Утерянная связь времён или Зарождение «хомо скрибенс»

(нюрайтеры и нюрайтерство)

 

Перестройка и последовавший за ней развал СССР привели к разрыву связи времён практически во всех областях знаний. В том числе, и в литературе. В лихие 90-ые прозаики и поэты, наряду с другим разношёрстным людом, с головой окунулись в рыночные отношения. Одни мечтали подняться, другие просто пытались выжить. И тем, и другим было не до передачи эстафеты. А когда, в начале уже следующего, 21 века, разбогатевшие, разорившиеся и просто выжившие литераторы захотели вернуться к прежней жизни, они с удивлением обнаружили, что их там особо-то и не ждут. Пока они шастали  со своими бреднями по просторам 80-х и 90-ых, пытаясь выловить в мутной воде куски, которые падали от раздираемой в верхах добычи, практически из ниоткуда появился новый пласт людей – Homo scribens (человек пишущий).

Эти люди заполонили собой всё и вся. Практически всё постсоветское пространство за два с половиной десятилетия из «самого читающего» населения мира, превратилось в «самое пишущее». Как по щучьему велению все в одночасье из читателей перевоплотились в писателей. Безо всяких литературных объединений и кружков. Без какой-либо профессиональной или просто специальной подготовки.

И когда литераторы старой (читай: профессиональной) школы попытались вмешаться в этот процесс, они, вдруг, с горечью осознали, что безвозвратно упущено что-то очень важное, что-то весьма ценное. То, что передавалось из поколения в поколение. От мастеров ученикам.

Знания.

Накопленный багаж знаний, профессионального мастерства, умений и навыков оказались невостребованными.

Homo scribens не только не хотел ничему учиться, он даже и не собирался этого делать. А зачем? Ведь, стало можно не только писать, что захочешь, но и публиковать оное. За свой счёт, конечно. Ну так, для того, чтобы уверить самого себя и с десяток  других людей в своей исключительности и неповторимости, никаких денег не жалко.

Ну, а спрос, как известно, всегда рождает предложение. И на этой почве ещё более стремительно появились когорты предприимчивых людей, которые занялись «издательским» делом. Они по приемлемым ценам стали продавать «гомо скрибенсам» ИХ же произведения. Наступило время, когда любой мог написать, что угодно и издать это тем самым «сувенирным» (100-500 экз.) тиражом. (Про тиражи (если это можно так назвать) ниже 100 экземпляров, вплоть до 1 (!), я вообще писать ничего не хочу. Так как, это совсем, уж, эксклюзивные вещи, предназначенные для демонстрации внукам и внучкам во время будущих рассказов у камина о захватывающих приключениях в бытность своей «писательской» деятельности).

Таким образом, любой уважающий себя Homo scribens обзавёлся в скором времени одной (а то и двумя, тремя, четырьмя…) подобного рода самиздатовскими брошюрками, именуемыми с гордостью книгами. И, разумеется, со временем встал вопрос: и куда теперь всё это г…ениальное девать? Обычного населения, того, которое не ушло в «гомо скрибенсы», осталось крайне мало. И каким-то особым спросом у них данная продукция не пользовалась. Но, ведь, то, что нельзя продать, можно подарить. И начался тотальный процесс раздаривания своих честно купленных трудов. Читать друг друга нюрайтеры (от англ. new writers) не собирались. Они же теперь писатели, а не читатели. Но обмениваться своими массивными многолистовыми «визитками» продолжали по-прежнему весьма активно.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars6 Stars7 Stars8 Stars9 Stars10 Stars11 Stars12 Stars13 Stars14 Stars15 Stars16 Stars17 Stars18 Stars19 Stars20 Stars21 Stars22 Stars23 Stars24 Stars25 Stars26 Stars27 Stars28 Stars29 Stars30 Stars31 Stars32 Stars33 Stars34 Stars35 Stars36 Stars37 Stars38 Stars39 Stars40 Stars41 Stars42 Stars43 Stars44 Stars45 Stars46 Stars47 Stars48 Stars49 Stars50 Stars (7 проголосовавших, средний балл: 32,00 из 50)
Загрузка...

Утерянная связь времён или Зарождение «хомо скрибенс»: 14 комментариев

  1. Новое – хорошо забытое старое. Все это уже было. Аккурат ровно 100 (символично, а) лет назад, после первой революции и перед первой мировой войной.Стоит добавить подзаголовок “экскурсия в прошлое” или типа того – и больше ни одной буквы не придется менять, рассказывая о тогдашнем графоманс-декадансе.

    Sergey Chinarov поставил(а) оценку: 25
    • Самое забавное, что тогдашних “гениев”, презрительно
      цедящих сквозь зубы, мол, поразвелось быдла графоманского, никто не помнит, а тех, кого они от всей широты души и отпугивая душком крыли по матушке, выбрало Время и передало Вечности. И с этим уже не поспоришь. Но уроки Истории нерадивые ученики не воспринимают. Так было всегда и, видимо, будет, пока
      мы (в широком смысле слова) не канем в небытие. Похоже, что осталось недолго.

      Alisa оценку не ставил(а).
  2. Задумался. Жаль, что статья короткая. Люблю читать молодых. Завидую их свободе. Не люблю критиканов, которые превращают свеженькое в тухлятину. Ставлю оценку: 40

    Vlar поставил(а) оценку: 40
  3. Может быть в конце 80-ых. начале 90-ых, так оно и было, все бросились 3арабатывать на хлеб, вспомните что в стране то творилось. а тех кто остался в читающих такая литература устаивала-бульварная или вообще не до нее было. в данное время читающая часть требует хорошеейинтереснои литературы, не Солженицина конечо иТолстого, полегче, но и не ширпотреб. да, у многих современных авторов нет литературного обра3ования, но пишут качественно и интересно. Мария Семенова автор нашумевшего “Волкодава” инженер-электрик по обра3ованию, но роман написала отличный, с точки 3рения литературы очень граммотно, я3ык превосходныи. Виктор Канушкин “Стиллет” та же картина, Андреи Константинов, книга “ЖУРНАЛИСТ”, я считаю 3аслуживает внимания, там и документальная часть , как советские военные воевали в Палестине, Ливии и т.д. и я3ык тоже граммотныи ,а нет литературного обра3ования. конечно сеичас авторам помогает бригада стиллистов и редакторв, но это уже и3вестным, ведь почему то именно этих людей напечатали и выпустили в свет,когда они принесли свои первые рукописи, тогда то они еще были просто пишущими. тут можно поспорить, пишущий пишщему ро3нь. что-то можно приписать к таланту, что-то к трудолюбию. но больше к одаренности, не каждыи сможет написать даже страницу. должно быть умение расска3чика, повествователя

    nataly lesnayk оценку не ставил(а).
  4. я поняла о чем рассуждали вы с Сергеем,но хотелось выска3аться, про пишущих и не пишущих интеллигентных писателеи, старого обра3ца и новых писак. некоторых по-другому и не на3овешь

    nataly lesnayk оценку не ставил(а).
  5. Интересная статья!) Вот интересно, это ведь явление не только русской литературы. За рубежом писак тоже много.
    Мое мнение: развивайте в своих детях вкус к хорошей литературе. Тогда они не станут читать всякую чушь, и чушь просто переведется) Я практически пропустила то явление о котором Вы пишете. Нет, я, конечно, вижу на полках это все, но последний раз читала “перегной” лет в 12. А читаю почти постоянно.
    Ну вот. Вставила свои 5 копеек)

    Anessa поставил(а) оценку: 35

Добавить комментарий

Войти с помощью: