Актуальный вопрос современной поэзии

Очень яркий пример — Юлия Соломонова, являющаяся в данный момент самым читаемым сетевым поэтом. Про моменты нашего с ней разговора о репостах я уже говорил — повторяться не буду. Еще один интересный и показательный момент — в разных соцсетях она использует немного разную политику отбора текстов для публикации: это игра с правилами игры — то, чем и должно заниматься современное нам искусство. Именно из ответов на эти вопросы, из исследования этой проблематики возникнет в скором времени новое мощное движение, новый язык искусства.

Запись опубликована автором Arseny Ж-С в рубрике Публицистика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Arseny Ж-С

Санкт-Петербург. Закончил академию Штиглица, работал кузнецом, художником на реставрации Морского Собора в Кронштадте, выпустил коллекцию интерьерных тканей, коллекцию керамики для известного российского бренда, воплотил несколько архитектурно-дизайнерских проектов общественных интерьеров в Петербурге, читал цикл лекций по литературе в библиотеке им. Гоголя, креативный директор литературного альманаха «Лили Марлен», преподаю дизайн.

Актуальный вопрос современной поэзии: 9 комментариев

  1. Почему не принято? Демиану Хёрсту просто не повезло, что на том аукционе не оказалось меня, а то я бы этот платиновый череп непременно бы купил))). Что же из этого следует? Постулат «Только так, и никак иначе» оказывается неверен — и картины часто покупали не из эстетических потребностей, а чтобы банально закрыть дырку в стене. Помните известную историю с О. Домье, когда его картины не покупались и художник бедствовал. Один его друг пришел к нему и сказал, что приехал очень богатый американец, совершенно ничего не понимающий в искусстве и не интересующийся им, для него главное — купить картину известного художника. Я порекомендовал ему тебя, только смотри, не продешеви, а то он обидится и уйдет. Пришел американец, посмотрел мельком на картины и говорит -ок, я беру эту, эту и эту. Сколько стоит? Домье растерялся — скажешь мало — продешевишь, много — клиент не купит. И говорит — 1000 долларов (для бедствующего художника это была астрономическая сумма). Американец — за каждую? Домье, (как ему казалось, сохраняя остатки совести) — нет, за все! Ок, сказал американец и ушел. Друг потом долго корил художника, что тот не смог продать картины. Но и Домье можно понять — разницу между дорогим и дешевым ему никто ведь не обозначил, и что для него было дорого, для другого оказалось сущей ерундой (американец подумал, что, раз так дешево, то картины — дрянь, и брать их не стоит). То есть, всего-навсего случай, досадный, но случай, не более того, как и для Хёрста. О каких правилах игры идет речь? В чем игра? Игра в искусство? Но тогда стоит говорить о заменителе искусства, суррогате, где, действительно, есть определенные правила, но правила, как это искусство подделать, как играть в него. Это да. Опять же, правила для чего? Чтобы заработать денег. И не более. Наивно думать, будто кто-то, кто не соблюдает какие-то правила, плохой писатель или поэт, или он плох только потому, что его, как и Домье, не покупают. Вы считаете, что актуальность современного искусства заключается в том, что кто-то в него играет? Да в него всегда играли! Другое дело, что одни — играли, а другие — делали подлинное искусство. Точно так же, как среди тысяч подмастерьев вдруг и выйдет настоящий мастер. Обвинить огульно всех тех подмастерьев в примазывании к искусству, конечно, нельзя (многие искренне считали, что делают искусство, и упорно работали… увы, не бывает миллионов Пикассо или миллионов Пушкиных), но многие из тех, кто понял, что никогда не станет подлинным Мастером, стали именно «играть в искусство». И если это делают Дмитрий Быков и К — то они действительно играют в искусство. Пусть себе играют. Как игра в «войнушку» не имеет ничего общего с войной настоящей, так же и их игры не имеют ничего общего с подлинным искусством… это неактуально, ибо «игроков в искусство» всегда было с лихвой. Стоит ли по этому поводу бить тревогу и ждать от этих «игроков» какого-то нового языка, нового слова? Да, сначала это будет модно, востребовано, «круто». Но проверку временем пройдет только подлинное искусство — и дело тут вовсе не в каком-то особом языке. И написанное «старым» языком не стареет…

    • Так Евлампий, товарищь вовсе не претендует на истину. Он, похоже, просто на руководящую роль в искусстве виды вымечтывает. Нормальный низкопрофессиональный рекламный гешефт. Тоже своего рода графомания. Только в поэзии оно «Я пишу не хуже, но вот Пушкину тупо повезло». А в поисках команды, готовой принять фюрера те же рассуждения:»я, мол. вовсе не хуже тех, кто стал вождями». Вот не знаю почему, но сразу на ум приходит мысль о Наполеоне. А вслед за тем — практически без паузы — всплывает из памяти славный писатель Юрий Коваль и название одной из его повестей: «Недопесок Наполеон третий». 🙂
      А вообще между нами девочками говоря, так уж срослось что в юности, где-то в середине 70-х у меня почему-то завелось сразу штук пять приятелей-художников. Причем разных школ.:Питер (все та же Муха), Москва, Пермь, Владивосток. Но песни у всех были похожие и — как мне уже тогда юному и совершенно некритичному показалось — твердо заученные с голосов руководителей курсов. Передвижники — тупрая фотография, возрождение — скверная живопись. Настоящее искусство начинается с экспрессионистов. И что еще? Ах жа. Ах, квадрат Малевича, квадрат Малевича. В Греческом зале, в Греческом зале.
      Для из преподавателей понты понятны: молите Господа, сучата, что попали в ученики не к какому-нибудь вквернопишущему Микеланджело, не к примитивному фотографисту Левитану, а ко мне — самому Аполлонеру Тютькину-Закукузинскому. Ну а ученики — те просто зомбированными выходят.
      Но я, если честно, немного пришизел, когда через 40 лет услышал все тот же набор понтов — и ни капельки нового.
      Самое смешное, что еще годика через три-четыре судьба мне подкинула в приятели тройку консерваторских выпускников. Тоже и з разных мест, но с удивительно одинаковыми суждениями о композиторах прошлого. Ну и понятно — настоящую современную музыку он видели в джазе. Впрочем, это уже совсем другая история

      • Кстати, вопрос вам обоим, если позволите: чем по-вашему отличается понимание музыки консерваторским учеником от понимания музыки обыкновенным её слушателем, «потребителем музыки»? Если правильно ответить на этот вопрос, то всё встаёт на свои места: и их позиция, и ваше неприятие их позиции, и причины такого непонимания.

        • Мальчик, вы опять невнимательны. Ответ я даю там же. Мнение ученика — это мнение учителя. Гениального Тютькина Закукузинского, который самоотверженно наступил на горло своей мировой карьере,востребованности,и славе, чтобы дарить ученикам высокое светлое и чистое.А если б не ученики, его шедевр «Муха в кефире» давно уже установил бы на Сотби ценовой рекорд. Не знаю, как в мире, но у нас в творческих вузах — жесткое зомбирование под наставника и в конце концов выпускник своего мнения просто не имеет — лишь то, что в него вколотили. Естественный отбор. Несогласные и плохо зомбируемые отсеиваются с курса с великой легкостью. В отличие от плановости обычных вузов (хоть сдохни, а число выпущенных должно быть не менее 90 проц от принятых) в творческих вузах это не регламентировано и несогласных с клеймом ПРОФНЕПРИГОДЕН вышвыривают на помойку только так. Ну и результат: ядрено прозомбированный выпускник добивается места в жизни, приходит преподавать назад в свою Муху (к примеру) и от его ученика Арсения я опять слышу весь этот древний набор штампованных благоглупостей, изрекаемых как непреложное мнение образованного профи.
          В консерватории та же байда. Только более патриотическая. Там говно не Микеланджело, а, например, Вагнер — похоже да? А вот зато гении наши родные. Того же Вагнера по всем параметрам умывает Мусоргский. Ну и Свиридов тоже голова между прочим. Так как то.
          А в кино кто скажет что Чаплин — просто Петросян своего времени. а Антониони порой сам не знал чего хочет сказать — за него все потом придумали кинорецензенты, тот моментально начинает подозреваться в покупке диплома на Трех вокзалах. Ноблес, понимаете ли, оближи — и никаких вариаций.

          • Сергей, я-то Вас услышал, но будьте чуть повнимательнее: я не спросил, в чём особенность консерваторского сознания? Да, оно часто транслирует мнение педагога. А так ли много людей не транслирует чьего-либо мнения: родителей, учителей, авторитетов, модных журналов. В этом смысле сознание консерваторских мало отлично от неконсерваторских — и там и там очень малый процент самостоятельно мыслящих — тут нет различий. А вот в чём-таки различия? Есть у Вас ещё варианты?

            • В оличие от обывательского «консерваторское» сознание АГРЕССИВНО догматично. Иначе не может быть потому что иначе не молжет быть никогда. Это сейчас я вр всеорружии опыта и постоянно пополняемых знаний. А вообще главный инструмент «консерваторщика»: ты ничего в этом не понимаешь.Я учился а ты нет. И все. И точка.

              Вы посмотрите на наш свами дискус. Малейший нетрадиционный поворот темы — и вы в тупике. Вы просто не ожидаете, что можно гдядеть и с такой точки зрения. Напомню навязший уже вообще то в зубах пример о взаимосвязи экспрессионистов и плоских щетинных кистей.

              Кстати, вы в своей публикации упоминаете Быкова? А ведь он не поэт. Он — рифмующий публицист, точнее памфлетист. Из хорошо знакомой нам по советской жизни серии:»утром в газете — вечером в куплете». Ну типа шершавым языком агитплаката, вот только не за советскую власть, а поперек. И это «поперек» так необычно, что вы тут же приписываете автора к корифеям новой поэзии. Потому что материальная основа вас не интересует совершенно.

              • Те же яйца только в профиль. У большинства людей сознание догматично, а у трети — агрессивно догматично (Вы яркий пример). Но, если Вы агрессивно настаиваете, что разница только в этом — давайте не будем продолжать, сделаем вид, что Вы меня убедили. И всё-таки, какие-нибудь ещё варианты есть? Попробуйте подумать, а не выдавать собственную догму о догматизме. Хотя бы для разнообразия, вариантик навскидку, предположение, гипотезу хотя бы: чем ещё существенно могут отличаться сознание консерваторское и не-консерваторское?

                • Абсолютно никакого смысла невижу в теоретизировании. Теория без практики мертва. И поверяться она должна постоянно. Кстати, от этого она не становится абсолютной истины и права «практическая» теория или гипотеза только на том отрезке деятельности где она РАБОТОСПОСОБНА.А вот когда она перестает работать, значит надо прекратить ею пользоваться и откорректировать в соответсвии с новымипрактическими данными.Ну вот вам как кузнецу:знаете, я в переводной древней итальянской литературе вычитал интересный способ закаливания сварной оружейной стали. Так вот. Берется баран (непременно баран, не овца). Ставится в стойло и три дня не кормится. Со второго дня по четвертый посредством специаольно пошитого кожаного фартука у барана собирается моча. В ней и происходит закаливание, причем режим опускания клика в мочу почти не отличается от современной методики.
                  В чем практический вопрос? В том, что получается раствор сложного биохимического состава с возможными каитализаторами и ингибиторами происходящих в стали процессов.То есть создайте сегодня «искусственную мочу» и вы получите клинок толедского качества.
                  Можно попробовать, а можно месяц на кухне теоретизировать — как закаляются клинки.
                  Так вот, я лично не теоретизирую Я пока что делюилсясвоими РАБОЧИМИ гипотезами, подтверженными десятилетиями практики и опыта, а также практики и опыта многих людей, с которыми меня сталкивала журналистская деятельность. А пустые теории по воздуху гонять — не пью и не тянет.Ведь даже великий Эйнштейн вовсе не создал теорию Относительности. Он просто дал старт. А последующие практические работы физиков доказали: не старт, а просто направления. Нет ни одного утверждения в котором Эйнштейн хоть немного, но не ошибся. Потому что теорию Относительности собственно творят именно прикладные физики. Как и любую другую теорию.

Добавить комментарий

Войти с помощью: