Они не виделись целых полгода. Для двух друзей, которые детство и юность провели вместе, это был немалый срок.Омар-Гаджи после окончания школы поступил в МГУ им.Ломоносова, на факультет журналистики, а Магомед остался в Дагестане, успешно сдав экзамены в Хасавюртовский сельхозтехникум. После окончания зимней сессии Омар-Гаджи приехал домой,и, наконец, друзья встретились в Хасавюрте, где учился Магомед. Зашли в кафе, которое находилось в полуподвальном помещении в центре города.За кружкой пива начали рассказывать друг другу обо всем,что произошло за последние полгода и чем так давно хотелось поделиться. Как обычно бывает в этом возрасте, вопрос самоутверждения на новом месте волновал обоих.
— Ну, как тут обстановка,кто здесь в авторитете — спросил друга Омар-Гаджи в несколько покровительственном тоне. Было заметно,что учеба в столичном ВУЗе подняла его самооценку.
— Да есть тут ребята.У них главный Аташка. Кстати, он со своими дружками тоже здесь сейчас — сказал Магомед, повернув голову в сторону сидевшей за соседним столиком компании ребят.
— А кто из них Аташка?-, спросил Омаргаджи с оттенком вызова в голосе.
— А вон тот, который поздоровее…с вихрастым чубом — ответил ничего не заподозривший Магомед.
— Этот что ли? — сказал Омар-Гаджи, и запустил окурок папиросы в здоровяка. Окурок на удивление попал точно в цель и прилип ко лбу Аташки.
От такой неожиданной наглости сидящие за соседним столом вначале слегка оторопели. Потом началась словесная перепалка. Решили выйти на улицу и выяснить отношения.Учитывая, что в компании Аташки было в два раза больше людей, договорились,что будут драться Аташка и Омар-Гаджи один на один, а остальные не вмешиваются. Аташка снял верхнюю одежду, вслед за ним и Омар-Гаджи снял пальто и свою новую, отцом только купленную каракулевую ушанку. Сцепились, но очень скоро оба оказались на земле, где то один, то другой оказывались наверху. В разгаре драки кто-то крикнул:»Милиция!». Все начали разбегаться. Прихватив свою верхнюю, одежду разбежались в разные стороны и Омар-Гаджи с Аташкой. Пробежав несколько кварталов и, не заметив погони, Омар-Гаджи и Магомед остановились передохнуть и тут обнаружилось,что у Омар-Гаджи в руках только пальто, а каракулевой ушанки, увы, нет. Поняв,что за ними никто не гонится, решили вернуться на поле брани в надежде найти ушанку, но там её не оказалось.
У Омар-Гаджи серьезно испортилось настроение. Как же теперь появиться перед отцом? В то время каракулевая ушанка стоила немалых денег и была по карману далеко не каждому горцу. Три дня друзья ходили по разным людным местам города. Днем ходили на вокзал, учебные заведения,которые были в городе, а вечером — в единственный в городе кинотеатр, где во время сеанса приостанавливали по договоренности с киномехаником показ фильма, вызывая тем самым недовольство зрителей, и на танцплощадку, на которой еще пару раз ввязались в драку с теми же ребятами из команды Аташки. Но все безрезультатно-ушанка не нашлась.
Провожать Омар-Гаджи в Москву из села в Махачкалу приехал отец. Но он, слывший среди сельчан острословом, увидев на перроне железнодорожного вокзала Омар-Гаджи без каракулевой ушанки на голове, не стал ни о чем его спрашивать, просто сказал, как бы между прочим:
— Омар-Гаджи, горцу неприлично ходить с непокрытой головой, тем более зимой.
Принято. Оценка эксперта: 21 балл
Явно не хватает концовки. Внес небольшие исправления корректорского плана.
Спасибо,Володя! По поводу концовки — главная идея и мораль данного рассказа именно в последней строчке, в словах ,сказанных при прощании отцом сыну :»…горцу неприлично ходить с непокрытой головой, тем более зимой». Подразумевается,что для горца папаха — это не просто головной убор,это в некотором роде олицетворение чести и достоинства горца (по крайней мере,так оно было во времена наших предков).Выйти из дому без папахи считалось дурным тоном, терять при мелких разборках — тем более.Горец мог снять лишь для того,чтобы прекратить кровную месть или для того,чтобы кинуть в окошко понравившейся девушке — если выкинет обратно,то считай,что у тебя никаких шансов. Если вы замечали то и сейчас некоторые кавказцы не снимают свои папахи даже в Государственной Думе или других местах,где принято находиться без головного убора и это не признак неуважения или невоспитанности ,а дань горской традиции.
Честно говоря, мелковато. А если без дипломатии — совсем мелко. Начиная с банальной ссоры в забегаловке, спровоцированной мелким гопником и кончая всем шухером вокруг потерянной ушанки, хоть и каракулевой. То что ушанка каракулевая — единственное более-менее масштабное пятно во всей этой истории. Друзья и те не друзья, а такая же мелкотравчатая гопа. Ведь в нормальной компашке, где люди не швыряют друг другу в лицо обслюнявленными окурками, одежду, как правило . передают друзьям. Именно за тем,чтоб сохранилась при любом шухере.
Сурово,дорогой мэтр! 🙂 Целью рассказа не было выдать образ родственника в благородном,выигрышном свете. Это реальный случай,ничего тут не придумано и, если поступки молодых пацанов выглядят мелкими и недостойными — тут уж ничего не поделаешь. Все мы по-молодости достаточно делали глупостей.Двое друзей,о которых здесь повествуется не были какими-то многоопытными драчунами,которые четко знают,что одежду нельзя при драке просто положить на пенек.Это собственно, еще вчера аульские парни,которые не знакомы с проделками городской шпаны. Да, собственно потому их развели и кинули,что они таковыми не были. Рассказ о юношеском самомнении и о том, чем это оборачивается.Этот рассказ,имхо,гораздо более содержательный,чем первый.Спасибо за отзыв, ваше мнение для меня всегда ценно.
Дорогшой Мурат, реальный случай — это еще не повод для рассказа. Вот у вас наверняка есть фотоаппарат, а кроме того всегда при себе смартфон. И в архивах тысячи снимков. Все — «реальные случаи», нигде ничего не придумано. Но одними вы гордитесь, показываете всем знакомым, вывешиваете в интернет. А другие и самому не интересны. Почему? Да потому что есть интересные реальные случаи, а есть массмовые. Вы можете снимать свою лестничную клетку и вдоль и поперек и по диагонали — интересной она не станет. Потому что почти одмнаковыхлестничных клеток столлько сколько домов этой и похожих серий.И если поступки молодых выглядят мелкими и недостойными и очеень распросьтраненными в малокультурном круге общения — стоит ли о них рассказыть в принципе? Пока вы не пишете настоящие сюжетные рассказы, а даете читателю лишь короткие зарисовки из жизни, надо все-таки стараться зарисовывать что-то неординарное, оригинальное, то, что, может быть, с читателем не случалось. Или случалось — но для него самого тоже не рядовое событие. Ну вот представьте, если вы зарисуете человека на унитазе думаете, это кому то будет интересно? Но и даже унитазе может произойти неординарное сообытие и тогда даже на фоне таких «низменных» декорациий возникнет читательский интерес.
Тут вот еще что важно — ваше авторское отношение. Если вы относитесь к плеванию в чужой лоб жеваными окурками положительно — это одно. Но вы автор. У вас множество технических средств чтобы и осудить и высмеять, и сожалеть о глупом поступке пацана, слабого на выпивку. Вы не фотоаппарат — вы автор. И авторское отношение особенно в маленьких формах очень важно. В предыдущей миниатюре оно у вас есть. Там и партбосс и дядя — совершенно положительные герои, вызывающие откровенную симпатию автора. А здесь получилась вообще нейтраль. Этакое бесстрастно-фотографическое описание.
Кстати, к драме привело вовсе не самомнение, а обычное постдетское разгильдяйство. Ребенок, о котором все заботятся, сам о себе заботиться так и не научился. Очень похожий случай произошел с моим другом в студентах. Только шапка ушанка у него была северного оленя с высокии ворсом. И вот, придя на почту, он , небрежно кинул ее на подоконник у стола, а сам пошел к окошку за бланком. Ну а когда вернулся к столу — шапки уже не было. Непохоже? А по-моему тот же мотив. Мне шапка мешает, я ее снял. А как она там должна сохраниться — меня не волнует.
Дорогой Сергей, видимо, я не смог преподнести идею рассказа так,что бы не было такого разночтения ,как у нас с вами.Вы все время говорите о самой драке — насколько она правдоподобна или интересна как случай,но не о драке и потеряной ушанке здесь речь, иначе я расписал бы её более живописно и к ушанке добавил бы еще пальто и часы.Здесь речь об уроке,который получили молодые,только начавшие жизненный путь ребята,потерявшие папаху,которая для горца не просто обычный предмет одежды.И урок этот в словах отца ЛГ. И замечу,что этот урок был очень хорошо усвоен ЛГ в реальной жизни — он был интеллигентнейший человек,который никогда в драку не полез бы,хотя пощечину мог дать и давал и всемирно известной личности и молодому здоровому бугаю, оскорбившему женщину. Его друг тоже был под стать ему,известным и очень уважаемым в республике человеком и хозяйственником.Похоже и с прозой у меня ничего не вышло 🙂
Не надо так пессимистично. Мурат. Не получается у того кто ничего не делает. В ваши успехи я верю.
Все пучком,дорогой мэтр.Ваша вера меня вдохновляет 🙂
Я по-другому себе представлял характер горца. За такую наглость (окурок, прилепленный ко лбу, ни за что, ни про что), оскорблённый должен был тут же зарэзать оскорбляющего насмерть.)) Шучу, Мурат. Но в каждой шутке, как говорится… Как-то неправдоподобно смотрится этот эпизод.
Вы не опускайте руки, не падайте духом. Во всяком деле бывают удачи, бывают не совсем удачи.)) У всех.
Саша,спасибо за поддержку и вам и Сергею.Пока весь Дуэлит не стал меня утешать признаюсь,что это «ничего не вышло» было сказано с иронией в свой адрес.Знаю,что звезд с неба не хватаю,но я только начинаю 🙂 По поводу «неправдоподобности» даже не знаю,что сказать.Об этом случае мне рассказывал даже не дядя,а его друг детства Магомед,который был с ним — человек серьёзный,абсолютно не склонный к сочинительству,даже можно сказать чересчур прямолинейный,так что верю 100% вплоть до прилипшего ко лбу слюнявого окурка папиросы.Это примерно как у вас в рассказе про отца — неправдоподобно,но было именно так. Еще раз скажу,что на мой взгляд, этот рассказ гораздо интереснее и глубже,чем первый. Но каждый видит по своему,часто сказывается в этом видении и менталитет читающего. Спасибо за отзыв.
А вот получается, что голая. можно сказать, правда не всегда воспринимается людьми как правда. Или наоборот.
Анекдот: Загулял мужик: спиртное. женщины. Дома не ночевал. Под утро добрался до дома. Стоит перед входной дверью и думает: «Что же делать-то, как скандала избежать?»
Ладонью повозюкал по белённой стене подъезда, испачкал себе физиономию, куртку, звонит в дверь. Открывает жена, во всеоружии, со скалкой
— Ты где всю ночь шлялся?!
— Да понимаешь, в кабаке был, потом по бабам…
— Ври больше! Опять с дружками в биллиард играли, да пиво пили, поди!
Правда должна быть правдоподобной
Мэтр, так что такое ПРАВДА? Это ФАКТ или жизненное субъективное представление определенного лица,или круга лиц? Если второе,то вспоминается поговорка:»У каждого своя правда». Кстати, ложь тоже бывает ПРАВДОПОДОБНОЙ. 🙂
Когда ложь правдоподобна, тогда в нее и верят. То же самое с правдой.
Совершенно верно, именно поэтому правдоподобие не является критерием,по которой оценивают правда это или нет (как в моем или Саши рассказе).
«критерием,по которому оценивают правду»
Мурат, всё бы хорошо, но я искренне надеялся, что Вы просветите меня и других читателей, для чего потребовалось Вашему родственнику провоцировать драку с Аташкой, который сидел в компании своих ребят и никого, как я понял, не трогал? Да еще таким, мягко говоря, экстравагантным способом… А в конце, типа, мораль: не задирайся без повода, шапки лишишься! Как-то так прочиталось. И фраза отца как раз так и воспринялась…
Спасибо за отзыв Евлампий! Я рад, что хоть Вы правильно восприняли мораль этого рассказа. По поводу мотива,спровоцировавшего драку мне надо будет доработать рассказ,судя по тому,что всем отозвавшимся это непонятно.
Сказка ложь, да в ней намек. Правда всегда есть для читателя, Только вопрос — какая она. В данно случае получилось, что юноша Омар-Гаджи — банальный грошевый гопник со своим окурком, кинутым другому в лицо. Ну или же менталитет аварцев разительно отличается от менталитета многонационального сахалинца. Там я родился и у нас на острове была СССР в миниатюре, на почти 700 тысяч населения насчитывалось более сотню национальностей от титульной русской до совсем маленьких диаспор, много если в сотню человек. В том числе были и аварцы. Один из них работал со мной в газете, фотокорреспондентом. Мы с ним дружили и воспоминания о нем только самые светлые.
Но подобный поступок на Сахалинемог быть лишь ответом на очень сильное оскорбление и никак иначе.
Это я не к тому, что нельзя об этом писать, а к тому — как вы хотите позиционировать своего героя.
В принципе, у каждого молодого человека можно найти в жизни некрасивые поступки. И воля автора: подать всю неприглядность такого поступка,либо смягчить картинку. Осудить, или оправдать, а може просто умолчать — выбор велик. И неважно что произведение маленькое. Автор не может быть лишь «фотоаппаратом», он автор. Он не фиксирует картину, а пишет на ее основе литературное произведение.
Поэтому всегда встает вопрос идем: что хотел сказать автор. Вы объяснили, что хотели вы. Но по-моему именно это вам, как раз не удалось. И финальные слова отца, на мой взгляд, больше свидетельствуют не каком-то особенном остроумии, не о полученном юнцом уроке,а о том что отец просто махнул уже рукой на «оторву» — уже и злиться то сил не осталось.
Ну а насчет правдоподобия как такового: поверьте, если читатель решит: ерунда все это, так не бывает, он больше не захочет иметь дело с таким автором, «не знающим» того о чем пишет. И автора совсем не спасет то, что он попытался написать чистую правду,описать то что было на самом деле и даже на его глазах. Недаром существует давняя поговорка «врет как очевидец». Вот о чем мой (кстати мой авторский) афоризм о правде и правдоподобии. Кстати, почитайте (или перечитайте) рассказ Джека Лондона «Нам Бок — лжец». Там этот феномен как раз очень хорошо описан.
Вот теперь,Сергей, мне стали более понятными ваши замечания по тексту.
Итак, первое — надо мотивировать поступок ЛГ,чтобы было понятно,что так может быть. Судя по тому,что вам,Евлампию и Володе не понятен поступок ЛГ с окурком мне не удалось сделать понятным этот эпизод ( хотелось быть кратким).Наверное,вы правы. Хотя, если понимать подростковую,юношескую психологию можно и это понять. Вот, например, подросток берет камень и кидает в окно соседского (любого другого) дома без видимых причин. Казалось бы глупость, непонятное хулиганство. Но далеко не всегда это так,если понять,что сосед злой, никогда не разрешит нарвать яблок с его дерева,жалуется на него его родителям по каждому пустяку и т.д. Это он так самоутверждается,говорит своя «Я»,выражает свое отношение к этому человеку. В этой проекции поступок ЛГ в моем рассказе свидетельствует о его отношении к группе городской шпаны,которая командует,навязывает свою волю сверстникам в этом городке. ЛГ ведь не спрашивает у друга «Кого здесь больше всего уважают,кто хорошо учится и является примером для всех»,а спрашивает «Какая здесь обстановка,кто здесь в авторитете?» И понятно , что надо понимать под словом «авторитет» в молодежной среде. Поступок ЛГ хоть и хулиганский,но дерзкий вызов шпане, на который не каждый способен.Согласен,что мне надо было раскрыть,сделать более понятным этот эпизод,но повторюсь — хотелось быть кратким, думал,что по молодости многим (мужчинам ,в первую очередь), знакома такая ситуация. По поводу избалованного «оторвы»,на которого махнули рукой — ЛГ и его друг росли в горах и их детство пришлось на самое тяжелое военное время.С 7-8 лет уже их отцы отправляли на горные пастбища с отарой овец\, воспитание суровое,ни о каком разгильдяйстве или разбалованности говорить тут не уместно. Вот они повзрослели и приехали на равнину, в город,где чужая обстановка,другие нравы, разные национальности с разным менталитетом. Конечно, в горах никто не позволил бы себе препечатать слюнявый окурок в незнакомого человека,но в горах ,в ауле,где все свои никто и не позволит терроризировать своих сверстников, прежде всего родители. Нахулиганившего,провинившегося пацана любой взрослый мог отругать и подзатыльник дать и его родители только благодарили за это того,кто сделал. Таково общинное воспитание.Но попробуйте это сделать в городе. Тут каждый за себя отвечает, тем более если ты уже не подросток. Вы говорите о моем отношении к поступку ЛГ, о авторском позиционировании, но разве из моих слов:»…спросил друга Омар-Гаджи в несколько покровительственном тоне. Было заметно,что учеба в столичном ВУЗе подняла его самооценку.» это непонятно?
Второе — вы пишите:» И финальные слова отца, на мой взгляд, больше свидетельствуют не каком-то особенном остроумии, не о полученном юнцом уроке,а о том что отец просто махнул уже рукой на “оторву” – уже и злиться то сил не осталось.» Что же на ваш взгляд было бы правильнее устроить разнос взрослому сыну на перроне ж/д вокзала или побить его ? (кстати,об одной такой,но единственной попытке со стороны моего деда,но уже по отношению к другому сыну есть отдельный рассказ 🙂 ) Именно потому,что его сыну сказанные им слова не пустой звук он так и сказал — как горец, с выдержкой и кратко.
Дорогой мэтр, я понял ваши замечания, они касаемо первого пункта по сути правильные и улучшат восприятие рассказа, так что я его доработаю.
В том то и дело, что городской шпаны нет. Была бы — накидали б «деревне» по первое число всей толпой, мало не показалось бы. Еще ьб и ножиком или шилом пырнули. Городская шпана везде имеет уголовный менталитет и не дерется по рыцарски один на один. Ну а поступок Омара совершенно вы не объяснили. Шпаны, как мы выяснили, нет. Просто авторитетом пользуется среди молодежи Аташка. И вот Омао-Гаджи решает такими гопническим способом отнять этот авторитет, типа доказать — у кого писька длиннее.Так вытекат из вашего повествования. О том и речь. Это забота автора — постараться, чтобы читатель понял то, что он автор сказать ему.
Дорогой мэтр,я давно понял,что вас не переубедить.Стараюсь ради спортивного интереса 🙂 Вы уж если скажете,то скалу легче передвинуть,чем ваше мнение 🙂 Согласен с вами в том,что мне надо было осветить понятнее и мотив драки,и что шухер был организованный. Ушанку никто во время драки взять не мог,потому что рядом стоял друг Омар-Гаджи,а предположение,что он сам стащил — это ваще что-то фантастическое (если даже допустить,что стащил,то куда он его спрятал,когда они были вместе и во время драки никуда не уходил). Вы шпану охарактеризовали чуть ли не как профессионал,который занимается ею 🙂 Шпана шпане рознь,в разных местах всё может быть по разному. Назовите их просто хулиганы,не придавая такую злостную сущность организованной шпаны 🙂 Спасибо за обсуждение,понял слабые места,которые надо доработать.
Я по многим вопросам «как профессионал», дорогой Мурат. Я журналист. И терпеть не могу верхоглядства в своей профессии.И уж будьте уверены, когда я шел на интервью, то я был в теме настолько, что в ее рамках вполне мог обсуждать интересующие меня вопросы на вполне профессионально уровне. А поскольку в журналистике мною всегда затыкали узкие места, то, собчственно, пиходилось отрабатывать темы всех отделов редакции. Сегодня писать о голландской технологии картофелеводства, а завтра о «свинорое» на угольном открытом карьере.Сегодня о проблеме шпаны, а звтра о тонкостях подготовки трамплинистов….Ну и так далее — по всему спектру.
А про друга Омара-Гаджи я очень легко предположу, что увлеченный поединком он так же овернулся от шапки, как и другие.У ротозея прямоиз под носа слона увести — не проблема. И вовсе не надо быть натасканным вором для этого. Был у меня приятель, ПТУшник,тот при мне не раз демонстрировал свои навыки в своей компании — просто позабавить народ, со своими он был абсолютно честен и я при нем никогда не боялся овернуться от оставленного на столе кошелька.. А один раз друзья рассказывали как они втроем зашли в магазин самообслуживания на спор. Они крепко держали его под руки и смотрели во все глаза. И все же после магазина он продемонстрировал им стащенные открывашку и ситечко для чая. А он вовсе не был профи. И шпаной не был — сам по себе. Не любил ни драться, ни вообще людей обижать.
Сергей,»шпаны нет» — это ваш вывод,но не мой. Компашка,которая воспользовавшись дракой специально выкрикивает «Милиция!» и воспользовавшись суматохой убегает прихватив чужую ушанку для меня нечем,кроме шпаны не является. А то,что «один на один» вышли я пишу со слов участника,но объяснить это благородством (раньше все таки даже шпана имела какое-то благородство,в отличие от времен нынешних) или специальным замыслом не могу-не знаю.
Мурат, читатель всегда прав 🙂
Я не понял из текста, что компашка устроила шухер специально — раз. У меня возникло ощущение, что шухер был совершенно естественный. Кстати, ушанку можно было «умытьи без шухера» — пока все смотрят на драку, взять и спрятать, скажем, в дупло или какую-нибудь щель. А забрать уже потом.На это надо минута-полторы.
Я не понял из текста, что именно эта компашка прихватила ушанку — два. Ушанку мог унести кто угодно в том числе из «своих» — крысы бывают в любом обществе, даже среди академиков культработников.
Шпана благородства не имела никогда, потому что во все времена была кузницей кадров для организованного преступного мира и чуть ли не в каждом дворе был отсидевший «куратор», воспевавший перед молодняком поэтику криминала и обучавший их «жизни» — три.В том мире честная драка один на один вовсе не героизм а презираемая дурость фраера. За окурок в лоб надо отомстить — вот честь. Отомстить жестоко — еще больше чести. Ну хотя б хлопком сложенной ковшиком ладони по уху барабанную перепонку порвать, что ли.
А валяться в обнимку в грязи в «честном» бою…Городская шпана вообще то обучена драться по-настоящему,жестко, сурово и наповал а не как нанайские мальчики, цепляться в противника и кататься с ним по земле. Драки бывают чуть ли не каждый день — это одно из самых увлекательных развлечений шпаны. И «благородные» очень быстро оказываются на инвалидности, а то и в морге. Вот селькому пареньку негде натренироваться ни приемам драки ни ее «шпанистым» принципам.. У вас же описана обычная драка двух дилетантоа, которые первый и последний раз дрались, может быть, в глубоком детстве.
Понимаете, Мурат, городская шпана — это целый комплекс «понятий», поведения, умений, методов и морали. Это как бы каста. Все в одном флаконе. Вот ваш герой повел почти себя как шпана (с окурком) но он не шпана, а КАК шпана.Возможно намеренно — чтоб завоевать авторитет На том и прокололся. Никто не испугался «лихого гопника», а шапку украли.
Ну в общем, как ни жуй, как ни крути, а не получается у меня ваше видение. И уж, наверно, виноват в этом не я 🙂
Дорогой Сергей,я уже давно понял,что вы «ходячая энциклопедия» 🙂 И не перестаю удивляться вашей эрудированности. Я не журналист и не поэт,(даже не считаю себя полноценным экономистом, дизайнером и строителем,хотя по этим специальностям имею образование и немалый опыт работы), но со слов журналистов,которые пишут стихи слышал мнение,что журналистская работа сказывается отрицательно на поэтическом творчестве.Правда ли это на ваш взгляд?
Дорогой Мурат, ну я как бы и сам чего то там творю. В смысле поэтическом. 🙂 Ну ладно, я в историю не вошел. А есть такие что и вошли. Ярчайшее стихотворение «Жди меня» написал военный журналист Константин Симонов. И это лишь один пример из сотен.
Вот если хотите лично мое жизненное наблюдение — поделюсь. Поэтический дар парализует полное семейное и вообще жизненное (морально-духовное) благополучие. И наооборот. у меня был очень трудный период в жизни, скажу вам, когда я встретил свою вторую жену. Не буду вдаваться в детали, но поверьте, хоть я и был уже успешным журналистом, но по остальной жизни мне тогда солоно пришлось. И вдруг — как тихая солнечная гавань после череды штормов — я даже и не представлял к своему сорокапятилкетию, что семейная жизнь может быть такой спокойно-солнечной. И еще, извините за прозу, но так совпало, что как раз в этот период (с 2000 года) у нас в газете стабилизировалась ситуация с зарплатой. Деньги стали выплачиваться вовремя, а сама зарплата — медленно но неуклонно расти. То же и у жены, что несомненно, еще более стабилизировало нашу семейную жизнь.
И вот примерно первые 4 года я не сумел ни строчки стихов написать. Буквально ни одной строчки. Потерялись стихи совсем. Потом вернулись, когда эйфория стихла, любовь угасла, хотя осталась надежная дружба — но она уже не помешала стихам.
Дело наверно в том, кто конфликт — пружина стихотворного сюжета — всегда в самом поэте. А если в душе поэта конфликт исчез, то нет и стихотворений.
А во на чем журналистская работа сказывается (по себе сужу) так это на потере желания выпускать свои книжки. Свою «читабельность» и связанные с этим позывы тщеславмя я полностью удовлетворил в газете. А стихи остались — точно для души. Тем более. что публиковать стихи в самой газете — чести мало. Тут они используются в основном как затычка, забить случайное пустое место на последней полосе рядом с кроссвордом. Бывет такое: скажем, слетела рекламка, возникла дырка 10 на 10. У отвсека всегда в запасе на этот случай пачечка стихов-затычек на разные размеры дырки. Но и это уходит в прошлое. Сейчас проще выловить какую-нибудь фигнюшку типа «как мыть полы ананасовыми очистками» из интернета.
Это верное,Сергей, когда тишь да благодать душа не требует писать.Я как раз о текучке журналистких дел,которые не оставляют времени для творчества.Мой старший брат тоже работал ответсекретарем и зам.главного редактора республиканской газеты и тоже жаловался на это.Кроме того,сама специфика журналисткой работы накладывает отпечаток и на творчество.Мне так кажется. Ваши стихи читаю ( здесь на Дуэлите), мне они нравятся — что-то больше,что-то меньше,очень нравятся ваши экспромты здесь на ленте 🙂
Браво,Саша! Точнее не объяснишь. 🙂