На обратном пути в свою деревню выпил бутылку, а то и больше, отхлебывая из горлышка. Дальше помнил плохо. Кажется, лежал у дома Петровны и жгло голову полуденным солнцем. Вроде бы подходили старуха с Любочкой, трясли его, пытались поднять, а он говорил им:
— Да знаете, как плохо-то мне? Так тошно на душе, так одиноко… И просвета нету никого…
Наутро очнулся дома. Пока была в гостях Любочка, к старухе не ходил. И о тоске своей никогда больше никому, даже по пьянке, не рассказывал.
Прошло два года. По утрам Васька по-прежнему ходил к Петровне, помогал, обедал, шел домой с капроновой сеткой, в которой лежали кое-какие продукты. Остаток дня и вечер лежал на кровати, рассматривая трещины на печке, или сидел на завалинке у дома, покуривая и думая о чем-то, одному ему известном. Когда был керосин, зажигал лампу, чтобы не так тоскливо было тёмными и холодными вечерами в убогой избёнке, и опять лежал на кровати в мёртвой тишине, потому что даже мыши и тараканы у Васьки в доме не водились — поживиться было нечем.
Права уже можно было вернуть, но, чтобы ехать в город, нужны были деньги. А денег у Васьки никогда не было.
— Какой водитель из него теперь? Как заведется какая копеечка – тут же пропьет, — судачили бабы на деревне.
Однажды в одиннадцатом часу теплого июньского вечера к Петровне прибежала соседка Валентина и затрещала от порога:
— Слышь, Петровна, Васька-то задавился! Мой пошел к нему покурить, а Васька висит в старом курятнике, уже мертвый. Эй, Петровна, ты чего?
Старуха опустилась на подставленный соседкой стул, оттолкнула протянутый ковшик с водой:
— Что наделал-то ты, Васенька, ой, что наделал…
Похоронили Ваську рядом с могилами родителей. Все деревенские приходили проститься. Анна Петровна принесла венок, положила денег в гроб. Галина звала её на поминки, но старуха не пошла, помянула дома, перед иконкой.
Через год, когда перед Троицей убиралась со старшей дочерью на могилках близких, зашла и к Ваське. Сестра Галина прикрутила к некрашеному кресту эмалевую табличку с надписью «Захаров Василий Иванович (10.05.1968 – 20.06.2013). А с фотографии на старуху серьезно смотрел Васька – аккуратно причесанный, побритый, в сером шерстяном пиджаке и белой рубахе.
Хороший рассказ. Жалко Ваську, конечно, но зато уж никто не скажет, что нет конца у произведения! Самый что ни на есть окончательный конец в конце рассказа прописан. Простите за не совсем уместное, может быть, ёрничанье, Ирина. Без шуток жить не могу. ))
Можно вопрос? А зачем Васька карасин жёг постоянно? Я по ходу действия задавался этим вопросом — думал, может он там стишки пишет, или рассказы…Видимо, он просто на сирень любовался, я так понял.
Спасибо, Александр! ШутИте, без этого какая жизнь. А насчет карасина — кто его знает, что Васька делал. Думаю, чтоб не так тоскливо было долгими, темными вечерами. У него, поди-ка, ни мыши, ни тараканы не жили. Навряд ли стишки сочинял или сиренью любовался. Думаете, добавить в рассказ это?
Кстати, домик, в котором прототип Васьки жил, вскоре сгорел: там потом нашел пристанище другой скиталец, но, лишившись и этого убогонького домика, куда-то исчез. Сирень обгорела во время пожара, но сейчас отжилась. В этом году на северной стороне её, дальней от бывшей кухни, даже цветы были…
Ну, коль в начале рассказа на стенке висело ружжо, так оно где-то должно выстрелить же! В середине, аль в конце. Иначе зачем оно там висело? Я же обратил на это внимание (на свет в окне), как читатель. Если бы про свет в окошке один раз упомянуто было, то я бы внимания не обратил на это, конечно. а раз и односельчанам что-то подозрительным показалось в этом, то и я задумался: к чему бы это у Васьки лампа подолгу на окошке горит вечерами? Карасин-от дорогой нонче, а у Васьки, поди, с деньгами проМблема завсегда…Может, он червонцы рисует фальшивые!
Добавила, посмотрите, Александр!
Во, в самый аккурат! Ишшо живее стал рассказ-то!
А я, между прочим, уши сернбернару поменял на тряпичные. Может, и ещё что-нибудь подшаманю со временем…
Сейчас посмотрю, что за уши стали…
Прям садист. А настоящие куда дел?
Характер шёлковый, уши съёмные — золото, не пёс!
А ну его псу под хвост!))
Прекрасный рассказ. Прочитал одним махом. Потом ещё раз. Грустно только…
Большое спасибо, Евгений, за теплые слова и высокую оценку!
Понравилось. Хорошо у вас получается.
Игорь, спасибо Вам большое!
Мне не понятны смысл и художественная ценность рассказа, объясните, что вы им хотели сказать(показать). Очень много непонятных акцентов, например: «Первый раз он пришел к старухе со своего конца деревни октябрьским утром, когда трава под ногами похрустывала от сильного заморозка»- причём тут трава? Создаётся такое впечатление, что вы «забили» на такую составную часть художественного произведения, как «описание», ну, и чтобы рассказ полностью не остался без приёмов описания, вы иногда вставляли случайным образом описания природы.
Судьба простого деревенского мужика, которого жизнь сломала, а бороться не смог, или не умел, или не хотел.
Трава похрустывала от заморозка — зима на носу, холодно и есть хочется.
Да таких судеб в любой деревне штук 20. Я лично много знаю таких случаев, когда деревенские ПТУшники уезжали на заработки в город, потом возвращались обратно начинали пить и всё заканчивалось вот так. Так что особенного в вашей истории? Или вы ничего особенного и не планировали, а просто дали кусок биографии одного из многих деревенских мужиков с которыми жизнь обошлась не очень хорошо?….Вы пишите о простом человеке и о простой жизни, но в этом случае нет ничего интересного. Ваш рассказ напоминает мне рассказ Чехова, при условии что из этого рассказа вытащили всю сатиру и психологию. Чехов ведь тоже всегда писал о насущном, но ведь умел же человек написать так, что за душу брало.
Спасибо за комментарий.
Ну, товарисч, с такими упреками вы, почитай, все рассказы Шукшина похоронили.
Почему?
Потому что герой почти всех рассказов В.М. Шукшина — простой деревенский мужик.
Да, действительно похоронил…
Причем В ОСНОВНОМ с совершенно рядовыми, ничем не выдающимися историями и проблемами.
Я, кстати, в мае перечитала все рассказы Шукшина, которые смогла найти. Сначала просто готовилась к урокам литературы в 11 классе, а потом увлеклась — не унять. Так что последние мои два рассказа — «Поэтический человек» и «Васька» — написаны под си-и-ильным влиянием шукшинских произведений.
А я Шукшина-расказчика недолюбливаю Уж очень у он людей не любит. Жестко очень рисуент. Причем, с одной лишь стороны. С неприглядной.А они ведь разные.Каждый человек — целый мир. Нельзя его изображать лишь в односторонней плоской проекции. Вы тоже этим грешите. Но вам можно — вы учитесь, вам просто сложно объемы прописывать пока. А Шукшин на этом зациклился. Обидела его когда-то деревня. И удрал из нее навек и не простил никогда
Вы вот почитайте, как своих грузинских крестьян грузинский писатель Нодар Думбадзе пишет. И вовсе не идеализирует Но какие они ЖИВЫЕ!!!Перечитайте «Я, бабушка, Илико и Илларион». Вам как прозаику полезно будет
Я очень люблю рассказы Белова, Казакова. Паустовского просто обожаю — когда тоскливо, именно его читаю. Земляка своего повести и рассказы люблю, Абрамова.
А у Шукшина в рассказах особенно женщины зло изображены — недалекие, непонимающие, погрязшие в быту.
Спасибо, Сергей! Обязательно почитаю Думбадзе.
Ирина, мне понравился Ваш рассказ. Но мне он прочитался немного… не то что незаконченным. Просто, чтобы он выглядел законченным, хорошо бы Вам написать серию таких рассказов воспоминаний 🙂 У Вас такие повествования очень хорошо получаются.
Тоже хочу попробовать такой стиль, записать рассказы своей бабушки. По крайней мере, слушать всегда их очень интересно. Она и сама записать все хочет, только «руки не доходят». Одна проблема — не знаю, с какой стороны за это приняться даже, чтобы и читать было так же интересно…
Спасибо, Анастасия! Подумаю над Вашим предложением. А Вы тоже попробуйте — с удовольствием почитаю.
Пока записываю на диктофон. Наберу материал — попробую оформить)
Господи, как они похожи — добрые беспомощные мальчики из деревни, которые так и не смогли найти себя в жизни!
Очень достоверно. Рассказ получился, героя жаль…