судейском свистке:

бесконтрольно подросшая смена

на другом говорит языке.

 

Я желаю вам, службы контроля,

напороться на тот шпингалет,

что однажды надёжно закроет

сотни туш в бардачке «Шевроле».

 

Либо Библию перепишите,

либо просто признайте ваш фейк,

потому как солдат-долгожитель –

почему-то не Тёркин, а Швейк.

 

Принято. Оценка эксперта: 29 баллов

МХ-273 (Выкрутасы, протесты и рифмы…): 23 комментария

  1. Рифмы хорошие, ударные и безударные слоги чередуются исправно, однако, о чём это трудно понять. Некий отрывочно-молчаливый протест то ли против того, что «бесконтрольно подросшая смена /на другом говорит языке», то ли на то, что «службы контроля» следят. Не понимаю свзь между К. Булычёвым и ЮНЕСКО, между Флипом и пчёлкой Майей (герои мультфильма) и попами. Вероятно, что эти ассоциации сугубо авторские.
    Или автору хотелось, чтобы «смена» росла под опекой Ленинского комсомола? 🙂 В общем, как всегда, тексты Вячеслава — это набор ассоциаций. Ну а ЛГ мы должны слушать только потому, что он «в штанах/брюках.» 🙂

    • Поймите, Елена, увязать всё-всё так, чтобы ничего не ускальзывало в сторону, невозможно. Даже если бы это было не стихотворение, а прозаический пост в Фейсбуке, — всё равно там бы параллель напросилась, здесь меридиан…
      Будущее по Киру Булычёву настолько вдохновило адептов того самого Ленинского комсомола, что по праву стало достоянием ЮНЕСКО (только ж не сводите и это на прямой смысл, прошу Вас!). А тут шмяк! — власть предержащим такой маршрут в будущее стал невыгоден. Об этом мой ЛГ и сожалеет, прибегая к ассоциациям.
      Пчёлка Майя тут не упоминается — так же, как и если была бы строка «Надоели мухи бешеного августа», то Цокотуха тоже ни при чём.
      Наконец, ЛГ трезвее и беспристрастнее мздоимца в столь неудобном убранстве, как ряса. Потому… 😉

      • А где я писала, что нужно увязывать «всё-всё»?
        Очень интересно узнать Вашу трактовку последнего четверостишия. Это обращение к кому?
        А «чужой язык» — это английский? Да? 🙂
        У меня сложилось впечатление, что ЛГ «наподдал» и «нашим и вашим»: и тем, кто в шевроле и тем, кто в комсомоле. 🙂

        • К контролёрам-филёрам, к кому же.
          Будет и английский — смотря как власти Украины дышло повернут. 🙂
          ЛГ — это бывший хороший парень, который ввиду наставленных повсюду барьеров и смены (ну, не смены — поляризации) среды обитания стал хуже плохого парня.

            • У Библии есть одно такое «не так», что тысячи советских или северокорейских скреп будет стоить.
              «Все народы», «все будьте», «все должны»… Как же тут не воспротестует та или иная сформированная личность?

              В чём фейк… В том, что «истина» всей этой ведагоровщины и мунтяновщины — в гипнозе. Народ кушает всё, что им ни скажет батюшка/пастор.

              • Библия как текст весьма противоречива. в одном её месте написано одно, а другом — абсолютно противоположное. Именно поэтому, в своё время развилась схоластика и патристика. Нужно было неграмотным людям правильно трактовать. Чтобы знали «правильные трактовки».
                Но я так и не поняла из стихотворения, при чём тут библия. А из Вашего объяснения — ещё больше не поняла. 🙂
                У Вас явно талант объяснять так, чтобы ещё больше было не понять… Что это? «мимикрия» ?

                • Да я сам привык к позиции «написал, пустил в свет, стал писать следующее», что и проанатомировать написанное не могу. Как же ещё объяснить, разложить по косточкам…
                  Задаваться целью прочесть всю Библию не стану, так как было лень даже Дюма и Майн Рида читать, а ведь они куда интереснее излагали материал, чем монахи древних народностей. Но что она противоречива — поверю! Во всяком случае, насчёт участи нераскаявшихся идут такие споры, что боже мой!..
                  Подвязывая ответ к МХ-273, дам всё же отсыл читателю к тому, что немало моих знакомых морочили мне голову с тем, чтобы я принял Бога, жил по Библии и т. п., что не могло не дать ответку (эффект отпущенной пружины). Вовка из Ровенской области, а ныне гражданин США — ну идеальный был друг с 1987 по 1996 годы, и всё равно одна червоточина присутствовала: надо принять Иисуса в себя, доверять только ему, молиться, поститься и всё такое (мне — слышите? — пленённому озорством Сыроежкина и хай-течностью Электроника!). Национальный вопрос Вовку особо не пёк, а вот религиозный… Попробуйте его спросить: «А посещал ли Иисус Христос уборную?» — всё, будете с ним врагами на долгие годы!
                  Вот и порождаются у меня такие — может, не совсем прямым текстом — строки… 🙂

  2. Вот я тут подумала, уважаемый Вячеслав, что я ошибалась относительно Вашего творчества. Я решила, что оно такое потому, что это своеобразный «ребус» для читателя. Вроде как «если умный — разгадай.»
    Кстати, знаете, почему обычно шлют одобрительные «комменты» типа: «понравилось»; «улыбнуло»; «задумался»; «узнал себя» и проч. Потому что «лень» (нет времени, желания, не интересует ничего кроме своего личного творчества, но нужно «поддерживать связи» и проч.). Ну а в Вашем случае, разгадывать, что там «мог иметь ввиду автор» уж точно не будут.
    🙂
    Так вот. Всё более прихожу к выводу, что как раз тексты Ваши проистекают из концепции (давно устаревшей, кстати) «наивного читателя.» Вот из Ваших объяснений это видно. «Народ кушает всё, что им ни скажет батюшка/пастор». На самом деле, «народ» — это разные люди. А учитывая то, что постоянно растёт уровень образования. Сравните % людей с высшим образованием в сов. эпоху и нынче, растёт влияние медиа (при чём, есть всегда альтернатива, что смотреть), ну и ещё ряд причин… То, увы, как бы всё просто было, чтобы этот самый «народ»с «кушал» всё… 🙂 Я уже приводила этот пример, с соц. исследованиями. Смотрят ТВ — подавляющее большинство, а доверяют ТВ — 3-5%. Вы на эти 3% работаете?
    или просто — хотите отметиться «как поэт»? 🙂

    • Прочёл Ваш вопрос ещё утром (в сообщении на мейл) и целый день размышлял — в бегах, у мамы за столом… Ибо вопрос тоже с орешек Кракатук разрешимостью. 🙂
      Наверно, вторая версия («отметиться как поэт») ближе к истине. Что ж Вы хотите — грызу мозги сам себе три дня, четыре, пять, так-сяк варганю текст, а потом сам же ловлюсь (Вашими ли устами, чьими-нибудь ещё) на свой крючок. Прихожу к выводу, что сам себе не судья и не прокурор, да и адвокат никудышный. 🙂
      Собакидзе его знает, а также Гавкунянц.

      Полностью согласен, что народ состоит из разных людей; когда начинается крик от лица миллионов, объединённых понятием «нация» или «вероисповедание», тут же замечаю собеседнику, что это всё медиа-аэрозоль. Ведь даже в масштабах какой-нибудь деревеньки под Ужгородом условный дед Тарас любит яблоки, а дед Назар — вишни; что значит «мы»? Одного волнует найти нужную запчасть к мотоциклу, а другого — вылечить котика, и тому подобное. Ну, понятно, что не весь народ клюёт на проповеди, но — достаточно для того, чтобы я терпел-терпел, терпел-терпел, а потом не на шутку взбесился. Нет бы каждый жил своим любимым делом (кто судомоделированием, кто икебаной, кто консервированием), оставив 7 января батюшку в рясе в гордом одиночестве… Кучкуются, ёлки-палки, да ещё тысячами, а в масштабах страны — миллионами!

      А одноклеточные ответы (в 99% случаев псевдо-одобрительные) — да, тут тоже знакомая ситуация. И здесь мне надлежит ценить дуэлитовцев как тратящих на меня время по делу и не ленящихся лупить клавиатуру — пусть даже это и заводит меня в ступор на долгие часы. Я сам ленивый (правда, я если и прочёл чьи-то пару текстов, то и «улыбнуло» или «классно» не пишу, потому что есть риск напороться на пожизненное «ну, как?» на последующих творениях, что не даст мне сосредоточиться вовсе. Не, ну, если бы на написание очередного стихотворения МХ-серии мне было достаточно 20 — 30 минут, то можно было бы и по чужому творчеству посерфинговать, а так… 🙁 Ну, представьте, если бы, допустим, в году 1965-м Роберта Рождественского заваливали почтой с негласным требованием прочесть и взвесить, а потом ещё и отрецензировать всё-всё-всё. :O

      Мама моя вон (и, конечно, множество людей её возраста и соц. статуса) вынуждена смотреть ТВ — и, увы, следовать линии партии. Мышку-то двигать она не умеет, логин от пароля не отличает — зато корит меня: вот, не умеешь пользоваться Интернетом, ведь другие ребята находят всё и быстро! Согласитесь, Елена, это угнетает — более того, снижает способность писать более-менее увязанные стихи. Ну, в итоге получаются отдалённо-ассоциативные — тем паче что тем у меня раз, два и обчёлся, а, скажем, листопад — он и без меня листопад…

      Спасибо большое!

      • 🙂 Логину — логиново, паролю — паролевое. 🙂 Мне кажется, что телевидение уже в пожилом возрасте не формирует соц. установки. Говорят ещё, что они остаются (в глобальном масштабе) с юности. Т.е. что в юности сформировано, то и есть. Ну с очень малыми подвижками. Кстати, вы ещё не учитываете соц. среду. Среда, круги общения имеют сильное влияние на мировоззрение и установки личности. 🙂 Это относительно Вашей мамы.
        Что ж до непонятных моментов в Вашем творчестве, то мне кажется, уж извините, такие тексты никогда не станут широко читаемыми. Потому что сначала их нужно сделать просто читаемыми. 🙂

        • Еленушка, тут вы предлагаете нереальное. Просто НЕВОЗМОЖНО сделать читаемыми три(!!!) сотни(или даже больше?) весьма длинных стихотворений, отрабатывающих одну единственную фабулу: некий Димон обещал, что никогда за руль первым не сядет, но надул, зараза.

          • Ну так представьте, Сергей, что человек не умеет играть в шахматы и в силу определённых личных обстоятельств даже не хочет учить ходы фигур, а жизнь каким-то образом теребит его с требованием посвящать поэмы партиям между Ботвинником и Нежметдиновым (например). Как у него это получится? Либо никак, либо так, что и Вы хохотать будете часов четырнадцать.
            В точке схождения (в смысле — вождения) был старт практически всех дорог — и к морям, подбрасывающим тонны впечатлений для новых жизнеутверждающих стихов, и к фьордам, и к бермудским чудесам… И всё обрубилось.
            Это как в 100-этажном небоскрёбе: нет горячей воды — потерпеть можно. Какой-то умник пробил молотком трубу мусоропровода — ну… пустяк. Перестал закрываться на ключ почтовый ящик 2054-го кабинета — можно и через месяц вызвать мастера. Но! — остановились лифты — это всё. Полный паралич. Кроме первых трёх (ну ладно, пяти) этажей…

            • Понимаете ли, Вячеслав вы не сумеете наполнить смыслом такую лавину стихов даже на тему Хатыни, Хиросимы или Чернобыля. А вашу персональную проблему (нет, я не спорю: каждый сходит с ума по-своему и для вас это, возможно, трагедь нумер раз иперед ней все Хатыни мира отдыхают), но я бы, ЧЕЛОВЕК СО СТОРОНЫ, сравнил вовсе не с поломкой главного лифта, а…ну с гвоздиком, пробившем насквозь подошву ботинка и застрявшим под краем кожаной стельки. Можно гордо испытывать «страдания», восхищаясь своей стойкостью. А можно потрудиться и выдрать таки из подошвы застрявший гвоздик.В любом случае это остается вашей собственной персональной проблемой,которую вам, похоже, просто НРАВИТСЯ иметь. Но к которой другие не имеют ровным счетом никакого отношения. У каждого из живущих на земле всегда полным полно своих гвоздей в ботинках.
              О шахматах аналогия никакая. Представьте себе (ну не поэтов, хотя, допускаю, что есть на этот счет шедевры. Ну пусть журналистов. Так ли обязательно журналисту играть в шахматы, чтобы написать очерк выдающейся личности:чемпионе мира по шахматам.Вы не много ли сразу одаренностей хотите от одного человека?Ведь завтра журналисту придется писать про футболиста. А послезавтра про художественную гимнастку. Неужели, чтоб качественно писать он должен освоить все возможные виды спорта?
              Вот есть такой американский писатель Артур Хейли. Его книги часто становились бестселлерами. А писал он их о профессиях: об отельерах, об авиадиспетчерах,о профсоюзных деятелях, о банковских работниках. И каждый раз читатели из этих именно сфер были уверены, что автор сам в их деле не одну собаку съел. Между тем НИ В ОДНОЙ из описываемых им профессии автор ни дня не работал. Или Высоцкий, про которого воевавшие в ВОВ никак не хотели поверить,что он не только НЕ воевал, но и вообще в армии не БЫЛ.

              • Да вон МП-571 у меня есть — я сам не верю, что оно написано пофигистом, чей водительский стаж равен нулю. Но это, наверно, удачное новолуние было (октябрь или ноябрь 2007), да и это лишь к слову.
                Не знаю. Есть же ещё и другая сторона: допустим, я как-то проглотил Ваши рекомендации и они нашли канал в моём зашлакованном мозгу, чтобы сработать. Выхожу я в итоге на сцену со стихотворением, наполненным кучей общепонятных ассоциаций, а публика — увижу же по мимике губ! — чувствует, что что-то стало не так. Что таких, как Славик нового покроя, полно и без него.
                Приведу несколько далеко не последних имён своих киевских коллег: Татьяна Аинова, Вадим Волков, Евгения Бильченко; наконец — известный во многих странах Александр Кабанов (даже не поленюсь одно из его произведений навскидку привести):

                _________
                Вельветовый ливень: в протертые локти
                влетают стрижи, загулявшие в октя-
                бредешь, или бредишь Крещатиком, или
                бульваром, промокшим до всех сухожилий.
                Бредешь незнакомый, тревожный, рубежный,
                еще не прочитанный и неизбежный,
                стыдобную шляпу надвинув на брови.
                А рядом — рябина, одетая в броне-
                жилет, прилетевший с захваченных гор,
                суровою ниткой прошитый в упор.
                Порывистый ветер. Дрожание жести.
                В собачьих глазах — тишина против шерсти.
                Рябина а-ля Рабинович картавит,
                почуяв погромы в еврейском квартале.
                Броженье пружин в глубине горсовета,
                мужское запястье кремлевского цвета —
                из автомобиля (размером с кровать).
                И ливень, как будто на всех наплевать.

                (с) Александр Кабанов
                —————————-

                Тут аллитерационной ассоциативности в десятки раз больше, чем ориентировки на «понятку»! Но — магия, магия текста… несмотря на то, что рябина и Рабинович ну никак не могут быть связаны, если он только её не посадил у себя на кибуце.
                Да, у него нет ощущения линии творчества, перебитой линией личной обиды на кого-то (слава Богу!). Это — о гвозде в ботинке. Но и «ой, тут же меня даже сосед по лестничной площадке не поймёт!» его не останавливает — это видно. Тем не менее, он — один из самых востребованных русских поэтов Украины.
                Не знаю, Сергей… Я не готов в должной мере объяснять каждую свою букву. Она мне и так даётся ценой далеко не пяти минут. Вон и сейчас пишу Вам ответ (размеренно, обдумывая каждое словосочетание!) — а в соседней открытой вкладке уже кто-то четыре коротких сообщения в ВК мне нагнал. А мне ещё обед готовить, Сильпо посещать (не ближайшее) и МХ-274 дописывать.
                Дальнейшую Вашу критику принимать буду, но — боюсь, что отвечать буду только «Понял…», «Да…», «Угу…» и т. п. Да и всё равно нового о себе ничего не выдал бы.

                • Вячеслав,вы уже,извините, проели плешь, объяснением ВСЕХ СВОИХ БУКВ, Я ж не за раз и не за три пришел к выводу, что вся ваша лирика отражает исключительно вашу душевную травму по поводу Димона, севшего за руль.В этом главное.Ну а то что некий Кабанов пишет звучную бессмыслицу, разве здесь имеет значение? Понимаете ли, если вы ставите задачу стать известным во многих странах, вовсе не обязательно уметь писать стихи ВООБЩЕ. Но непременно нужно или уметь самому себя подавать-продавать,или завести талантливого агента продаж. Ну хотя бы класса Барри Алибасова. Или чтоб наоборот сам агент-продюссер подобрал вас и сделал известного во многих странах корифея типо. К поэзии или любому другому вида искусства это нюанс никакого отношения не имеет. Знаете, небось про квадрат Малевича, который одним жестом великого продюссера из грубо замазанного холста, на котором автор замазал неудачную работу с гарантией, чтоб не просвечивала (порезать и выбросить холст было таки жалко) в одночасье превратился в шедевр равный Джоконде. Кстати, и сама Джоконда стала великой не из за гениальности кисти великого экспериментатора. А только от того, что он поставил целью написать портрет с максимальным отсутствием выражения на лице. И ему это почти удалось:вся интрига портрета именно в нем: ЗАГАДОЧНОЙ легкой ухмылке моны Лизы.Но тогда времена были иные, суровые и качество письма таки требовалось. А вот для Малевича это требование оказалось совершенно ничтожным.
                  А я кстати уже и не критиковал.Я воспринимаю это как данность. Это из серии традиционного вопроса психологов :хочешь поговорить об этом»? И ваш ответ стереотипен:да, хочу, непременно хочу вновь и вновь гворить отом, как Димон меня кинул. В этот раз я попытался Елене объяснить, что не стоит к вам прикапываться — вы все равно не услышите:)

        • Да не скажите! Мама моя в свои 68, кстати, совсем не похожа на бабушку-старушку — просто она человек быта (в хорошем смысле) и телевизора (было бы в хорошем смысле, если бы телевидением курировала, например, Валентина Леонтьева). Но она всякий раз даже вслух повторяет: «Новости, новости, не пропустить новости!» — а что в новостях? Говорящие головы, облизывающие пятки украинским кукловодам. Детали опущу — они рассусоливания не стоят. Но мама принимает речёвки этих марионеток как истину в последней инстанции! Тогда как в 80-ых грозилась убить меня за нежелание чтить комсомол. Кто виноват? Ну, не телевизор — так радио. С газетами. В первую очередь — всё равно телевизор. Потому что, извините, когда рождается котёнок — ему не надо осознавать, что он обязан царящей вокруг идеологии национализма, или ленинизма, или чучхе, или ещё какой хреновине. Ему как-то достаточно отличать холод от жары, свет от темноты, мышку от ядовитой змеи, т. е. то, что объективно и что невозможно переврать. А родится ребёнок — всё! Уже надо вдолбить ему, что жёлто-синяя ленточка — это святыня, а жёлто-чёрная, так сказать… кхм…
          Дедуля мой по маме был ещё больше ведом зомбоящиком по этой части. По одному каналу скажут, что соль полезна — долбит маме, что надо есть побольше соли. Через час скажут по другому каналу, что соль вредна — и чуть ли не рвётся выбрасывать начатый килограмм соли. Но одно только было для него исключение в этой «аксиоме»: если бы по телевизору или радио актёр прочёл моё стихотворение (было раза четыре) — всё равно это стихотворение чушь собачья, а вот Евтушенко — о-о-о, то ж поэт, то талант, то великий… — сказал наладчик швейных машин с 41-летним стажем. «Кто сказал, что он великий?» — спрашивал я его ради стёба. Как кто? Телевизор! А значит, здравый смысл!
          После всего этого Вы даже не представляете себе, насколько противно делается на душе, когда в Фейсбуке попадается фото какого-нибудь шапочно знакомого начинавшего поэта, с которым лет пять назад перекинулся парой сообщений — значит, в военной форме, с калашом наперевес, в украинских флажках и гербиках — и комментарий его мамаши: «Синку, ти справжній герой, як я пишаюся тобою!» («Сынок, ты настоящий герой, как я горжусь тобой!»)… Вы себе не представляете СТЕПЕНИ моего отвращения.
          Ясен пёсик, что я по самое не балуйся уйду в себя! И в стихах — только так…

          • Мужчины, а ведь ваши взгляды-то очень и очень близки. И, в принципе, довольно-таки гуманистичны. 🙂
            Сергей когда-то клеймил идеологию, сгубившую питерского мальчика. А Вячеслав выступает против одурманивания той же идеологией в СМИ (и не важно, красная она, чёрная или коричневая 🙂 , приукрашенная она модерновым интерфейсом или старосветской капустой в бороде).
            И почему спорите, я не понимаю. Я вот люблю смысл во всём, но это и не значит вовсе, что абсурд лишён эстетики. 🙂
            Мне кажется, что у Вячеслава все тексты на одну тему, но не «про Димона», а про то, что может сделать с человеком информационный весь этот мусор. 🙂

            • Вон опять пришёл от мамы (ну, куда я денусь, если ей надо было заказанные покупки притарабанить, а у неё забрать бельё на стирку?) — и опять после телевизора ни пинчера не соображаю. Потому и протестую против того, чтобы ТВ было как воздух или вода для людей.
              Только вот меня когда хоронить будут — мозг трепанируют и наверняка придут к выводу, что если бы не «тра-та-та-та-та» от ведущих теленовостей, — я бы прожил ещё не один десяток лет. Насчёт тела — вряд ли, но с мозгом юноши!..

  3. Спасибо, дорогие коллеги, за ответы, но сейчас у меня в ВК появился такой собеседник, что ни в уборную отойти, ни чаю попить. Потому… по крайней мере, сейчас просто некогда.
    И стихи писать по этой же причине некогда…

Добавить комментарий

Войти с помощью: