Не приходит зима. Киснет в лужах осенняя ветошь,
Воспаленные раны просёлков не лечит мороз.
И сиянье Венеры, как будто рождественский фетиш,
Прячут мутные ночи, в туманы вплетая рогоз.
Опостылела слякоти будней хмельная трясина,
То ли водка сладка, то ли сделалось горьким враньё…
Хоть бы спьяну уснуть, но за дверью приблудная псина
Вдруг тревожно залает, с берёзы спугнув вороньё.
И забьётся синицей надежда, захочется верить,
Что не поздно исправить ошибки, услышав «прости»…
Никого в темноте… Словно грешную душу, Венеру
Погасило свинцовое небо, сжимая в горсти.
Принято. Оценка эксперта: 29 баллов
Хорошо. Но немного усомнил ночной рогоз, вплетенный в туман.. В тумане в темень и Венеры то не разглядеть, куда уж там рогозу.
А воронье не ночует обычно там, где жилые дома, да еще перспектива приблудных псин.. Эти птички мудрые. Они к вечеру собираются в стаи и перебираются на ночлег «в дальние лагеря», где опасность не рядом, а видна издалека на километр. По периметру выставляют сторожей-часовых. Возможно и на посту меняются, но так близко к воронам не подойти, чтоб заметить пересменку.
В принципе, право поэта, конечно, сплести вискуственныйковрик и рогоз и ворон и Венеру (кстати, Венеру не зря называют утренней звездой), она появляется на небосклоне лишь в утренние часы). Но весь этот «компот» лично меня заставляет воспринимать все эмоции и чувства, отраженные стихотворением как невсамделишные. Этакий не очень искусный кожзам.
Но техника у вас славная, с сюжетом тоже замечательно управляетесь. А вышесказанное — это как бы не приговор, а лишь мое персональное мнение.
Сергей, доброй ночи )
Стих написан на конкурс. Нужно было вплести строчку …( ту, где водка и враньё)
Венера загорается на небосклоне первая. И у меня на даче очень хорошо видна вечером и утром. Сейчас дни короткие, сумерки пасмурные, звёзд не видно. А туманы ( те же облака по сути) лежат у пруда, где растёт рогоз. ( из рогоза плетут всякие там корзинки…, потому и слово «вплетает» использовала.
У нас тут тихо и безлюдно сейчас. Дороги размыло. И вороны ((ну, если точно — сороки )) всё время сидят на березе за калиткой. Так что писала с натуры ))
Сороки — не вороны. Это птички придомашненные.
А с конкурсом или я в этот раз чего-то не понял. Но обычно конкурсные стихи размещаются на той странице, где объявлен конкурс, в комментариях. И лишь после подведения итогов публикуются по желанию автора на отдельных страницах.
«Словно грешную душу, Венеру| Погасило свинцовое небо, сжимая в горсти» — Венера=грешная душа. И свинцовое небо сделало это (т.е. погасило в горсти) с ней то, что делает обычно с душой (потому как сравнительный оборот («словно грешную душу»). А теперь, внимание, вопрос: Кто видел как и когда свинцовое небо (обычно!) гасит души?
Навороты ещё те. Без той » водки сладкой» не понять. И главное: ни к чему они.
Напоминаю народную мудрость: Будьте проще и люди к Вам потянуться. 🙂
А навороты ради самих же наворотов… Да ещё технически не совсем безгрешные…
«И сиянье Венеры, КАК БУДТО рождественский фетиш» — нагромождено ни к месту.
А чтобы «влезть» в размер. 🙂
И ещё какие-то мотивы «брутального сельского пьяницы,» совсем не женские.
Еленушка, а женские мотивы непременно должны быть?
Если автор — женщина, то неприменно. Так ужж повелось, что мир делится на женщин и мужчин. Под «мотивами» я подразумеваю особый взгляд на вещи. С гендерной окраской, так сказать.
Кроме того, я не только об этом говорила. Были и другие замечания.
Но когда литература начинает делиться на мужскую и женскую — это уже иной сорт. Как есть в магазинах мука высшего сорта, первого, а есть «блинная», то-есть ни туда ни сюда
Понравилось.
Я сначала подумала, что стихотворение Ирины Кемаковой .Cлог хороший…Но,
Опостылела слякоти будней хмельная трясина..( Здесь, не совсем поняла ..Опостылела в слякоти будней хмельная трясина..Или, Опостыли и слякоть и будней хмельная трясина ).
Дальше как рассуждение напрашивается : Кому водка сладка ..
А, у вас вышло утверждение..хотя если представить ваш ЛГ мужчина подходяще…., но причем тогда Венера , она же вроде как ж.р.
Очень понравилось, Елена. Вчера еще прочитала с удовольствием.
Елена, спасибо за комментарий )
Не знаю, как Вам, а мне знакомо ощущение, когда небо давит…, нависая серой низкой облачностью. И, как будто, дышать тяжело, и настроение — бесысходность, тоска ( возможно, это издержки низкого атмосферного давления? ))…так вот: такой образ родился — словно нечто в небесах свинцовыми руками душит ЛГ, не давая увидеть первую звезду. Венера первой появляется на вечернем небосводе. И, кстати, поэтому идёт отсылка к рождеству. До первой звезды раньше в православные праздники не принято было за стол садиться. По крайней мере, моя бабушка (выпускница Смольного Института) так меня учила.
Ага, а ещё реклама на ТВ тиражировала: «До первой звезды — нельзя…» так что бабушку тут иметь и не обязательно.
Теперь о Рождественском посте.
Есть определённые каноны, которые православные соблюдают относительно поведения в посте. И дней, по которым можно послабить пост. К таким дням относится, к примеру, Св. Василий. Угадайте, что припадает на этот день?
А про бабушку свою и Вам рассказать могу. Но имеет ли это значение? В контексте данного стихотворения?
Кстати, в тексте у вас о Рождественском посте — ни слова. 🙂
И самое главное, в пост пить-то нельзя: «То ли водка сладка, то ли сделалось горьким враньё» 🙂 Почему я к гендерным мотивам привязалась: водка — атрибут брутального сельского мужика (чаще неверующего). Что-то я не слышала, чтобы верующая женщина (да ещё деревенская, да ещё благопристойная) в деревне, где всё «на виду» про водку-то так рассуждала. Да ещё в пост. Так что думайте: реальна ли созданная Вами конструкция.
А прикрываться можно и Рождеством и Рамаданом…. И объяснения писать после текста по тридцать строк. 🙂 Играем «в литературу,» так давайте играть «по правилам.» 🙂
Елена, Вам совет на будущее: пишите только о том, что сами переживаете. И всё будет — O»key. 🙂
Неверный совет. Переживания автора чаще всего бывают мало интересны. Литература — обобщение. А писать только о том, что сам переживаешь — это совет начинающему графоману.Яркий пример — Высоцкий. Сначала махровый изнеженный горожанин написал песни для Вертикали. А уж потом эти песни стали по сути псалмами для альпинистов. Ни один из ПЕРЕЖИВАВШИХ альпинизм поэтов не написал и близкого по уровню. Потому что СОБСТВЕННЫЕ переживания — это на 80 процентов всегда сопли, намотанные на кулак. А бывает — и на все 100 проц.
Egarmin, благодарю
Сергей, конкурс в одном из пабликов вК.
Не здесь. Сюда зайти проблема со смартфона )) Поэтому и комменты не всегда могу прочесть, и ответить… В этом плане поэтические паблики вК гораздо удобнее устроены.
Света, спасибо за комментарий.
Опостылела трясина. Трясина состоит из слякоти будней человека во хмелю. Да , писала о мужчине. Который тонет в пьянстве, пытаясь забыть свою вину. Какое-то время ему это удавалось, …поэтому водка была «сладка». Венера — первая звезда на вечернем небосводе. И сейчас, когда у нас темнеет уже в половине пятого, её можно было бы видеть, если б не было пасмурно. Венера, насколько помню из астрологии, планета, управляющая чувствами ( влюблённостью, в частности) …да и мужчина, о котором пишу, любил мне её показывать на небе Как-то так…)
Ага, а пьянчужке сельском не до фонаря, где там Венера, а где Медведица.
Я видала-перевидала таких…
Да и психологи пишут, что у любого пьяницы НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.
А вы не видели в деревне спившихся с круга очень образованных людей? Образованному в деревне от невостребованности спиться не в пример легче. Или наоборот, водка мотает по стране и заносит в глухой закоулок. По банальной причине: чем дальше в глушь, тем проще самогонку гнать. И надзора нет и сырье всегда есть. Не путайте умственный интеллект с социальным интеллектом — это не только не синонимы, но даже не родственные понятия.Уродливый термин, сочиненый полуграмотным идеологом КПСС.
Ирина, благодарю )
Елена, я пишу от имени мужчины, которого знаю… И бабушка моя как раз «к месту», потому что моё восприятие мира — результат и её воспитания. По поводу «сельского пьянчужки «:
Жить в заброшенном домишке далеко за городом пришлось ему не от хорошей жизни. И это — не его выбор, а скорее, расплата за ошибки. А верить в Бога — это не обязательно соблюдать пост, или проводить какие-то другие ритуалы, имхо. Чтобы Вы поняли, насколько герой стиха реален и… «интеллигентен» , кину Вам его стих:
ТРУБА
Дождь разливает лужицы в ногах
Неделю Солнце числится в изгоях
И мы идём в кафе, в пяти шагах
От входа в подземелья Метростроя
И там вода . И там убит уют
Слезливым плачем крашеной мартышки
Вот для таких, в грядущий Божий суд
Спектр невелик — от каторги до вышки
Динамик избавляясь от слюней
И осознав душой , что выбор верен
Сменил пластинку, сани и коней
Вдруг рассудив что — Если в сказке терем
Уже другим пришёлся по душе
А от дворцовых склок , с души воротит
Заголосил о счастье в шалаше
Хотя оно уже давно не в моде
Сейчас хоть синим пламенем гори
Но в тот момент , в твоих глазах сквозь слёзы
Я просьбу прочитал — Лишь не дари —
Любовь , как высший уровень угрозы
Ведь если счастья нет, то с ней — беда
Зачем её по белу свету ищут ?
И мне тогда сгореть бы от стыда
А не торчать трубой на пепелище
С его остатком в тёмной глубине
Под горлом, сжатым в отсыревших лапах…
В дожди труба мечтает об огне
И источает горький, едкий запах
И заплутавший в раструбах колен
Дни напролёт , сквозняк о прошлом воет —
Ни дров, ни спичек, ни знакомых стен
Ни крыши, где могли согреться двое
Быть может , кто то чудо сотворит
Вокруг трубы венцами терем сложит..
Согреться бы , но печка не горит
И без тебя уже гореть не может
И ждёт трубу неспешный демонтаж
Останки обгоревшего остова
Над кирпичами соберут в шалаш
И тонкий слой прозрачного покрова
Налипнет на сырые кирпичи
Под ними лопнут швы с морозным хрустом …
Обрушатся развалины печи
Шалаш над ней … И в мире станет пусто
«Играть в литературу» я не собираюсь, ибо поэтом себя не считаю. Сюда хожу за непредвзятой критикой. Спасибо за Ваше внимание )
Мне понравился стих своей образностью и искренностью, особенно строчки «Воспаленные раны проселков… хмельная трясина…» и про воронье, где бы оно не сидело, и про синицу, и про грешную душу Венеры. Класс!