Нет ли лишнего билетика?!

Если случайно заразишься и заболеешь любовью к театру, то это уже до конца жизни неизлечимое!

В Театр Миниатюр срочно требовался рабочий сцены: через два дня открытие гастролей в Москве!
Случайно мне предложили эту должность:
— поездки по стране и за рубежом,
— три вечерних спектакля — два выходных
(здоровье шефа надо беречь),
— зарплата больше чем у инженера.

На сцене только открывшегося Концертного Зала «Россия» нашему театру дебютировать с новой программой. Проживание рядом в одноимённой гостинице. Нам пятерым здоровым парням менять сценическую декорацию: два стола четыре стула.
Для статуса Государственный требовался штат более тридцати человек.
О, времена! О, нравы!

Ко мне подошёл сам Мэтр Советской Сатиры в джинсах и тонком свитере. Густые седые волосы зачёсаны назад.
А мы одного роста — сделал я открытие.

— Как вас зовут, наш новый работник?

Я кратко назвал своё имя и зачем-то добавил:
— А я тоже — Исаакович.

А. Райкин улыбнулся и ушёл по своим делам.

В труппе актёров был старичок с единственной ролью типа: «Кушать подано». От безделья вечно во всё лез и больше портил. Как самого молодого, взял меня под свою опеку. Кулисами главного занавеса управляли вручную — так быстрее. Сброшенные огромные полотна по сто пятьдесят килограмм надо было подержать пару минут, пока не утихнут волны. Эту работу и поручил мне старичок.

Волнение перед каждым спектаклем, а тут — дебют! По всюду (а как же без них-то) искусствоведы в штатском. В правительственной ложе кому и положено: сама Екатерина Фурцева со свитой. В зале телевидение и гости «из стран загнивающего капитализма» (шо б и нам таки гнить).

В конце одной из миниатюр второго действия падает занавес. Бесшумно (мягкая обувь для всех обязательна) я подбегаю и, как профессионал, берусь за края кулис. Но, ткань вырывается из рук и занавес… Поднимается! Зал аплодирует актёрам, а в центре освещённой сцены я с поднятыми руками:
— О, небеса! Верните мне мой занавес!

Не предупредил меня старичок, что в этой миниатюре занавес опускают-поднимают-опускают. Старичку-то, конечно, досталось от шефа!

О, этот незабываемый запах кулис, ропот зрительского зала, шорох занавеса! В гримёрных и коридорах звучит из репродуктора:
— Внимание, даю первый звонок!
Это половина зрителей заняли свои места.
Со вторым звонком объявляется пятиминутная готовность. После третьего звонка за кулисами всё замирает: даже чувствуешь, как у тебя замедляется дыхание и пульс. Оркестр исполняет увертюру и три удара в тарелки — сигнал для подъёма занавеса. За кулисами отдаются команды на «языке взгляда».

В восемнадцать лет был уверен, что успех спектакля во многом зависит от того, как я поставлю стул!

Когда со сцены звучал голос Самого — мы все замирали — мы Его боготворили! На работу Аркадия Исааковича можно было любоваться часами: настолько Он был талантливым актёром, требовательным руководителем, прекрасным учителем! Мы лучше других знали, что довелось испытать нашему кумиру, и воспринимали это как собственную боль. Сразу у сцены стояла кушетка, на которой Ему не раз оказывалась медицинская помощь и у каждого, кто проходил мимо неё, щемило в груди. Во время нечастых репетиций я пребывал в какой-то эйфории, когда актёры без грима и только что разговаривали на отвлечённые темы, шутили, импровизировали и — актёр уже «вошёл в роль»! Он уже не здесь — а там. Для него сейчас существуют только голос главного режиссёра, текст и его партнёры. Работал А. Райкин не жалея себя и я воспринимал это как: «смотри как я работаю и если ты хочешь быть в моей труппе, то работай с такой же отдачей».

Храню книгу с дарственной надписью:
«Саше Леплеру на память о работе в театре
А. Райкин».

А как помогала ему в работе супруга Руфь Марковна Рома! Талантливая, эрудированная, остроумная. Говорили, что она соавтор некоторых монологов. Душа труппы! Мы все её сильно любили. Костя, а тогда ещё он был просто Костя, очень похож на свою мать.

За год до моего появления А.И. Райкин отмечал 60-летие! На Юбилее присутствовали Его близкие друзья: Фаина Раневская, Вера Марецкая, Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Любовь Орлова, Майя Плисецкая…

Был до меня в театре рабочий, который выходил с актёрами на поклон в конце спектакля, кланяясь в сторонке. В гастрольных поездках он знакомился с девушками, представляясь заслуженным деятелем искусств. Предлагал роли в театре и кино, усаживал их в зрительном зале, а перед самым спектаклем подходил с извинениями:
— Вместо меня сегодня играть в спектакле будет стажёр. Но на поклон, конечно, меня заставят выйти.

Был случай, когда А. Райкин запнулся от того, что что-то уронили за кулисами. Виноватый получил потом хорошую оплеуху от босса.

С пропуском в концертный зал я был завсегдатаем многих концертов, а выступления за кулисами по другому воспринимаются.

Рабочие театров — неиссякаемый источник всех сплетен об артистах!

В век повального дефицита приходим с коллегой в ателье пошива одежды заказать брюки. Полусонный приемщик лениво вызвал такого же закройщика. Небрежно сняв два размера, он пробурчал:
— Срок пошива один месяц.
— Согласны.
— Адрес?
— Гостиница «Россия» номер …
Работники службы быта бесцеремонно перебили:
— А как вы туда попали?!
— Мы с театром Аркадия Райкина у вас на гастролях.
— А через вас билеты можно приобрести?
Услышав утвердительный ответ, закройщик тщательно стал снимать мерку:
— Приходите завтра – ваши брюки будут готовы!

За контрамарки мы сменили гостиничный номер: с верхнего этажа могли любоваться Кремлем и Красной Площадью! Вот только не учёл я, что куранты бьют очень громко, круглые сутки и через каждые четверть часа! А окно не закроешь — сосед курящий.

Более сорока лет при звуке курантов всегда в первую очередь с удовольствием вспоминаю театр, гастроли и недобрым словом Спасскую Башню с её часами!

В Питере на одном из своих последних спектаклей уже очень ослабший Аркадий Исаакович на сцене потерял сознание! Над зрительным залом нависла жуткая тишина…
Вдруг прозвучал женский голос:
— Ленинградцы, давайте поддержим Нашего Кумира!
Весь зал зааплодировал стоя!
Через несколько минут Мэтр Советской Сатиры поднялся и с благодарностью поклонился своим зрителям.

P.S.
Постоять на сцене с поднятыми руками не дали … Успели окрикнуть!

Келья монаха красна не вещами, а молитвою святой и образами

Монастыри сегодня манят любопытствующих, а на монаха смотрят как на какую-то диковинку, вызывающую недоумение: неразговорчивый, лицо суровое, длинноволосый, бородатый…
— «Воля Божья, чтоб росло и не надо трогать!»

При постриге в монашеский ангельский лик первый вопрос игумена постригаемому:
— Зачем пришел, брат, припадая к святому Жертвеннику и святой дружине сей?
И первое слово пришедшего:
— Для удаления от мира, честной отец.

— Бог позвал замаливать грехи мирян. На всё воля Божья — примерно такой ответ можно услышать от монаха на вопрос о причинах, побудивших его отречься от родных и друзей, от мирской жизни. Укрыться в стенах обители.

Принимая монашеский постриг скажут:
— Все! Больше никогда-никогда не должны вы думать о мирских радостях: о семейном очаге, о веселых застольях с друзьями, о кино и телевизоре и о многом-многом, чем живут обычные мирские люди. Забудьте всё, к чему были привязаны, умрите и погребитесь здесь!
Но перед этим ему до пяти лет быть послушником и ещё столько же – иноком (полумонахом).
Время для раздумья, как видите, предостаточно, чтобы принять правильное решение.

Кандидат, естественно, проходит собеседование. А в некоторых монастырях требуется рекомендательное письмо от священника. Основания для отказа: не достиг совершеннолетия, долговые обязательства (алименты, кредиты и т.п.), отсутствие гражданства или находится в розыске (полиция регулярно осуществляет в монастырях паспортный контроль), «игра в прятки с военкоматом».
Будущего монаха знакомят с Уставом монастыря и закрепляют за наставником (духовником). Готов ли навсегда, до самого последнего часа жизни своей на этой грешной земле оставаться на том пути, навсегда отказаться от такого близкого, такого теплого, такого родимого нашему сердцу мирского жития-бытия? Не пройдет ли год, другой — и, намерзшись, наголодавшись, натосковавшись, побежит с неудержимым вожделением, махнув рукой на все обеты иноческие, в объятия своих родных и приятелей? Долг каждого духовного наставника, к которому обращаются за советом молодые люди, желающие идти путем иноческим, — всячески предостерегать их от торопливости, от необдуманности, от легкомыслия в этом деле: пройти искус — дать невозвратные обеты.

Разрешено будущему монаху только молиться и трудиться (выполнять послушания).
«Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питьё благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не много словить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью»… (Святой Василий Великий)
Разговоры и чтение — только на православную тему.
Уйти из монастыря совсем он может в любое время.

Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. Вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи. Рацион питания у схимника ещё более скудный.

Большинство монастырей на самообеспечении: имеют скиты с садами и огородами, скотный двор (монахи не едят мяса). Отчисляют налоги и оплачивают коммунальные услуги.
В среднем монахов в монастыре около 10 процентов, послушников и иноков – 30 процентов, трудники и паломники составляют примерно — 60 процентов.

В средние века монастыри имели большое значение, как центры наук и распространители просвещения. За высокими и крепкими стенами можно было отражать атаки врагов. Рядом с новым монастырём селились люди, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город. При монастырях принимали странников. Рассылались милостыни томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий. Часто величайшие грешники претворялись в монастыре в величайших праведников.

Монашество — это странствование, скорбное и утомительное путешествие в далекую неизвестную страну, о которой мы знаем только понаслышке, это постоянное удаление от знакомого, привычного, родного.

Во многих коллективах можно повстречать индивидуума, про которого за глаза скажут: он — ни от мира сего; белая ворона и т.п. Они – не такие, как все: излишне честны, откровенны, бесхитростны, восприимчивы. Режут правду-матку в глаза – и сами же от этого нередко страдают. Многих из них можно назвать «избранник Божий»! И таких в монашеской братии большинство!

Английское слово PRIVACY (прайвеси) – стало юридическим термином и на русский язык переводится как – ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Более правильный перевод этого слова – МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МИР (закрытый для посторонних). Не для того монахи отреклись от мирской жизни, чтобы потом перед нами, мирянами, исповедоваться и давать интервью.

В Горенском монастыре (Иерусалим) много лет подрабатывает мебельщиком пожилой араб, владеющий ивритом и своим родным — арабским.
— Пробовала ему объяснить на английском, немецком, французском, а он – не понимает! Вы не поможете? — обратилась ко мне с московским акцентом новая монахиня.
«Она владеет тремя иностранными языками!?» — подумал я.
В келье монахиня разложила чертежи и эскизы, произнеся пару раз:
— Стиль Hi-Tech.
Ещё один шок!
Во время паузы я не удержался:
— Какое у Вас образование?
— Художественное и филологическое. Собираюсь получить Духовное заочное.
— Сестра, к вам, уверен, обращались с вопросом о причинах, побудивших принять монашеский постриг? Если повторю этот вопрос, для вас это не станет чем-то оскорбительным?
— Нет, вы меня своим вопросом не оскорбите, но ведь и вы, уверена, уже спрашивали об этом других. Можно мне сначала услышать их ответы. Будьте джентльменом.
После моего небольшого рассказа, она сказала:
— Ничего нового вы бы от меня не услышали — моя причина полностью совпадает с одним из ваших оппонентов.

В маленькой уединённой сторожке-келье жил высокий красивый монах с хорошей выправкой (у многих со временем появляется сутулость) и с густой волнистой седой шевелюрой. Говорил не на распев, как большинство от чтения молитв, а хорошо поставленным командным голосом! Никогда не считал себя мнительным, но с ним я ощущал какой-то странный холодок по телу от его взгляда и голоса — со мной такое было впервые! Единственная и нехорошая ассоциация: как будто он на меня смотрит через планку прицела! Позже от других узнал, что монах, бывший офицер, в Афганистане был обязан пытать и казнить пленных. Вернувшись к жене с дочкой, он не смог ужиться в семье, ничего не получилось с трудоустройством. Была даже попытка суицида. Так он пришёл в монастырь.

Встречал в монастырях «бывших знаменитостей» Один из них в прошлом был гордостью Большого Советского Спорта!

Жил со мной в келье скромный тихий, немного неряшливый невысокий старичок. Как потом выяснилось – мой ровесник. Будущий монах на молитву в храм ходил редко — возможно, уставал после послушания: пас стадо телят. Он знал историю и легенды данного монастыря и был неплохим рассказчиком. Почти каждый день к моему соседу приезжали на такси молодые парни с девчатами и устраивали пикник у источника: накрывали стол, жарили шашлыки, в роднике остужали напитки. Такси, оплаченное на весь день, ожидало у ворот.
— Питерский, иди к нам! — нередко приглашали они.
Не трудно заметить, что при мне менялась тема разговора, и я быстро находил повод покинуть их компанию. Однажды в келье сосед переодевался, и я случайно увидел его наколки — «звёзды на предплечьях»

Слышал (но не видел), что у некоторых монахов в келье есть телефон, телевизор, компьютер, Интернет и даже – свой легковой автотранспорт. Современное монашество – тема особая.

На юге молодых монахов отпускают к престарелым родителям помочь во время посевной и сбора урожая.

Подселили в келью парня лет двадцати. Его атлетическую фигуру удачно подчёркивали дорогая кожаная куртка и спортивный импортный костюм. Массивную золотую цепь он носил не на виду, а скрывал. Как-то в монастырь приехал полицейский УАЗик – паспортный контроль. При виде полиции, парень дёрнулся и быстро ушёл за развалины старой колокольни.
— Гости уехали — успокоил я его.
— Дай сигарету.
— Ты же не куришь? Или, сегодня – не грех!?
Покурили-поболтали…
Стал Парень усиленно читать духовную литературу, поступил в духовную семинарию, закончил, женился и стал священником.

Идём с соседом в храм на вечернюю молитву. У него позвонил мобильник. Отойдя от меня, он стал резко отдавать кому-то команды.
— Не рассказывай мне больше, что ты на макаронной фабрике стоишь у конвейера — улыбнулся я.
— Расколол.
— А что значит допрос 3-й и 4-й степени – на какие сутки очнётся?!
— Я здесь, чтобы хоть на время забыть о работе..

С иноком выяснил — мы на соседних улицах жили в Питере и учились в одной школе! Спросил он о других монастырях. Рассказываю про Александровскую Слободу (Владимирская область): о колокольне, с которой мужик на самодельных крыльях спустился, и Иван Грозный его за это на бочку с порохом посадил. Про знаменитую библиотеку и как Ивану Грозному представили 2200 послушниц-невест. Царь указал на Марфу Собакину!
Утром инок мне рассказал про свой сон: сидит он на троне вместо Ивана Грозного, а вокруг него — 2200 послушниц!

Приходилось ли быть очевидцем чего-то необычного, мистического? Одним словом – чуда!?

Пасха. Старый вечерний Иерусалим. По улице Via Dolarosa в красивых рыцарских костюмах Крестный Ход у католиков. Звучат барабаны, трубы, волынки. По краям шествия с факелами взрослые, а в середине – дети. Люди протягивают руки в огонь факелов – а огонь не обжигает!

В Свято-Успенском Гербовецком монастыре хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Каждый год по Молдове с этой иконой совершается Крестный Ход. Монастырь трижды был разорён и сожжён, но каждый раз монахи находили св. икону в пепле неповрежденной.
В монастырской пекарне работала молодая яркая жительница из соседнего села. Решил ей помочь – принести вёдра с водой из колодца. Нагнулся над ведром, как вдруг — цепочка с крестиком зацепилась, оборвалась и — упала в колодец! Рассказал в келье, как обронил в колодец крестик. А монах прокомментировал:
— Предостережение Господне! Что-то Ему в тебе не понравилось!

Пришли в монастырь два брата. Старший — врач, кандидат наук, а младший: забросил школу, связался с плохой компанией, состоял на учёте в полиции. Дали нам троим послушание: построить сарай для сена. Через несколько дней младшего, как подменили: стал скандальным, буйным, раздражительным — невозможно вместе работать!
— Смирись! Ему сегодня вечером причащаться — вот что Сатана делает с человеком перед причастием! Завтра мой брат станет другим.
Всё так и произошло!

В подвале монастыря в Херсонской области фашисты расстреляли монашескую братию, и вот уже много лет при покраске стен проступают тёмные силуэты убиенных монахов.

Добираясь до отдалённой обители, окружённой непроходимыми болотами, я долго блуждал по лесу, накрутив лишних километров пятнадцать! К стенам монастыря подошёл далеко за полночь
— Сатана тебя водил — услышал позже.
Ремнём сумки через плечо и кроссовками натёр мозоли, и стал пристанищем для лесного клеща. Утром мне дали послушание: очищать от коры горбыль (была своя пилорама) и обшивать ими сарай для сена на тридцать коров. После нелёгкого, с непривычки, трудового дня вечером окунулся в воды святого источника — исчезла усталость, прошла боль от клеща, забыл о мозолях!
— Здесь твой монастырь! — сказал я себе.

Невесты Христовы

Изображение

На живописном берегу Днестра покрытые лесом горы образуют огромную чашу, укрывая собой два православных храма и несколько корпусов вокруг светло-василькового озера. Сама природа как бы оберегает обитель Невест Христовых от внешнего мира. Уникальна внутренняя роспись храма: ты освещён со всех сторон, а вокруг лёгкий полумрак — так подобраны краски и сделаны световые окна.

Хвастовство — грех, но я останавливался в более чем тридцати православных монастырях, а такого больше нигде не видел!

Целебный источник питает озеро, а над самой поверхностью площадка с колоколами: звон, отражаясь от воды, звуками органа уходит вверх. Такое услышал только в этом монастыре!

— Вы впервые в Молдове и в первый же день пришли к нам! Как вы о нас узнали? — спросила меня настоятельница.
— Священник рассказал о росписи храма и как добраться. Они с матушкой были здесь вчера.
— Это была его матушка!? А я подумала, что она его мама!

Говорила она с приятным южно-украинским акцентом. Свою большую тяжёлую косу из густых русых волос она носила на плече.
Позже узнал, что в юности у неё всё было готово к свадьбе, но жениха из Афганистана привезли в «Чёрном тюльпане» Вдовая невеста отреклась от мирской жизни и ушла в монастырь.

Первыми в трапезную приглашалась братия, а прислуживали им молодые послушницы:
— Вода в кувшине нагрелась! Сбегай-ка на родник за свежей!
— Зелень вялая! Беги на огород и нарви новую!

Птенцы и детёныши домашней живности молоденьким послушницам заменяли кукол: они их нянчили, носили на руках, укладывали спать.

Тело моего соседа по келье, Витька, покрывали ножевые шрамы и тюремные наколки, красноречиво рассказывая о его бурном прошлом. Другой сосед, медлительный уволень, походкой вразвалочку и телосложением напоминал медведя — так мы его и прозвали!
За монастырской оградой был огород, который охраняли по ночам от воришек. Кто-то над Медведем подшутил, что рядом с кладбища приходят к шалашу покойники! Он их, оказывается, очень боялся и был освобождён от дежурств!

Я пользовался монастырской библиотекой и попросил у настоятельницы что-нибудь об истории обители.
— Ничего нет, но одна сестра собирает материалы, — сказала она, — Разрешаю взять почитать.
Когда возвращал молодой монахине тетрадь, она строго сказала:
— Список ваших вопросов передайте Матери Серафиме и у неё же получите мои ответы.

Однажды настоятельница спросила, готовлюсь ли я к причастию. В таких случаях говорят: Сатана потянул меня за язык:
— Я, матушка, буду стесняться на исповеди рассказывать вам о своих грехах.
Она искренне засмеялась:
— Исповедоваться ты будешь священнику, а не мне!

Перед уходом из обители настоятельница выплатила нам деньги за выполненные работы. Витёк побежал в село за горилкой, а Медведь — в трапезную за закуской. Я взял свечи, покрывала из кельи, и мы устроились на лесной опушке. Медведю, кажется, было противопоказано спиртное, и настоятельница с сёстрами решили его забрать из нашей компании.

Ужин приблизился к той стадии, когда затрагиваются темы, о которых в стенах монастыря говорить не принято, и я поднимаю тост:
— Побывали мы, Витёк, в разных монастырях, а такую настоятельницу встретили впервые — долгие ей лета! Выпьем стоя, как положено мужчинам! Воля Божья, что её неземная красота не досталась никому…
Собрался что-то сказать ещё, но будто сверху прозвучало с южно-украинским акцентом:
— Смирись, брат Александр!
Монашеская ряса растворилась в тёмной южной ночи, а лесное эхо её голосом читало мне проповедь:
— Смирись, брат Александр!

Ещё не закончилась в храме утренняя служба, а настоятельница с «Молитвами Святых» вошла к нам в келью, благословила и пожелала Ангела-Хранителя в дорогу. Она подошла и протянула мне книгу с большой дарственной надписью на церковно-славянском. К сожалению, эта книга не сохранилась, и я запомнил только первые строки:
«Брату, во Христе Александру, от сестёр Свято-Успенского монастыря…»

Обниму тебя нежнее, чем Зефир

Обниму тебя нежнее, чем Зефир,
увлеку тебя вернее, чем Морфей.
Ты же видишь — скинул я уже мундир.
Ну иди в мои объятия скорей.

Брось посуду — пусть до завтра подождет —
не упал бы нож — не время тут гостям
Не перестилай постель — и так сойдет.
все равно ведь изомнем мы все к чертям.

Я держу тебя, желанная моя,
как хрустальный хрупкий бережный сосуд.
Никого на свете, в мире — ты да я.
Только чувства, что по небу нас несут.

Только чувства, ласка, нежность, тихий сон.
И в глазах прекрасных лучики тепла.
Врать тебе сейчас не буду, что влюблен.
Но желанна ты и диво как мила.

Но прекрасна ты — сегодня ты моя.
И волна твоих волос меня пьянит.
Осторожно погружаюсь в бездны я.
Разметалась ты, совсем забыв про стыд.

Ты да я — ведь нам стыдиться ни к чему.
Мы с тобою — это целое одно.
Тишина давно царит во всем дому.
И часы уже не тикают давно.

Время вмах остановилось — чудеса.
Видно нас с тобой не хочет разлучать.
И тревожная кукушка при часах
вдруг застыла, чтобы нас не огорчать.

Как прекрасен тихий стон волшебных губ.
словно пение ночного соловья.
Извини же — может я немного груб.
Подо мною бьется женщина моя.

Шепчут губы нежно: милый, ну еще.
И дыханье с хрипотцою в ухо мне.
Вот касаюсь я груди твоей плечом
И лечу я, и плыву я как во сне.

Сон придет, наступит утро невзначай,
и разбудит лучик солнца из окна.
На дорогу ты нальешь мне крепкий чай
И отпустишь, чтоб остаться вновь одна.

И обнимешь…И отпустишь — мне пора.
И не будешь плакать — правда ведь? Прости
Ведь сегодня не заснешь ты до утра.
Провожая меня мыслями в пути.

Как Фрося себя искала

Занавес.

Сцена 1. Городская улица.

Фрося идёт по улице, задумчиво оглядываясь по сторонам.

ФРОСЯ (себе под нос): Куда же я попала? Всё какое-то странное…

Вдруг она слышит шёпот прохожих.

ГОЛОС 1: Бедная Фрося, попала не к тому автору…

ГОЛОС 2: Жесть. Сделали из Фроси шлюху конченную.

Фрося в ужасе останавливается.

ФРОСЯ (кричит): Кто шлюха?! Это про меня?!

Из толпы выходит молодой человек с самодовольной улыбкой.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: Я – автор!

ФРОСЯ (подбегает к нему): А сделайте меня балериной!

АВТОР (засмеявшись): А балерины тоже бывают шлюхами кончеными!

ФРОСЯ (в отчаянии): Тогда сделайте из меня клоуна!

АВТОР (снова смеясь): А клоуны тоже бывают шлюхами кончеными!

ФРОСЯ (растерянно): А сделайте из меня фотографа!

АВТОР (не унимаясь): А фотографы тоже бывают шлюхами кончеными!

Фрося на мгновение задумывается, а потом, махнув рукой, произносит:

ФРОСЯ (с вызовом): Хорошо, делайте из меня шлюху конченую! Посмотрим, что из этого выйдет!

АВТОР (перестаёт смеяться): (А я пошутил! Ищи автора! – засмеялся молодой человек.)

Молодой человек растворяется в толпе. Фрося остаётся одна, в полном недоумении.

ФРОСЯ (себе под нос): Ищи автора… И как я его найду?

Фрося решительно направляется в противоположную сторону.

Занавес.
(с) Юрий Тубольцев

Фрося — великий дегустатор

Занавес.

Сцена 1. Городская улица.

Фрося идёт по улице, оглядываясь по сторонам.

ФРОСЯ: (себе под нос) Где же эти курсы клоунов? Надо найти своё призвание!

К ней подходит пожилая женщина с рекламной листовкой.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА: Девушка, здравствуйте! Не хотите поучаствовать в дегустации? Получите подарок!

ФРОСЯ (заинтересованно): О! Я – великий дегустатор! Надо попробовать!

Сцена 2. Место проведения дегустации.

Фрося стоит перед столом, на котором расставлены три стакана с газированными напитками. Рядом стоит красивый мужчина.

КРАСИВЫЙ МУЖЧИНА (улыбаясь): Итак, девушка, какой из трёх газированных напитков Вам больше нравится?

ФРОСЯ (глядя на него): Мне нравитесь Вы!

КРАСИВЫЙ МУЖЧИНА (засмеявшись): У нас дегустация напитков, а не мужчин!

ФРОСЯ (тоже смеясь): Как жаль!

К Фросе подходит женщина с тарелкой печенья.

ЖЕНЩИНА: А какое из печений Вам больше нравится?

ФРОСЯ (указывая на красивого мужчину): Мне нравится вот тот мужчина!

ЖЕНЩИНА (подмигивая): У Вас есть шансы его продегустировать!

ФРОСЯ (восторженно): Да, я – великий дегустатор! (начинает поедать печенье одно за другим)

Сцена 3. Улица.

Фрося идёт по улице, оглядывая проходящих мимо мужчин.

ФРОСЯ (себе под нос): Так, кого бы продегустировать? Этот слишком серьёзный… Этот слишком худой… А вот тот ничего… (останавливается, задумчиво) Но сначала надо всё-таки найти курсы клоунов! А дегустация мужчин – это уже потом!

Занавес.
(с) Юрий Тубольцев

Монолог возмущенной медсестры

Коли врач пропишет «в морг»,-
не противничай.
Что глазами морг да морг?
Не в коптильню, чай.

Там оставишь в холодке,
мысли-обручи.
Да и к Богу налегке,
аки облачко

Прошмыгнешь в сени ворот
легким лучиком.
Побренчит апостол Петр
звонким ключиком…

Но врачебному не рад
назначению?
и решил заняться. гад,
самолечением?

Лясы некогда точить
с тары-барами.
Что ж, придется в мо

Фрося великий клоун

Занавес.

Сцена 1. Улица.

Фрося, с румянами на щеках и широкой улыбкой, выходит из цирка.

ФРОСЯ (себе под нос): Вот оно! Моё призвание! Я – великий клоун! Я буду смешить людей до слёз!

К ней подходит молодой человек.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: Девушка, а можно с Вами познакомиться?

ФРОСЯ (смеясь и кривляясь): Я – клоун! А ты тоже клоун, что такие вопросы задаешь? Бип-бип! (изображает сигнал клаксона)

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК (засмеявшись): Нет, я не клоун. Я – массажист! Вы никогда не пробовали массаж?

ФРОСЯ (удивлённо): Массаж? Никогда! Это что такое?

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: О, это волшебство! Это исцеление! У нас курсы массажа, приглашаю! (протягивает Фросе листовку)

ФРОСЯ (берёт листовку): Курсы массажа… Спасибо! А я и без курсов могу! (засмеялась Фрося)

Сцена 2. Улица.

Фрося идёт по улице, представляя себя великим массажистом.

ФРОСЯ (себе под нос): Так, надо попробовать! Надо почувствовать энергию! (видит молодого человека) Молодой человек, можно я Вас пощупаю?

ПРОХОЖИЙ 1: (удивлённо, но с интересом) Можно!

Фрося щиплет его за щёчку.

ПРОХОЖИЙ 1: (морщась) Ой!

Фрося идёт дальше, видит другого молодого человека.

ФРОСЯ: Молодой человек, можно я Вас пощупаю?

ПРОХОЖИЙ 2: (засмеявшись) Эээ… ну, можно…

Фрося щиплет его за щёчку.

ПРОХОЖИЙ 2: (испуганно) Ай!

Фрося идёт дальше, повторяя про себя.

ФРОСЯ: Я – великий массажист! Я – великий массажист! Я – великий массажист! (концентрируется)

Вдруг мимо пробегает чёрная кошка. Фрося останавливается, как вкопанная.

ФРОСЯ: Нет! Не буду массажистом! Чёрная кошка – это знак! Знак того, что надо заниматься тем, что по душе! А по душе мне – клоунада!

Фрося решительно направляется в другую сторону.

Занавес.
(с) Юрий Тубольцев

Лунный шелест вод

Милая мелодия,
Лунный шелест вод.
Все сегодня вроде я
Знаю наперед.

Вот взметнется парус, и
Встану у руля.
Лишь в бессильной ярости
Съежится земля.

А у дальней пристани
Ждет меня давно
Та, из мира пристальных,
Безмятежных снов.

Ждет, любви невольница,
Не считая лет,
И с другим не водится,
Хоть меня все нет.

Крепче обнимаю
Яхту за штурвал
Ну, давай, родная,
Милая, давай.

Волны килем в крошево
Режу на бегу.
Ведь моя хорошая
Ждет на берегу.

И с ветрами балуясь,
Как в ночи звезда,
Мчит скорлупка шалая,
Рифы все отдав.

Ну, наддай, подруженька,
Чтоб бурун кипел,
Чтоб штурвал натруженный
Под рукою пел.

Чтоб неслась вселенная,
Душу веселя,
Чтоб от ветра пенного
Рвались лиселя.

Ведь за водной бездною,
Слезы затая,
Ждет меня любезная,
Милая моя.

Ждет меня красавица
Уж который год.
И совсем не старится,
Потому что ждет.

…Я, без ложной скромности,
Выпить не дурак.
Не боюсь условностей,
И собак и драк.

И на нож без ужаса
Выйду в час ночной.
Выдержу и стужу сам,
И смертельный зной.

Но, терзаем робостью,
Одного страшусь –
Вдруг дойти по глобусу
К милой не решусь.

Ведь не раз в тоске по ней
Взявшись за штурвал,
Я тонул в пучине дней
И не доплывал.

Вновь взбираясь на волну,
Оттого дрожу –
Как теперь в глаза взгляну,
Что же ей скажу?

Знакомьтесь, Фрося, клоун, шахматист и балерина

Занавес.

Сцена 1. Улица.

Фрося, одетая в балетную пачку, спешит на тренировку.

ФРОСЯ (себе под нос): Главное – не опоздать! Сегодня у нас новое па!

К ней подходит молодой человек.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: Девушка, здравствуйте! А можно с Вами познакомиться?

ФРОСЯ (оглядывая себя): Я – балерина! Зачем мне знакомиться? (засмеялась Фрося)

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: (удивлённо) Балерина? А я отведу Вас в шахматный клуб и сделаю из Вас шахматистку!

ФРОСЯ (заливаясь смехом): Шахматистку? Зачем мне это? Лучше отведи меня в цирк и сделай из меня клоуна!

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: (загадочно) Хм… Клоун… Тоже вариант! Но сначала – шахматы! Пойдёмте!

Сцена 2. Шахматный клуб.

Фрося сидит за шахматной доской, пытаясь сосредоточиться. Молодой человек наблюдает за ней.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: Так, Фрося, сейчас я покажу Вам дебют…

ФРОСЯ (зевая): А может, сразу к эндшпилю перейдём?

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: (удивлённо) Вы знаете, что такое эндшпиль?

ФРОСЯ (смеясь): Да я через пару занятий буду гроссмейстером!

В шахматном клубе раздаётся шёпот.

ГОЛОС 1: Она клоун!

ГОЛОС 2: Точно, клоун!

Фрося возмущается.

ФРОСЯ: Я – балерина и гроссмейстер! Я не клоун!

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: (пытаясь сгладить ситуацию) Фрося, не обращайте внимания! Вот, возьмите, это Вам! (протягивает Фросе билеты в цирк)

Сцена 3. Цирк.

Фрося сидит на трибуне и смотрит представление.

ФРОСЯ (себе под нос): А может, из меня и клоун получится? Было бы весело… (смотрит на клоунов на арене) Они такие смешные, и им все аплодируют…

Вокруг раздаётся шёпот.

ГОЛОС 1: В зале сидит клоун!

ГОЛОС 2: Вон там, посмотрите!

Фрося, нахмурившись, встаёт и уходит из цирка.

Занавес.
(с) Юрий Тубольцев

Ах, хорошо

Ах, хорошо. На столе первачок.
Рядом в навалку дары огорода:
Пара томатов, редиска, лучок.
Душу баюкает нежно природа

Кто-то ведь скажет: противная муть
Твой первачок. Он совсем не хенЕсси.
только какая ж глубинная суть
В этой белесой, чарующей взвеси.

В березовом лесу

В березовом лесу шумели шишки,
валясь с деревьев —
может быть с небес?
Наверно рядом расшалился слишком
какой-то непутевый мелкий бес.

На кедрах — глянь — завислы ананасы.
Вот вот созреет — и по голове.
А по траве как будто след карбаса.
И кто ж это гулял тут по траве?

Наверно леший топал под корягу,
сперва рассыпав яблок под сосной.
Ну я попал, ребята, в передрягу.
И отчего оно опять со мной?

А, наплевать. Не поведусь на козни.
Ведь сам с усам и соточка со мной.
И пусть вдогонку кто-то воет грозно.
Пошел я спать. В постельку. С головой

Гусары верят: звезды ближе летом.

Гусары верят: звезды ближе летом.
И потому так нежно любят зиму.
Ведь в темноте любые пистолеты
намного чаще мечут пули мимо.

И жизнь опять становится блестящей,
хрустит с похмелья льдинка на зубах,
и щи жирней, и яблоки хрустящей
и водка холоднее в погребах

Фрося и превращение

Сцена 1. Улица.

Фрося идёт по улице и замечает кошку.

ФРОСЯ: Ой, какая киска! Наверное, голодная… (достаёт из сумки бутерброд) На, киса, покушай!

Кошка с удовольствием съедает бутерброд.

КОШКА: (мурлыкая) Вкусно! Спасибо!

Фрося удивлена, но рада.

ФРОСЯ: Ну и хорошо, что тебе понравилось!

Фрося видит ещё одну кошку.

ФРОСЯ: Ой, ещё одна! И ты, наверное, голодная… (отламывает кусочек от бутерброда) Держи!

Кошка быстро съедает угощение.

КОШКА 2: (довольно) Как вкусно!

Фрося улыбается.

ФРОСЯ: Да на здоровье!

Сцена 2. Магазин.

Фрося стоит у полки с кошачьим кормом, размышляя.

ФРОСЯ: Что-то у меня этих кошек развелось… Нужно что-то более серьёзное! (берёт большую упаковку кошачьего корма)

Сцена 3. Улица. (Неделю спустя)

Фрося ходит по улице, щедро разбрасывая корм для кошек. Кошки с благодарностью поедают его.

ФРОСЯ: (довольно) Кушайте, кушайте, мои хорошие! Всем хватит!

К Фросе подходит девочка.

ДЕВОЧКА: Кошечка, какая ты хорошая! Тебя покормить? (протягивает Фросе кусочек печенья)

ФРОСЯ: (автоматически) Я не кошка, я Фрося, я сама кошек кормлю! Мяу!

Фрося вдруг понимает, что промяукала.

ДЕВОЧКА: (смеясь) Какая симпатичная кошечка! И разговаривает!

Фрося начинает чувствовать себя странно. У неё появляются уши, хвост, шерсть. Она превращается в кошку.

КОШКА (Фрося, про себя): Ой, что это со мной? Не может быть!

Фрося, превратившаяся в кошку, смотрит на девочку.

КОШКА (Фрося, мяукая): Мяу! (подайте поесть)

Фрося (в виде кошки) начинает тереться о ноги девочки.

Занавес.
(с) Юрий Тубольцев

Невостребованный гений

Занавес.

Сцена 1. Парк.

Фрося в короткой юбке энергично подходит к первому прохожему.

ФРОСЯ: Молодой человек, здравствуйте! Сфотографируйте меня, пожалуйста! Я – фото-модель!

ПРОХОЖИЙ 1: (улыбаясь) Конечно, пожалуйста! Встаньте здесь, вот так… Готовы? (делает снимок)

(щёлк)

Фрося подходит к следующему прохожему.

ФРОСЯ: Молодой человек, не могли бы вы меня сфотографировать? Я – фото-модель!

ПРОХОЖИЙ 2: (оглядывая её с интересом) Девушка, пожалуйста! Какую позу вам сделать?

ФРОСЯ (демонстрируя позу): Вот так! (прохожий делает снимок)

(щёлк)

Фрося подходит к третьему прохожему.

ФРОСЯ: Молодой человек, сделайте мне фото, пожалуйста! Я – фото-модель!

ПРОХОЖИЙ 3: (восторженно) С удовольствием! Вы очень фотогеничная! (делает несколько снимков)

(щёлк, щёлк, щёлк)

Сцена 2. Кабинет графолога.

Фрося сидит напротив графолога, ожидая вердикта.

ФРОСЯ: Ну что, по моему почерку видно, что я фотомодель?

ГРАФОЛОГ (изучая почерк): (хмыкает) Хм… Есть некоторая тяга к прекрасному, стремление к самовыражению… Но, Фрося, фотомодели должны работать не за бесплатно! Вам деньги за это заплатили?

ФРОСЯ (разочарованно): Эээ… нет…

ГРАФОЛОГ (засмеявшись): Вот видите! Значит, вы пока что просто любительница фотографироваться.

Фрося, загоревшись новой идеей, убегает из кабинета графолога.

Сцена 3. Парк. (Несколько дней спустя)

Фрося подходит к прохожему.

ФРОСЯ: Молодой человек, здравствуйте! Сфотографируйте меня, пожалуйста! Я – фото-модель! (делает паузу) А вы мне за это заплатите?

ПРОХОЖИЙ 4 (засмеявшись): Конечно, заплачу! А сколько?

ФРОСЯ: Ну… (задумывается) …Пятьсот рублей?

ПРОХОЖИЙ 4: (доставая кошелек) Без проблем! (берёт фотоаппарат, но вдруг, с хитрым взглядом, убегает с фотоаппаратом в руках)

Фрося опешила.

ФРОСЯ: Эй! Вы куда?! Верните фотоаппарат!

Фрося подходит к следующему прохожему.

ФРОСЯ: Молодой человек, пожалуйста, сфотографируйте меня! Я – фото-модель! (добавляет строго) И вы мне за это заплатите!

ПРОХОЖИЙ 5 (засмеявшись): Да, конечно! Заплачу! (достаёт кошелёк, но внезапно убегает, не сделав ни одного снимка)

ФРОСЯ (разочарованно): Ну что за люди! Никто не хочет платить!

Сцена 4. Улица.

Фрося, уставшая и разочарованная, бредёт по улице.

ФРОСЯ (себе под нос): Больше никогда не буду фотомоделью! Никому не нужны бесплатные фотографии! (вздыхает) Нужно найти себе другое призвание…

Фрося останавливается у двери с надписью: «Курсы сценаристов». В её глазах загорается огонёк надежды.

Занавес.
(с) Юрий Тубольцев