— Вот! — Изя повернулся и упёр в меня указательный палец. — Как много значит культурный контекст! Сейчас почти все так и понимают, что чтение книг и почерпнутые из них знания с истинной верой несовместимы. Что к вере можно прийти только отбросив всё, что люди за века накопили и в книгах нам передали. Вместе с разумом. Но это же бред! Нельзя отбрасывать разум и знания, потому что они от Господа. А филиппики против книжников — не о том вовсе.
— А о чём?
Изя убрал палец и отстранился. Посмотрел на меня, катая в голове какую-то мысль.
— Как ты думаешь, сколько книг было в Иудее во времена Матфея?
А и в самом деле — сколько? Греки — те много чего понаписали. Римляне по их примеру тоже литературы не чуждались. А вот иудеи… Кроме ветхого завета да неизвестно где упоминавшегося Льва бен Бецалеля (да и был ли он писателем?), ничего не припоминалось.
— Сто, — сказал я наобум.
Изя хмыкнул.
— Мимо. Сильно мимо. Подсказка: есть такое произведение с очень неоригинальным названием.
Я помотал головой. Сто лет ничего, кроме газетных обрывков, не читал. А в библиотеке вообще неизвестно сколько не был. Стоп. В библиотеке…
— Библия?
— Умница! — Изя расплылся в улыбке. — По гречески «Библия», по-русски «Книга» — да, с большой буквы. А по-древнееврейски — «Тора». Формально Тора состоит из пяти книг. Вот их книжники и изучали. Да, грамотные были, без этого Книгу не прочитать. Но они настолько зациклились на тексте, что любое несовпадение с жизнью объявляли происками дьявола. Само собой, не в пользу жизни. А я… — он на мгновение замешкался, — полагаю, что тот, кого распяли, проповедовал вовсе не по Книге. Да и Матфей составлял свой собственный текст. А книжники-богословы ох и упёртые оказались! На Руси таких называли начётчиками. Одно слово не так сказал — моментально в еретики записывают, — Изя перевёл дыхание. — Хотя они по-своему тоже правы, сам видишь: всего одна маленькая деталь, а без неё запросто можно смысл написанного наизнанку вывернуть и таких дров наломать…
Судя по отрывку, очень даже неплохое произведение. Надо добраться, прочитать полностью.
По ссылке — новая редакция.