Утерянная связь времён или Зарождение «хомо скрибенс»

А так, как свято место пусто не бывает, то те, кто постарше (читайте: значительно старше) не преминули воспользоваться образовавшейся брешью в разрыве литературных поколений и тотальном безученичестве. И, вот уже на свет появились всякого рода гуру, наставники и мастера. Они стали создавать всевозможные кружки, секции и даже целые организации. Это неплохо, что старшее поколение постаралось какой-то общностью, идейностью объединять вокруг себя поколение более молодое. И, полагаю, что в большинстве своём, ими изначально двигали исключительно благородные стремления, и они просто хотели помочь, говоря что-то вроде: «Я такой же, как вы. Просто, возможно, знаю где-то в чём-то больше, чем вы. И я охотно этим с вами поделюсь, чтобы вы не теряли время на это. Но я ни в коем случае для вас не учитель и не наставник. Повторяю: я такой же, как и вы». Но, думаю, со временем с ними приключилась обычная метаморфоза и присущая человеку во все века жажда своей значимости взяла верх.

Ох, уж, эта жажда значимости! Она, на мой взгляд, похлеще «звёздочки» для человека творческого. Да, впрочем, и не творческого.… Один за другим, как по заказу, в голове начали всплывать кадры из фильма советских времён «Верные друзья» (Мосфильм, 1954 год. Режиссера Михаила Калатозова). Главные роли в нём исполнили: Александр Борисов, Виталий Меркурьев и Борис Чирков. Эти артисты замечательно сыграли роли верных друзей. Те, кому сейчас за сорок, смотревшие этот фильм, сразу поняли, почему мне вспомнилась эта лента. И за что два друга хотели макнуть третьего в реку.

Значимость.… Когда-нибудь я выберу время и посвящу этому понятию отдельную статью.

Пока же ограничусь тем, что есть, и продолжу свою основную мысль.

Так вот. Новоявленные наставники, эти самые лже-учителя, уверовавшие в собственную значимость, способствовали развитию, процветанию и укреплению нового вида Homo scribens, ничуть не меньше пройдох с девизом «Продам вам то, что вы написали». Надо всё же постараться быть справедливым и отдать должное новоявленным гуру. Они не отговаривали нюрайтеров учиться писать. Даже наоборот, твердили им, что тем необходимо повышать свои знания. Вот только, когда вставал вопрос: у кого учиться, где брать эти самые знания, то всё становилось на свои места. Как у кого? У них! Они всё знают и всему обучат. Пытаясь таким образом повысить свою значимость, и выдать ту малость, имеющихся у них знаний, за нечто очень ценное, весомое и важное, эти выскочившие из (сами знаете откуда) на лыжах, наставники добились только одного: нюрайтеры в большинстве своём, не сговариваясь мысленно послали их всех, и ушли на вольные пастбища. Весьма справедливо рассудив, что нет никакого смысла учиться у людей, которые выпали в своё время из литературного поезда или опоздали на него. А то и того хуже, — у тех, кто пришёл их учить от сохи (читай: станка, баранки, рынка и проч).

Корявые строчки с элементарной безграмотностью, незнанием азов стихосложения и неумением плести поэтические и прозаические узоры, стали выдаваться нюрайтерами за новый стиль письма, за новое направление в литературе. Явление, как в литературе, так и в искусстве в целом, отнюдь не новое. Но никогда ещё оно не приобретало такой массовости.

И тем самым, был отринут за ненадобностью сам институт редактуры.

 

И, тем не менее, Homo scribens, породивший нюрайтеров – явление, отнюдь, не негативное. Несмотря ни на что, нюрайтерство способствовало появлению большому количеству довольно хороших поэтов и писателей. Да, конечно, это не гении. Но это талантливые люди, стремящиеся к самореализации и пытающиеся самосовершенствоваться всеми доступными им способами. И это радует и вселяет  надежду. Потому что именно эти качества плюс неудовлетворённые амбиции приведут их в конце концов в покинутый и заброшенный мир редактуры.

Утерянная связь времён или Зарождение «хомо скрибенс»: 14 комментариев

  1. Новое — хорошо забытое старое. Все это уже было. Аккурат ровно 100 (символично, а) лет назад, после первой революции и перед первой мировой войной.Стоит добавить подзаголовок «экскурсия в прошлое» или типа того — и больше ни одной буквы не придется менять, рассказывая о тогдашнем графоманс-декадансе.

    • Самое забавное, что тогдашних «гениев», презрительно
      цедящих сквозь зубы, мол, поразвелось быдла графоманского, никто не помнит, а тех, кого они от всей широты души и отпугивая душком крыли по матушке, выбрало Время и передало Вечности. И с этим уже не поспоришь. Но уроки Истории нерадивые ученики не воспринимают. Так было всегда и, видимо, будет, пока
      мы (в широком смысле слова) не канем в небытие. Похоже, что осталось недолго.

  2. Задумался. Жаль, что статья короткая. Люблю читать молодых. Завидую их свободе. Не люблю критиканов, которые превращают свеженькое в тухлятину. Ставлю оценку: 40

  3. Может быть в конце 80-ых. начале 90-ых, так оно и было, все бросились 3арабатывать на хлеб, вспомните что в стране то творилось. а тех кто остался в читающих такая литература устаивала-бульварная или вообще не до нее было. в данное время читающая часть требует хорошеейинтереснои литературы, не Солженицина конечо иТолстого, полегче, но и не ширпотреб. да, у многих современных авторов нет литературного обра3ования, но пишут качественно и интересно. Мария Семенова автор нашумевшего «Волкодава» инженер-электрик по обра3ованию, но роман написала отличный, с точки 3рения литературы очень граммотно, я3ык превосходныи. Виктор Канушкин «Стиллет» та же картина, Андреи Константинов, книга «ЖУРНАЛИСТ», я считаю 3аслуживает внимания, там и документальная часть , как советские военные воевали в Палестине, Ливии и т.д. и я3ык тоже граммотныи ,а нет литературного обра3ования. конечно сеичас авторам помогает бригада стиллистов и редакторв, но это уже и3вестным, ведь почему то именно этих людей напечатали и выпустили в свет,когда они принесли свои первые рукописи, тогда то они еще были просто пишущими. тут можно поспорить, пишущий пишщему ро3нь. что-то можно приписать к таланту, что-то к трудолюбию. но больше к одаренности, не каждыи сможет написать даже страницу. должно быть умение расска3чика, повествователя

  4. я поняла о чем рассуждали вы с Сергеем,но хотелось выска3аться, про пишущих и не пишущих интеллигентных писателеи, старого обра3ца и новых писак. некоторых по-другому и не на3овешь

  5. Интересная статья!) Вот интересно, это ведь явление не только русской литературы. За рубежом писак тоже много.
    Мое мнение: развивайте в своих детях вкус к хорошей литературе. Тогда они не станут читать всякую чушь, и чушь просто переведется) Я практически пропустила то явление о котором Вы пишете. Нет, я, конечно, вижу на полках это все, но последний раз читала «перегной» лет в 12. А читаю почти постоянно.
    Ну вот. Вставила свои 5 копеек)

Добавить комментарий

Войти с помощью: