Сюда тянет, хочется узнать поближе природу, послушать её. Посмотреть в глаза людям. Узнать, как они живут. Чем дышат. Написать об этом…
Ну да ладно.
Возвращаемся к нашему семинару. Утро. По нашей с Олежей традиции собираемся на пробежку. Традиция нарушается обществом одного из семинаристов, который легко и непринуждённо поднялся рано утром, чтобы составить нам компанию. Приятно удивлены. (Александр Свистунов, привет!).
Завтрак. Автобус. Местная библиотека (бывшая школа). Разходимся по классам. Поэты – направо, прозаики – налево. И сходу — работа по секциям. Наши руководители — Кирюшин Виктор Владимирович и Тер-Маркарьян Аршак Арсенович, секция поэзии.
Грамотные педагоги. Чуткие. Стремящиеся подсказать, а не подрезать. Люди мягкие, доброжелательные. Но вместе с тем умеющие говорить то, что они думают.
Что хочется сказать о семинарах? Хочется более детальных разборов, более пристального внимания по каждому стихотворению из подборки. А то, получается, слишком общие суждения. Хочется, пользуясь случаем, выжать и «учителей» и «сокамерников» по максимуму, насколько это возможно.
Нужно будет исправить это упущение в следующем году и, приняв во внимание замечания Аршака Арсеновича – активно самим включаться в работу. А то по сравнению с прозаиками какие-то мы квёлые и замороженные получились. Волшебник в голубом вертолёте не прилетит, ничего не решит, не обустроит и здорово и интересно не придумает. Самим нужно такими волшебниками быть. И с головой окунаться в разборы.
Вот прозаики молодцы в этом отношении. Мы заглянули к ним на огонёк – атмосфера была кипучая. Мнения летали только так, туда-сюда. Дух прямо чувствовался такой… разборческий. Сами семинаристы косточки друг другу перемывали и переламывали. Молодцы, прозаики!
По итогам разборов по поэтической секции — 4 рекомендации в СП России: Ширшова Клементина, Сидоров Виктор, Тулушева Елена, Чабан Олег.
У прозаиков 2 рекомендации: Тимофеев Андрей и Спасская Серафима. Интересный момент, кстати: тот кусочек, который мы прослушали у прозаиков, приходился на разбор Тимофеева Андрея. Это был глубокий, вдумчивый «разбор полёта», на котором отмечались недочёты, моменты, над которыми нужно подумать…. И после мы узнаём, что его рекомендуют! Вот это настоящий подход! Уметь разглядеть писателя, и не погладить его по голове при этом и похвалить, чтобы он успокоился, а наоборот, показать фронт работ, наметить направление движения, дать толчок для роста – настоящая задача семинара!
Теперь непосредственно по месту, где проводилась работа по секциям. Здание – клинская школа — требует ремонта. Туалет такой, что вспоминаются строки Довлатова:
«Пускай кругом бардак — есть худшие напасти! Пусть дует из окна. Пусть грязен наш сортир.… Зато — и это факт — тут нет советской власти. Свобода — мой девиз, мой фетиш, мой кумир!» Действительно, атмосфера творчества и свободы почему-то, как правило, идут рука об руку с неустроенным бытом и бедностью. Это как в написании стихотворения: что выбирать? Форму или содержание? Ответ лежит на поверхности и дебаты излишни: хорошее содержание должно находиться в достойной упаковке. А вот эти «или/или» – это для тех, кто не хочет работать.
Так что хочется верить, что семинар всероссийского масштаба на деле будет таковым. И упаковка будет стоящей. А уж за содержанием мы не постоим.
В перерывах между работой нас ждал самый настоящий самовар. Пили чай с баранками и конфетами. И яблоками.
Яблоки – это, вообще, отдельная история. Я ни разу в своей жизни не видела, чтобы они росли в таком неимоверном количестве, прямо как виноград, — гроздьями!
Вспоминается застолье в церкви Рождества Пресвятой Богородицы: конфеты, арбузы, пироги….Находишься, с одной стороны, в церкви и, в то же время, под открытым небом – потому как сама церковь полуразрушена и требует реставрации. Такая вот грустная романтика.
Очень интересно.