Тропы

По деревне пройдусь неторопко,
Печку русскую скрыв пожарчей*.
От избушек сбегаются тропки
К большаку — в полноводный ручей.

Эта тропка с рассвета в порядке —
Баба Маня пока в моготе.
Из трубы пахнет сдобно и сладко —
Знать, оладьи шкворчат на плите.

Тут не тропка — темнеют провалы:
Алексеевна ходит след в след,
О хозяйстве заботится мало
Иль силёнок у старенькой нет.

У Борисовны дом на отшибе.
Не присядет — такой человек.
Сын сулился с женой на машине —
Двор расчищен с утра, как проспект.

У Ириньи тропинка в следочках
Голубей, воробьёв да синиц.
Одинока — ни сына, ни дочки,
Кормит крупкой и хлебушком птиц.

Вот к колодцу спускаюсь под горку —
Дом Настасьин метель замела.
Закивает старуха с ведёрком:
«А она осенесь умерла…»

Почему-то в глазах защипало,
Хоть на слёзы, казалось, скупа.
…Дай то Бог, чтобы не западала
К большаку от избушек тропа.

*Скрыть пожарчей — закрыть печь с углями для тепла.

Запись опубликована автором Ирина Кемакова в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Ирина Кемакова

Живу на Севере, в Архангельской области. С отличием окончила факультет филологии и журналистики САФу. По второму образованию детский психолог. Автор поэтических сборников "Вот так и жить" (Архангельск, 2015) и "Челобитная деревни" (Архангельск, 2017). Кандидат в члены СПР.

Тропы: 12 комментариев

  1. Бабок многовато перечисляете, Ирина.
    «А она осенесь умерла…” — ОСЕНЕСЬ — сами придумали? Что-то не слыхала, чтобы так говорили. Оно, конечно, в размер-то влазит лучше…
    «Баба Маня пока в моготе» — и шо могёт баба Маня? А не на сносях, случаём баба Маня? 🙂
    Слишком стилизируете. Очень уж «о-о-окать хочется,» где нужно и где не нужно.
    А бабы давно у детей в квартирках сидять…

    • При чем тут стилизация? Чистый северный говор.И все-к месту.Ваше «не слыхала» напомнило мне немного пошловатый армейский анекдот.Идет занятие в учебке. Старшина заканчивает рассказ :
      — В итоге пуля по невидимой траектории летит и поражает противника. Вопросы есть?
      — Товарищ старшина, а что такое невидимая траектория.
      — Для тех кто не понял, повторяю. Пуля по невидимой траектории летит и поражает противника.Всем понятно?
      — Товарищ старшина, а что это за невидимая траектория, я так и не понял
      — Для рядового Петрова объясняю. Вот ты член у муравья когда-нибудь видел?
      — Нет?
      — Но ведь он же есть!

  2. Ну что уж тут уж, как говорит незабвенный товарищ Чи из провинции Ли. 🙂 Опять дерёвня? Что ж, есть еще населенные пункты с таким вот определением. Увы, сельская местность теперь все больше воспринимается как ДНТ, где выращиваются всякие разные культуры для заготовок на зиму. А подлинная, исконная деревня практически исчезла — молодежь давным-давно переехала в город, а новой молодежи не предвидится по причине отсутствия старой. Вот в нашей республике населения меньше миллиона на такую огромную территорию, в столице живет уже больше 400 тыс. человек ,т. е. практически половина! Прогноз следующий: уже через 5 лет в Улан-Удэ будет свыше 600 тыс. населения, если сохранится тенденция (а куда она денется?!). Сам В. Наговицын, глава республики, недавно сказал, что совсем скоро придется рассмотреть вопрос о строительстве у нас метро (когда воспринималась как глупая шутка)… И бабушек к тому времени не будет в деревнях, и деревень не будет.
    Другое дело, что люди старой закалки еще держатся, частью от безысходности, частью из-за крепкой породы, той, что позволила и войну вывезти, и разруху, и всякие эксперименты вождей. И детей они родили правильных, почти последнее «правильное» поколение, ибо в своем поколении я еще вижу многие черты поколения предыдущего… А что будет потом? Тревожно, знаете. Вот и Путину уже под 70-ть, это поколение уходит, наше поколение уже пришло. Дальше — не берусь делать прогнозы. В этом плане, наверное, стихотворение И. Кемаковой как раз наглядный пример современной жизни в почти мертвой деревне, ведь потенциал, даже самый большой, не безграничен, и он практически исчерпан. Действительно, автор не рисует каких-то жутких картин, не сгущает краски, не стремится вызвать жалость любой ценой и выдавить слезу. На простых примерах, конкретно-исторических, я бы сказал, показана безрадостная картина крушения России сельской, исконной, нутряной. Собственно, дело не только в этом, не только в противостоянии города и деревни, старого и нового, конфликта поколений — потерян целый пласт культуры, потеряны люди и территории. Вот будут когда-нибудь на уроке истории детям рассказывать: «Давным-давно, лет 20-ть назад, люди еще жили в деревне», и детишки с открытыми ртами будут сидеть и смотреть материалы «вековой давности», ощущая себя неизмеримо выше и «продвинутее» тех «убогих старух», которым лишь и остается, что «мочь»…

Добавить комментарий

Войти с помощью: