«Свершится суд… и папская тиара
В последний раз купается в крови» Фёдор Тютчев.
Пред камнем странствий спешился…
Пегас
слагает крылья, манною раскормлен.
Покайся. Безуспешно присягать
небесному, духовному, мирскому.
И череп венценосный мелковат,
и не по рангу папская тиара.
Всех трёх корон не сносит голова.
Пойдёшь налево — царственным тираном
предстанешь перед праздною толпой.
А чем закончишь — кровью невиновных.
А коль пойдёшь дорогою прямой —
испей из чаши. Вовсе не вино в ней.
Там привкус окровавленных гвоздей.
Войди в алтарь. Готов к самосожженью?
Послушно руки к небесам воздень
и жди неотвратимого решенья.
Когда к тебе сойдёт Небесный глас,
укажет путь, и правый, и заветный,
узнав Слова, дарённые Поэту,
расправит крылья преданный Пегас
и весть благую разнесёт по свету.
Пегаса надо перенести на вторую строчку. Иначе получается «Пегас спешился»
Так что ль?
Да, именно.
Чудесный стих!
Но есть одна масенькая несуразица.
Пегас НЕ может спешиться!
Поскольку Пегас есть конь.
И с какого коня слез Пегас — конь?
Спешиться = слезть с коня.
Нет, спешился ЛГ. После слова «спешился» специально стоят три жирные точки. И Пегас, хотя по рифме должен бы быть в той же строке, перебрался на следующую, чтобы ориентировать читателя.
А кто и с какой стати кушает привкус гвоздей.
У них что, какой особый вкус. Пусть даже и окровавленных.
Всё просто, Елена. Кровь имеет легкий привкус железа. Соответственно, железо — привкус крови. А каков будет не вкус, как Вы переиначиваете, а именно привкус окровавленных гвоздей? Тех самых, которыми были прибиты к крестам мученики, в том числе и Христос (кстати, есть мнения, что гвозди были деревянными, но не в этом суть). И кто по-настоящему сегодня может почувствовать или представить этот привкус, когда в церкви народу предлагается не традиционный несколько веков назад сухой кагор, а десертный. Тут, наверное, есть о чём подумать.
Прибивать деревянными гвоздями? Ладно. можно было бы в кресте сделать заранее отверстия, но тогда и в ладонях — заранее? Есть версия, что вообще никаких гвоздей не было — разместить человека на кресте вовсе не означает, что его руки и ноги были бы пронзены гвоздями. Возможно, что просто крепко привязывали (кстати, это вполне в традициях Римской империи). Иначе гвозди тоже бы имели силу креста, на котором висел Он и прочее. В разных местах туристам предлагают посмотреть на гвозди, которыми был якобы приколочен Исус. В одном случае это чуть ли не железнодорожные костыли, в другом — гвозди, подобные современным обойным. Никого из показывающих это совсем не смущает…))
Да, версий о трёх (или четырёх) гвоздях, и как именно они пронзили тело Христа, множество. Если честно, уже не помню, где читал предположение о деревянных гвоздях, и как это возможно технически, поэтому просто в скобочках озвучил.
Можно цепляться к каждому слову у любого автора,если читать невдумчиво… В эпиграфе речь идёт о папской тиаре-это архиерейское украшение из трёх корон, с крестом наверху которые означают царства: небесное, духовное и светское …Если приведены слова Тютчева,который своё стихотворение написал о борьбе со светской властью папы гарибальдийцами и результатом которой стало объединение Италии.Последнее четверостишие
у Тютчева-это обращение к папе Пию IX,который созвал Ватиканский собор, провозгласивший догмат о папской непогрешимости. Однако же умер он ватиканским пленником.))))
А ты, ее носитель неповинный,-
Спаси тебя господь и отрезви —
Молись ему, чтобы твои седины
Не осквернились в пролитой крови.
Вот от этого эпиграфа и надо трактовать стихотворение Шелеста….И как можно было подумать,что с коня слез Пегас,я не понимаю…И думаю,что вкус окровавленных гвоздей(коими были распяты мученики),понятно,что это отличная эта метафора…Просто читать стихи надо не на бегу,выискивая к чему прицепиться,а вдумчиво.
Безусловно, надвинув кепочку на нос, вдруг начинаешь читать стихи вдумчиво. Это такое шаманское действие, вероятно.
Что вы прицепились к моей кепочке? Если хотите,то я вам её подарю..но боюсь,что на лошадиную голову она не налезет ))
Не люблю людей, которые скрывают лица.
Знаете есть такое выражение: «С открытым забралом…» 🙂
Вы так и не ответили на вопрос о Вашем лит.творчестве. Или вы чей-то клон? 🙂
Ой,простите,так это ваша фотография на аватарке? Сочувствую…))Для чего вы задаёте один и тот же вопрос,если не читаете ответы? Я уже отвечала…(это о стихах).
Браво! Туше!!!
Ну и Вы , Сережа, по прежнему , в позе скдьи у нас? Наскучило.
Ирина, а где Ваше творчество? Жаждем узнать, величие мыслИ, так сказать.
Теперь по тексту.
И только честно. Вот, скажите, как сильно Вас «дергает» папа и гарибальдийцы. Меня вот, извините, не сильно.
Т.е.актуальность текста нулевая.
Глаголы в некоторых случаях весьма странные, как и вкус «окровавленных гвоздей»…
Еще раз спрашиваю: какой он «вкус гвоздей».
Это что такая традиция: гвозди кушать?
Если это образ, то уж, простите, он должен быть узнаваем.
Вот у Вас гвозди именно окровавленные с мученниками ассоциируются, а я дык о Христе подумала. Ну, прибили его потому что. Но уж,извините, не знаю, где уаазано, что гвозди кто-то кушал/пробовал на вкус. Даже пусть эти, библейские…
А автор вставил в текст первое, чтотв голову пришло. И баста!
К примеру, глагол «слагает» крылья. А Вы не видите тут «косяка»? Крылья «складывают», полномочия » слагают»…ну, и песни еще…
Потом, не очень понятно. Венценосная особа царская обычно, а не папская. А тут один череп на все. И на венец и на тиару. Не много ли?
У меня дык стойкое ощущение , что у ЛГ мания величия…
И что-то я не вьехала, а что, в алтарях ,обычно, самосожжения совершали? Вряд ли. В папские времена. Периода Пия 9…
И мы не Тютчева обсуждаем текст. Для Тютчева гарибальдийцы были актуальны, для Шелеста — вряд ли…
Ну а если это просто эпигонство, то что и обсуждать.
Пегаса приплел… где Пий, а где той коняка…
Так что вдумчивей читайте текст, Ирина. Не Тютчева тут предчтавлен текст.
Елена, я понял, что для Вас актуальность текста, восходящего к папе Пию, который при всех его достоинствах сумел-таки замараться кровью гарибальдийцев, нулевая. Вы же и мысли не можете допустить, что такое может случиться в наши дни, да ещё и в нашей стране победившего социализма.
Ну и по поводу глагола «слагает» выскажусь, раз вы так его «в лоб» воспринимаете. Для Вас это косяк, а для меня метафористическая цепочка. Пегас слагает с себя ответственность возносить лирического героя в небеса вдохновения. А вдохновение — это полёт. Не стоит стихи оценивать по законам публицистики.
По поводу Вашего «Венценосная особа царская обычно, а не папская. А тут один череп на все. И на венец и на тиару. Не много ли?» хочу сказать, что Вы тут серьёзно заблуждаетесь.
Подумайте, как много значений у слова «венец». Соответственно, и череп венценосным может быть не только у носителей верховной мирской власти царственных особ. А и в виде нимба у представителей небесной власти святых, а так же у держателя верховной духовной власти Папы. А Тиа́ра (греч. τιάρα, древний персидский головной убор) — тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV века по 1965 год. Как раз символ «воссоединения» всех властей на одной макушке.
Ну и алтарь. Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений.
Вот и получается, не автор вставил в текст первое, что в голову пришло, а Вы в свой комментарий поторопились отправить, не подумав.
«много значений у слова “венец”» — а у Вас видны эти значения в тексте? 🙂 Где? Читатель мысли читает?
Вот, я не могу понять, почему эпигонство становится таким культовым. Хотя, могу, конечно. Нет тем. 🙂
Жертва сама себя сжигала?
А раз Папа (да ещё конкретный), то какой смысл имеет трактовка слова «алтарь». Если в католическом храме (как и в православном) алтарь это не место для самосожжения. Это уже осквернение. Христианство же. 🙂
Пий 9 скончался 7 февраля 1878 года.
Про социализм «во-о-о-ще» на поняла. 🙂
И вот, скажите, как правильно-то поняла Ваш текст некая Irina Subbotina. Даже мысли поняла-то (на расстоянии читает)! Во как оно! 🙂 Это не наводит на размышления?
«По словам И.С. Аксакова, стихотворение наnисано едва ли не по nоводу кровавой схватки французских и nаnских солдат с гарибальдийцами» (Биог., С. 184).
🙂 Шелест — участвует в восстании?
Папа Пий 9 — писал ли стихи. Тут я не в теме, вот что правда, то правда. 🙂 Пегас к нему каким боком?
Мне всё видно, Елена. Надеюсь, что вдумчивому и начитанному читателю тоже. А Вам разжёвывать нет особого желания. Почитайте Еврипида, повыискивайте отсылки к нему у Пушкина и поглумитесь за это над последним. У Вас это неплохо получается. Он и ему подобные, да тот же Бродский, успешно могут быть заклеймлены Вами как эпигонские гуру.
А некая Ирина Субботина, даже если бы и не правильно поняла мой текст, не удостоилась бы от меня глупых мелочных нападок с переходами на личности, чем занимаетесь Вы. Увы, Вы до сих пор не поняли, что все Ваши оскорбительные нападки по поводу и без повода на всех здесь присутствующих отнюдь не украшают Вас и едва ли помогают авторам критически осмысливать свои произведения. Базарный тон никогда не сможет ни вдохновить собеседника, ни восприниматься им. Жаль, что Вы, дожив до почтенных лет, так и не научились уважать собеседников.
Ну, Шелест пока не Еврипид и не Пушкин. Это раз.
Вы «гвозди» так и не пояснили вразумительно. И это два.
Я не «цепляюсь» (как тут некий «автор без стихов» высказался), а пытаюсь трактовать текст. Это три.
Ну и четыре: для Тютчева события были актуальны, для данного автора — нет.
Тогда — возвращаемся к уже сказанному — эпигонство. 🙂
Я провела аналогию между темой стиха Тютчева и Шелеста…Не надо воспринимать всё буквально. К счастью для вас,Елена,что вы не в теме))))
Да, не сложно провести аналогию, когда эпиграф написан. 🙂 Но, зачем?
А той коняка у вас,Елена,на аватарке)))
Это реинкарнация Пегаса на аватаре. 🙂
Только что придумала (скажу по секрету).
«Вкус окровавленных гвоздей» это метафора. Дескать, побудь там, почувствуй, что это значит. Увы. Не хочется. Я точно не воскресну! 🙂
Т.е. гвозди уже заранее окровавлены, а некто придёт и попробует их на вкус. Или будет ими прибит? Но, они заранее окровавлены! Иди, мол, попробуй вкус окровавленных гвоздей! 🙂 Уже окровавленных. 🙂
Я про гвозди не поняла напрочь, ЛГ себя с Христом сравнивает? Как-то не очень удачно. И, потом, писал ли Христос стихи?
А Пий 9? Христос на Пегасе, оригинально… 🙂
«И мальчики кровавые в глазах…» По вашей логике — что за чушь. Как эти мальчики могли влезть в глаза. Да, Еленушка?