К четырёхлетию
История не терпит сослагательного наклонения — это верно. Как прав и Андрей Дементьев в своём призыве не сожалеть вдогонку. Мы живём в реальности, в которой было двадцатое февраля четырнадцатого года. Со всеми приобретениями и потерями.
Тем не менее, я последую грядущему завету Барри Лонигера: всё подвергать сомнению, ничего не принимать за абсолютную истину, никакой путь не считать безусловно верным. Всё же попробуем поиграть в альтернативную историю, представить другую реальность и понять, что мы в итоге потеряли и приобрели.
Итак, расстрельного дня не было. Янукович по-прежнему рулит в Киеве и Межигорье, выдавая свой донецкий суржик за язык Кобзаря. И рулит — как и обещал майдану в январе — в сторону евроинтеграции. Майдан благополучно слился. Яценюк — первый заместитель Азарова. Тягнибок — советник Януковича по национальной политике. Даже Юле-инвалидке нашлась работа — уполномоченным по правам политзаключённых. Когда её укоряют в ничегонеделании, она разводит руками: ну нет у нас политических сидельцев! Вот заведутся — тогда… А вот Саакашвили нет — ни в Киеве, ни в Одессе. Как нет антимайдана на Куликовом поле и пожара в Доме Профсоюзов. И на Донбассе не стреляют. Тишина. Скука.
А что у нас? У нас нет санкций. Зато есть Олимпиада. Допинговый скандал — наверное, всё же есть, но вялый и неполитизированный, до нейтрального флага не дошло. Мутко от греха подальше числится спортивным атташе в заштатном посольстве на Маврикии. О Родченкове никто ничего не знает.
Самое важное: у нас нет Крыма. Что логично: раз в Киеве нет нацистов, то русских в Крыму защищать не от кого и незачем. И нас в Крыму нет. От слова «совсем». Потому что договор по Севастополю в семнадцатом году закончился, и Янукович его продлевать не стал. Не по вредности. Просто нашлись товарищи, которые предложили больше в денежном выражении и при этом не напирали на братскую дружбу. Нет, это не натовцы. Это Большой Восточный Сосед.
Возможно, кто-то помимо меня ещё помнит истошный визг (другого слова не подберу) Михаила Делягина в марте четырнадцатого: наши китайские друзья никогда не договорятся с нацистами! Из комментариев следовало, что Китаю в аренду отданы земли в центре полуострова для занятий сельским хозяйством (примерно как они сейчас в Сибири и на Дальнем Востоке хозяйствуют) и некая (вроде как в Саках) акватория для строительства глубоководного порта. Что соглашение подписано. Время спустя, когда опять потребовалась ссылка на первоисточник, а видео со своего сайта Делягин во избежание удалил, Яндекс принёс статью от самого конца тринадцатого года, патриотический (правда, непонятно, за Украину или за Россию) автор которой в ужасе писал о том же соглашении, но обозначал предметом сделки весь юг Крыма, включая сакральный Севастополь. Так что натовских кораблей в Крыму нет. Как с очень большой вероятностью нет и Черноморского флота. В Балаклавской бухте стоит китайская эскадра. Такие дела.
А, собственно, где же альтернативная история?
И все же игрушки с сослагательным наклонением…это лишь только игрушки.Тем более что с историей как с лесными ручейками вправо ли влево ли вильнут, обезводеют или переполнятся,но непременно в конце сольются в ту же самую реку. С талой водой, текущей каждый раз по-новому. это происходит ежегодно.
А оценку ставлю в сущности за слог, грамотно построенный и динамичный сюжет и …за труд
Это не литература, а политика. А где политика там есть интерес. Какой, вот в чём вопрос? 🙂
Отсылаю Вас, уважаемый автор (впрочем и Ваших читателей также) к моему любимому философу Ортеге-и-Гассету.
По жанру это игры чистого разума. По ходу просеивания информации какие-то детали в голове застряли и сложились в картинку. Мой личный интерес — выбросить это вон из головы, чтобы место не занимало.
А ещё мне интересно искать непривычные точки обзора. В рассуждении «а вдруг что-то новенькое увидится».