Бомбардир-поручик Зудов уже с полчаса стоял на огромной куче песка, вглядываясь в разверстую гигантскую траншею, тщетно силясь разобрать – что там, на дне? По причине позднего времени суток и не совсем трезвого состояния бомбардир-поручика картина получалась какая-то очень расплывчатая, глаза нещадно слезились от холодного ветра и выпитого накануне. Грязные ботфорты так и норовили провалиться куда поглубже, песок сыпался, бомбардир-поручик поминутно рисковал свалиться в яму. «Хоть бы пришел кто», — обреченно подумал Зудов, закуривая махорочную цигарку, — «Сил же нет никаких стоять тут».
— А чего, собственно, стою-то? – вслух размышлял служивый. – Пусто здесь и нет никого. Какое может быть сей траншее повреждение?
Послушались смутные шорохи и сморкание; из сгущающихся сумерек внезапно выплыл силуэт юродивого Ерошки. Ерошка был безобразно пьян, на лице его застыла блаженнейшая улыбка, как будто во сне он видел недавно Богоматерь и которая ему, грешному, отпустила все грехи и оставила непочатую четверть казенки. Опьянение никак не сказалось на веселом нраве юродивого, больше того, язык работал на удивление четко и предельно понятно. Первым среагировал Ерошка, на то и юродивый – у них реакция отменная.
— Здравия желаю, господин поручик! Что заставило вас в сей поздний час лицезреть оную траншею, сиречь могильную яму?
— И тебе того… не болей, в общем. О какой могильной яме изволишь ты говорить, убогий?
— Как, господин бомбардир-поручик не знает, что здесь будет погребен осударь наш, Силантий I, да вознесут его ангелы прямёхонько в рай! – Ерошка истово перекрестился на какие-то развалины неподалеку, должные, по его мнению, являться крестами какого-нибудь храма.
Зудов начал смутно вспоминать, что именно за этой непростой миссией его и послали сюда, и было в его подчинении еще два солдата, которые, как на грех, куда-то запропастились.
— Се тайна государственная! – икая и жмурясь, выдавил из себя бомбардир-поручик. – Пшел вон, пьянь подзаборная! Не то велю схватить тебя и доставить, куды следовает!..
На самом деле бомбардир-поручик был очень рад невольному собеседнику, тьма сгущалась, теплее не становилось, водки не было и взять ее было негде. Но и уронить честь мундира офицеру очень не хотелось, тем более что он уже сегодня пару раз падал аккурат в грязь, мундир от этого пришел в совершенную негодность. Хорошо еще, что в темноте не видно.
— Не извольте гневаться, господин офицер, я только хотел спросить, когда можно будет лобызать прах осударя нашего, Силантия?
Зудов оторопел. Покойного государя не везли уже третью неделю, а тут какой-то проходимец желает лобызать августейший прах! Еще сапоги с императора, небось, захочет снять, чтобы прикоснуться губами к желтым мертвым пяткам Его величества…
От этого видения бомбардир-поручику стало не по себе. Он собрал остатки сил и гаркнул во тьму:
— Не велено!
— Кем не велено, почему не велено? – продолжал глумиться Ерошка. – Непорядок – нельзя верноподданным запрещать лобызать прах драгоценного осударя нашего!
Зудов задохнулся от бешенства и тошноты. Он выхватил пистолет из-за пояса и жахнул вверх. Немедленно откуда-то выскочили два его подчиненных.
— Уррра, уррррраааааааааааааа, — вопил юродивый, — салют в честь осударя нашего, присной памяти Силантия!!!!! Виват, господа, вивааааааааааааат!
— Эй, бездельники, — прикрикнул Зудов. – Заберите юродивого, только не бейте: хоть он и скотина преизрядная, но все ж таки божий человек!
С этими словами бравый бомбардир-поручик опустился на колени. Его неудержимо рвало в будущую могилу государя-императора.
Солдаты осторожно, но крепко взяли за плечи Ерошку и потащили прочь от страшного места. Долго еще из тьмы доносились пьяные вопли:
— Саттррапы! Опрричники! Не имеете права… Лллобызаааааааать прах Его величества! Виват, господа, вивааааааааааааааааат!
__________________________
Могила императора
Страниц: 1 2
Концовка неожиданно- шикарная. А вот в начале, наспотыкавшись трижды в первых пяти строках на «бомбардире-поручике», потом уже с трудом его выносил. «ПослУшались смутные шорохи» — опечатка, наверное. И вот в этом тексте стоило бы чуть поправить логику изложения: «болЬШЕ того, язык работал на удивление четко и предельно понятно. Первым среагировал Ерошка, на то и юродивый – у них реакция отменная». Наверное, ПОЭТОМУ он среагировал первым. А то получается, язык работал до того, как был услышан голос. Ну и «предельно понятно работающий язык» улыбнул. 🙂
Интересно. Но концовка мне не показалась такой шикарной как Володе. Можетпотомуу что по больному у нас как раз на две недели горячую воду отключили.
И на кой черт теплоцентрали прах императора? Вот если б мощи святого какого подвезли, чтоб воду запустить — это да!
Теплоцентраль тут не при чем, бомбардир-поручик никакого отношения к трубам не имел — конкретно для него это была яма-могила.
Охотно верю на слово, но сам не понял. Точнее — не понял: зачем тогда теплоцентраль появилась.Не для тупых написано. Ну и про «конкретно для него» приходила такая мысля. Да чин смутил. Мелко для императоров.
Так и не хоронят так императоров-то. Не находите?
Не.ну это можно на условность списать. У Дюренматта таких вот символизмиков — как блох по тексту всегда насыпана. И после вашего толкования все с похоронами стало на место. Во всяком случае у меня в голове. Яма — суть ослабление тирании и демократизация. Для любого императора — могила. Разрыл Александр второй яму — туда и сверзился. Разрыл Никита Сергич — и ку-ку. Разрыл товарищ Горбачов — и политический труп. Хорошо бы,конечно, так текст организовать, чтоб ваши объяснения стали не нужны. Но это будет уже другой формат текста — в несколько раз объемистей.
Но уж чин — есть чин. В России это особенно свято. Тут никакие символы не прокатывают.
Ну и теплоцентраль так и не пристегнулась ко всему остальному.
Да не пристегивайте — дело сугубо Ваше. Шли мы с другом моим, видели ту траншею — и родился у нас скетч про Силантия, Зудова и всех прочих. Какой уж там Дюренматт! Ни символов тут нет, ничего! Есть только разрытая теплоцентраль. И все. Отсюда оттолкнулись. Оттолкнулись вдвоем, написал я один. И вообще — Владимиру вот шикарно, Вам — нет. Мне кто больше будет близок, Вы или он? Угадайте с трех раз. Надоело, знаете, на каждый чих «будь здоров» говорить.
А хто вас заставляет? Естественно, каждый отбирает для себя те мнения, какие хотит. Императивов нема. 🙂
Ось за це дякую! 🙂
Как говорит народная мудрость»Ежику та суженой будет, что скажет ему «мой гладенький» 🙂