Сказки

Читал тут намедни с ребёнком русские сказки, это оттуда у меня слово «намедни» появилось. Начали с «Колобка», а после чтения, как и просила детская педагогиня, я стал вопросы задавать, для закрепления материала. «Вот что ты, доченька, поняла из этой сказки?» — спрашиваю. «Ничего не поняла» — отвечает. «Ну как не поняла? Если бы Колобок не сбежал от своих бабушки с дедушкой, его бы лиса не съела… Нельзя убегать из дома!». Дочка подумала и сказала: «Если б он не сбежал, они бы сами его съели. Для чего его бабушка испекла-то? А так он хоть по лесу перед смертью погулял, зверюшек разных увидел…». Тут задумался уже я. Перечитал сказку ещё раз, уже для себя. Действительно, логики никакой — дед, судя по всему, проголодался, послал бабку в сусеки, та наскребла муки вперемешку с пылью и испекла на обед Колобка. И только они хотели его сожрать, как он в окно прыг и покатился, покатился, ну а дальше вы знаете. Мораль-то понятна: тяга к свободе ничем хорошим закончиться не может, это первое, второе: хочешь есть – закрывай окна, а вот почему половина леса разговаривает с хлебобулочным изделием…
Взял другую сказку, всем известную «Курочку Рябу». Там нет ни колобков, ни кулебяк, там одно яйцо. Правда, из золота, которое «…дед бил, бил — не разбил, баба била, била — не разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось… Дед и баба плачут…». «А чего они плачут?» — дочка спрашивает: «Что яйцо разбилось? Так они сами его разбить хотели. Мышка помогла только хвостиком своим…» Я опять задумался. «Понимаешь,» — говорю: «Ксюшенька… Яйцо это символ жизни, символ солнышка. Разбилось яичко это как погасло солнышко — жизнь кончилась и все умрут…». «Это, папа,» — отвечает дочка: «Уже и не сказка совсем, а хоррор какой-то…». Выбросил я «Курочку Рябу» в мусорное ведро, покопался на полках, нашёл «Крошечку-Хаврошечку». С детства помню, что сказка добрая и хорошо кончается, но на всякий случай решил сначала про себя прочитать, благо она короткая. И что? Говорящая корова бедной сироте помогала-помогала, по хозяйству за неё всё делала, пока сиротинушка Хаврошечка отдыхала и в итоге животное за это зарезали. То есть корова добрые дела делала, а её на мясо, что б неповадно было. «Крошечка-Хаврошечка» ушла вслед за «Курочкой Рябой», а я пошёл остальные сказки перелопачивать. Включил дочке мультик про «Простоквашино», там вроде придраться не к чему, сам книгами обложился, интернет включил, ищу сказку нормальную, что бы прочитать и никаких вопросов. Что бы добро победило, зло наказано, все живы и безо всяких хлебо-булочных и яично-говяжьих приключений.
«Буратино» я отмёл сразу, с современных

педагогических позиций это не сказка, а пособие по мелкому хулиганству. Сказки, где участвует Змей Горыныч, тоже отмёл – он зверёк, конечно, забавный, но характер… То жрёт кого-то, то сжигает, то девиц невинных похищает, да и головы у него после отделения от туловища в геометрической прогрессии вырастают, я подсчитал – одна процедура отрубания это 6 новых голов. Соответственно, 10 процедур – 3072 головы, 100 процедур – сумма с 20 нолями. Если бы богатырь не успокоился, не плюнул и не пошёл бы домой, то дня через три масса голов Змея Горыныча превысила бы массу Вселенной.

Сказки: 6 комментариев

  1. Читать было интересно. А сколько лет вашей дочке?
    Я бы ещё раз прошлась по пунктуации — у вас там достаточно ошибок.
    Не читала Крошечку-Хаврошечку, аж интересно стало, что там такое. 🙂
    Про яичко, которое били, а оно потом разбилось — согласна с вами на все сто.
    Кстати, а что за жанр у вашего произведения?

  2. Ну, а чего? Вполне добротный литературный обзор современного читателя и читательницы. Мы вот в свое время не парились, когда такие сказки читали, как-то все само-собой происходило, автоматически. Может, и не надо в них смысл искать, так как они так и задуманы — чтобы на уровне генетической памяти происходила передача социального опыта и для нашего поколения это еще работало, а потом перестало? (Мои дети тоже примерно так же эти сказки воспринимают). Насчет «Буратино» не согласен, там надо знать и культурно-исторический фон, и некоторые аллюзии на «Пиноккио» (именно так — некоторые аллюзии, это совершенно разные произведения, что по духу, что по содержанию). Если интересно, есть филологические размышления М. Ю. Елизарова «Бураттини: фашизм прошел» (не только про Буратино), можете почитать ,если охота будет.

    • Ну не знаю. Какой социальный опыт передаётся в сказке про золотое яичко, по-вашему?
      И потом: нужно понимать, для какого возраста предназначена та или иная сказка. То, что трёхлетке хорошо, тридцатитрёхлетке смешно и глупо.

      • А сказки и не для уже сформировавшихся личностей, т. е. не для взрослых. Какой-то социальный опыт есть безусловно, ибо сказки это не просто развлекательный жанр. Не берусь вот так сразу сказать, что именно там хотели передать, но что-то точно. Возможно, какое-то явление, которое в ту пору, когда эта сказка сочинялась, было актуально, а потом свою актуальность утратило и мы теперь не можем распознать эти символы. Для тридцатилетних есть свои сказки, которые для трехлетки, в свою очередь, смешны и глупы. «Сказка ложь, да в ней намек», как говорится. Это элемент мифологического познания, и никогда — только развлекательная литература.

Добавить комментарий

Войти с помощью: