Мечта балеруна

Стану я балеруном и выйду на сцену,
Посмотрите, товарищи, на супермена!
Стану я балеруном и выйду на сцену,
Посмотрите, товарищи, на супермена!
Стану я балеруном и выйду на сцену,
Посмотрите, товарищи, на супермена!
Стану я балеруном и выйду на сцену,
Порву все пуанты и нервы всем!

Стану я балеруном и выйду на сцену,
Плевать, что фигура не идеал!
Стану я балеруном и выйду на сцену,
Под скрежет зубов вытанцую всё зло!

Стану я балеруном и выйду на сцену,
И пусть надо мной хохочет партер,
Стану я балеруном и выйду на сцену,
Развею миф, что танец – не мой конек!
Развею миф, что танец – не мой крест!
Посмотрите, товарищи, на супермена!
Танцевать – это главный мой интерес!
(с) Юрий Тубольцев

Дыра в душе

У меня навязчивая мысль, что я не колобок, а бублик, — пожаловался колобок психиатру.
— Но так оно и есть, — сказал психиатр и выгрыз в колобке дырку, поскольку был очень голоден.
А после колобка пришла лиса. – Я не ем колобков, доктор, что мне делать?
– Но теперь это не колобок, а бублик, — сказал психиатр и дал ей попробовать колобка, который стал бубликом.

Лиса, вкусив подобие сие,
Сморщила нос и молвила в сомненье:
«Не знаю, что за чудо-зелье,
Но где ж в сем бублике то услажденье,
Что чуяла я в запахе лесном?
Он вроде круглый, вроде и с дырой,
Но вкус не тот! И дух не тот совсем!
Уж лучше б, доктор, был передо мной
Тот Колобок, что с песенкой ушел,
Чем этот Бублик — жалкий произвол!»

Тут Доктор, усмехнувшись в ус седой,
Ответил ей: «Эх, Лисонька, мой друг!
Ты видишь лишь снаружи, но постой,
Позволь я объясню тебе сей трюк.
Важней не форма, а самовнушенье!
Коль Колобок себя вообразил
Другой фигурой, значит, в том решенье
Лежал его душевный мир и пыл.
А я, как врач, помог лишь осознать
Себя иным, чтоб прежним больше не страдать.
Но суть осталась та же, дорогая!
И если Бублик этот невкусён,
Лишь оттого, что, поедая,
Ты видишь в нём лишь Колобка, пленён
Ты образом, что был тебе знаком.
Всё дело в восприятии твоём!»

Мораль же басни такова проста:
Не верь глазам, но верь своим словам.
Ведь часто мы, меняя имена,
Не можем суть постичь, что скрыта там.
И лечим души, форму лишь меняя,
Забыв, что важен внутренний покой.
И даже Бублик Колобком бывает,
Когда в него мы верим всей душой!
(с) Юрий Тубольцев

Дубль со смыслом

Кирилл целовался с главной героиней фильма.
Дубль 2.
Кирилл целовался с главной героиней фильма.
Дубль 3.
Кирилл целовался с главной героиней фильма.
Дубль 4.
Кирилл целовался с главной героиней фильма.
Дубль 5.
— Сколько еще дублей? – спросил у режиссера Кирилл.
— Не знаю, сколько надо! – ответил режиссер.
Кирилл целовался с главной героиней фильма.
Дубль 6.
Кирилл целовался с главной героиней фильма.
Дубль 7.
Кирилл целовался с главной героиней фильма.
Дубль 8.
Кирилл целовался с главной героиней фильма.
Дубль 9.
— Сколько еще дублей? – спросил у режиссера Кирилл.
— Не знаю, сколько надо! – ответил режиссер.
Кирилл сделал главной героине фильма предложение.
— Стоп! Снято! – обрадовался режиссер.
— А я по-настоящему сделал предложение! – объяснил Кирилл.
— Если ты актер, у тебя все по-настоящему! – засмеялся режиссер.
А главная героиня фильма убежала.
Кирилл растерянно посмотрел ей вслед, чувствуя, как сердце бьется в груди. Вся съемочная площадка погрузилась в гул оживленных голосов и смеха, но его мысли были только о ней. Он вдруг понял, что в этот момент, несмотря на множество дублей и шутки режиссера, его чувства оказались искренними.

Прошло несколько минут, и главный режиссер подошел к Кириллу, улыбаясь.
— Ну что, Кирилл, как тебе эта сцена? — спросил он.
Кирилл вздохнул, поправил волосы и посмотрел на режиссера.
— А я по-настоящему сделал предложение, — признался он. — И мне кажется, это было честно.

Режиссер улыбнулся еще шире.
— Ну, если ты актер, у тебя все по-настоящему! — и они вместе рассмеялись.

Тем временем главная героиня, которая все это время стояла чуть поодаль, почувствовала, что сердце ее колотится сильнее обычного. Она быстро собрала свои вещи и решила уйти, чтобы дать Кириллу время подумать.

На улице, под яркими огнями съемочной площадки, она повернулась на мгновение и улыбнулась, понимая, что иногда самое важное — быть честным с собой и чувствами. А Кирилл, заметив ее исчезновение, понял — это был не просто съемочный дубль, а момент, который он запомнит навсегда.
(с) Юрий Тубольцев

Роман из одного слова

— Что за «бзди»?
— Я хотел сказать «бди!».
— Нет, у вас роман из одного слова – бзди!
— Это редактор все испортил! Он поправил!
— Это Ваш роман и Ваш редактор! Вы несете ответственность за ваше «Бзди!».
— Но у меня было «Бди»!
— Там бзди!
— Сам ты бзди!
— Сам бзди!
— Я пойду к другому издателю!
И писатель отправил издателя в игнор.
И издатель отправил писателя в игнор.
Но спустя неделю, оба вдруг почувствовали пустоту.
Писатель задумался: «Может, в этом и есть смысл?»
Издатель задумался: «Может, я слишком строг?»

И вдруг они оба одновременно осознали:
Никогда не стоит отвергать случайность.
Может, именно в случайных решениях и кроется успех!
И они вместе выпустили серию книг, под названием:
«Бди, и не бзди!»
(с) Юрий Тубольцев

Василий Геронимус О поэтической абсурдософии Юрия Тубольцева

Василий Геронимус о поэтической абсурдософии Юрия Тубольцева

Василий Геронимус

СИЛЛАБО-ТОНИКА И ВЕРЛИБР: КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ (ИЛИ НЕ БЫТЬ) ТРЕТИЙ ПУТЬ? О ПОЭТИЧЕСКОЙ АБСУРДОСОФИИ ЮРИЯ ТУБОЛЬЦЕВА

1. Об исторических корнях абсурдософии

В подлунном мире, вероятно, ещё не родился пиит, который мог бы стать вне своей эпохи. Даже «искусство для искусства» Фета, намеренно отторгнутое от сиюминутного потока истории, явилось как своего рода обратная реакция чистого художника на всё что творилось в ту далёкую пору в России и в мире.
Будучи рождён в такой-то день и такое-то число, поэт в той или иной степени становится заложником своей эпохи, даже если не воспроизводит её реалий (да простит мне читатель некоторый филологический сленг!).
Так, наш современник Юрий Тубольцев — творец стихов и афоризмов — рождён не в классическую эпоху, когда царил Пушкин, а в новую эпоху, когда средой общения человека со множеством себе подобных стал компьютер. Можем ли мы себе представить, например, Пушкина за компьютером? Конечно, можем, потому что кудрявый гений африканского происхождения — или по меткому выражению Аполлона Григорьева, наше всё — поэтически вездесущ. Иное дело, что Пушкин, родись он сегодня, а не вчера или позавчера, был бы уже другим Пушкиным или другой — новой — гранью своего вездесущего существа.
В своё время эллинскую лиру вытеснил станок Гутенберга, всемирно известного изобретателя печати. Со времён Пушкина и значительно ранее человечеству стали доступны тексты, размноженные типографским способом и рассчитанные на «чтение глазами», тогда как в сладостной эллинской древности стихи воспринимались на слух. Нам всем хорошо известно, что поэзия исполнялась на лире, музыкальном инструменте, историческую память о котором хранит лирика — род литературы, существующей на бумаге испокон веков. Всё это общеизвестно. Удивительно, однако, то, что от текста — устного или письменного — зависит смысл. Так, хотя бы в первом приближении, лира, которая подчас услаждала слух участников застолий, способствовала пиршественному экстазу (не случайно Пушкин называет лиру «грешный дар судьбы»), а бумага в принципе располагает к усидчивости и «вчитыванию». Разумеется, никакой бумажный текст не детерминирован только что употреблёнными словами и лира может взывать к задумчивости, а не только к пляске, но смысловые поля сладостной лиры эллинов и современной лирики (некогда перешедший с пиров на бумагу) всё-таки разительно различны! Текст влияет на смысл.
Поэтому неудивительно, что пребывание Юрия Тубольцева во множестве измерений компьютера влияет на смысл его стихов, хочется добавить — и на смысл его афоризмов. Не случайно, что стихи нашего современника Юрия Тубольцева, работающего в пространстве компьютера, позиционируются самим автором как абсурдософия (остроумный термин, изобретённый самим автором). Что такое София? Это дословно мудрость. Например, философия — это любовь к мудрости. Эллинский корень — фил означает любовь. Но чуть только речь заходит об интернете, всякая философия становится до известной степени философией абсурда.
В самом деле, интернет — или его средоточие — компьютер — это такая палка о двух концах. С одной стороны, интернет — безусловный кладезь знаний. С другой стороны, он средоточие абсурда и детище глобализма. Что такое глобализм? Это эпоха, пусть и колоритной, информационной свалки всего, что накоплено человечеством за многие века и даже тысячелетия в письменном виде. Интернет — это своего рода универсальный корпус текстов или даже гипертекст — друг Софии (=мудрости). Так, например, в огромном интернете, по которому можно бесконечно гулять, легко умещается вся бывшая ленинка, нынешняя РГБ. Но с другой стороны, весь этот бесконечный мир знания явственно отдаёт абсурдом (а вовсе не тем академическим серьёзом, которого мы могли бы ожидать). Ведь нынешний мир, равнозначный эпохе интернета и компьютера, крайне эклектичен, пугающий пёстр. И в нём Дашкова, сочинительница современных детективов, легко сосуществует рядом с Пушкиным — классиком отечественной литературы. Разве это не абсурд!? Вот почему творческая ниша (или, точнее, одна из творческих ниш), в которой (в которых) работает Тубольцев, поименована самим поэтом как абсурдософия. Впрочем, абсурд интернета не сводится к одной только эклектике, он поэтически вездесущ.
Вот маленький шедевр поэтической абсурдософии Тубольцева:

404
Опять не найдена любовь.
Мне пишут: нет такой страницы.
Я набираю wwwновь и wwwновь…

В чём здесь ядро гениальности (говорим если не об окончательно явившейся гениальности, то о её зачатке)? В том, что компьютерные символы здесь не утилитарны, а смыслоразличительны.
Любовь обитает в тех таинственных весях, в которых теряется разум. И всё же она — любовь — по-своему остаётся объектом сознательного поиска, а не только томных вздохов.
Вот этот странный статус-кво, это таинственное равновесие между безумием и разумом определяет пребывание любви в смысловом поле интернета (а не только и не в первую очередь) в его техническом устройстве.
Здесь, извечный поиск, который неутомимо ведёт пытливое сердце, неотделим от современного компьютера. И Пушкин, живи он в компьютерную эпоху, вероятно ввёл бы некоторые свои чаянья в поисковое окно интернета, тогда как ранее — у самого Пушкина -они связывались — с гербарием в случайной книге — с символом иной, давнопрошедшей эпохи: «Цветок засохший безуханный/ Забытый в книге вижу я» — пишет Пушкин, в мечтах дорисовывая того и ту — обладателей забытого в книге цветка.
О да, любовь — это материя, которой извечно дышит мир, но в разные эпохи она осмысляется разными способами. У Пушкина воссоздана особая — иррациональная — прелесть увядания, у нашего современника — некий сердечный пароль, личный код, в поисках которого человек может часами скитаться по просторам интернета.
Взыскательный читатель, возможно, возразит: как же можно сравнивать Тубольцева и Пушкина, явления глубоко различного масштаба? Однако во вселенной существуют признаки поэта, которые едины и не измеримы литературной табелью о рангах. Поэт, так или иначе, связан со своей эпохой и независимо от своего масштаба. В аналогичном смысле, констатация того, что Пушкину и Тубольцеву с рождением дано по две руки и по две ноги (так уж устроено природой), не звучала бы как некая клевета на поэтическую святыню, как дерзкая напраслина, против которой горячо возражал пушкинский Сальери: «Мне не смешно, когда фигляр презренный / Пародией бесчестит Алигьери». Но от Пушкина не убудет, если под его поэтической сенью пребывает и наш современник — Тубольцев. То обстоятельство, что люди устроены анатомически одинаково, нисколько не оскорбит нашу память о великом поэте. И нет ничего ненормального, что на него чем-то похож наш современник.
…Если быть педантически точным (и скучно пунктуальным), электронный сборник стихов, в котором опубликована лирическая миниатюра Юрия Тубольцева о любви и интернете, называется не «Абсурдософия», а «Заабсурдье». Это слово на уровне флексий (т.е. прибавок к корню) образовано аналогично таким словам, как, например, подсознанье. Только если подсознанье — есть иррациональная изнанка сознанья (своего рода антимир ума), то заабсурдье, напротив, являет собой некую таинственную изнанку абсурда, где теплится — мерцает — неистребимый разум. Едва ли найдётся читатель, который будет оспаривать прямую преемственную связь между абсурдософией и заабсурдьем.
Всё вышесказанное свидетельствует: поэт — и заложник своей эпохи, и её творец, её соавтор. Недаром Юрий Тубольцев на этих страницах выступает как дитя эпохи интернета, которое смело выбежало на поэтическую сцену.
Странное сближение абсурда и мудрости делают Юрия Тубольцева современным классиком. В качестве классика творец абсурдософии обращён к тем величинам, с которыми связывается прошлое человечества. В качестве нашего современника, способного по новому пересоздать то, что миру уже известно, Тубольцев соединяет мнимые противоположности, обитающие в пространстве интернета.
Миновала эпоха Просвещения, подарившая человечеству Декарта и Канта, а также — множество других служителей Разума, обладателей величавых париков. Прогремел XX век, давший миру Беккета и Кафку — гениев Абсурда. (Кафка, как мы знаем, родился в XIX веке, но литературно возблистал в XX). И вот в XXI веке является поэт, наш современник, который — не без помощи компьютера — воспринимает Абсурд и Разум как некое двуединое существо. Не случайно одним из мест обитания Юрия Тубольцева является заветное Заабсурдье. (Разумеется, речь идёт о компьютере не как о техническом устройстве, а как о семиотическом поле современности).

2. О месте поэта в кругу эпохальных споров

Выше было довольно сказано о зависимости поэта от эпохи. Где проходит та или иная фаза исторического времени, там раздаются эпохальные споры. И едва ли поэт может быть к ним безучастен.
Так, Пушкин, порой занимая умудрённо уклончивую позицию, — «Два века ссорить не хочу», — всё-таки участвовал в литературных баталиях «Арзамаса» и «Беседы» — двух литературных обществ, вызванных к жизни эпохой. Говоря упрощённо и схематично, «Беседа» была консервативно-патриотическим проектом, тогда как «Арзамас», напротив, приветствовал европейские новшества в русской поэзии.
И подобно тому, как Пушкина — особенно раннего — практически невозможно понять вне контекста современных ему литературных баталий, наш современник, Тубольцев, фактически является участником одного из старых, но не утративших своей свежести литературных споров. (Да простит мне читатель некоторый экскурс в смежную область или своего рода вольное переключение от текста к контексту).
Юрий Тубольцев (не только в физическом смысле слова) живёт в такую эпоху, когда едва ли не все — и поэты и читатели — вглядываются в будущее, пытаясь угадать, куда же пойдёт русская поэзия — в сторону верлибра или силлабо-тоники? У каждой из сторон в эпохальном споре имеются свои аргументы, которые, конечно, немыслимо изложить исчерпывающе…
Стихотворный размер несёт в себе смысловую нагрузку. Так, в русле учения известнейшего специалиста по русскому и европейскому стиху, Михаила Гаспарова две строки — строка Лермонтова, с одной стороны, и Пастернака с другой — сходны по значению. «Выхожу один я на дорогу» — написал Лермонтов, подразумевая и скалистые извивы своей судьбы, а не только горную тропу. И спустя примерно столетие Пастернак сказал: «Гул затих — я вышел на подмостки». Подобно пути ввысь у Лермонтова, подмостки у Пастернака, означают не только приспособление для актёров, но и трагическую сцену, на которой разворачиваются события судьбы поэта. Дорога — судьба-восхождение — вот что сближает Пастернака с Лермонтовым. Не надо договаривать, что пятистопный хорей, которым написаны обе великие строки, ведёт едва ли не к их окончательной унификации, пусть они исходно принадлежат различным авторам. Их смысловая общность подкрепляется метро-ритмическим путём. Считая ударные и безударные слоги, можно усомниться в том, что перед нами именно хорей. Однако в том, что у Лермонтова и Пастернака единый метро-ритмический рисунок, усомниться трудно. Вот это единство метра и смысла потенциально ведёт к тому, что русская (да и мировая!) поэзия представляет собой гипертекст, написанный в соавторстве множеством людей, чья индивидуальность теряется, становясь частью крупного целого. Так, к примеру, уже нет Пастернака и Лермонтова по отдельности, а есть единое представление о кремнистом пути поэта. Или о некоторых трагических подмостках, где разыгрывается всё та же неутешительная пьеса.
Учитывая так же то, что силлабо-тоника заунывно повторяема, как удары маятника или ход часов, становится понятен в современном мире запрос на верлибр. «Колокольчик однозвучный утомительно гремит» — писал Пушкин. Для иных сторонников верлибра утомительно гремит и силлабо-тоника в своём нынешнем виде.
Чтобы перестать утомительно греметь, русская поэзия должна высвободиться из прокрустова ложа силлабо-тоники, — коллективно убеждены сторонники верлибра. Впрочем, встречаются и другие аргументы в его пользу. «Задолбала силлабо-тоника» — порой говаривала Людмила Вязмитинова, — знакомый автору поэт. Причём вместо «задолбала» она использовала более крепкое слово.
Однако существует — пусть и не всегда выговаривается — не менее мощный аргумент в пользу силлабо-тоники. Дело в том, что слоговая структура русского слова и главное, присущая ему система ударений очень располагает к силлабо-тонике. И это поразительно! Силлабо-тоника — это исходно европейское снадобье, распространившиеся в России лишь в XVIII веке, в столетии европеизации, начатой Петром и продолженной Екатериной. Но фактически роль силлабо-тоники в России была двойственной. Слоговая и ударная структура русского слова (система ударных чередований) способствовала не только литературному импорту. Она позволяла обрусить европейский метр, в результате чего русская поэзия стала частью поэзии всемирной…
Вдобавок хочется заметить, что сторонники силлабо-тоники сегодня подсознательно опасаются отколоться от русской поэтической традиции. Они втайне желают стоять на одной полке с Пушкиным или хотя бы оставаться приблизительно рядом с ним, тогда как верлибр фактически требует с футуристическим радикализмом «сбросить Пушкина с парохода современности». Некоторые нынешние авторы к этому морально не готовы и настроены плыть на одном пароходе с Пушкиным (пусть и в разных каютах). Согласитесь, читатель, и у друзей силлабо-тоники имеется свой резон!
Взыскательный читатель заметит: помилуйте, помимо верлибра и силлабо-тоники существует множество других размеров. Что на это ответить? Разумеется, размеров не перечесть; их не только два. Но, к примеру, верлибр находится на границе поэзии и прозы, как «Чёрный квадрат» Малевича в изобразительном искусстве знаменует границу живописи и графики. В «Чёрном квадрате» почти нет цвета. Если же переходить с языка живописи на язык поэзии, то верлибр содержит минимальный (но от того не менее загадочный) ритм. А силлабо-тоника — наиболее последовательное средоточие регулярных чередований ударных и безударных слогов. Таким образом, всё то бесконечно многое, что существует между последними крайностями — к их числу относится силлабо-тоника и верлибр — описывается как совокупность творчески самостоятельных градаций между двумя полюсами поэзии, такими как силлабо-тоника и верлибр.
Третьим путём идёт наш современник Юрий Тубольцев. Главной единицей его поэзии (и афоризмов) является слово — смысл — жест — поступок. Приведём параллель из классики: «Ура, наш царь! так! выпьем за царя» — пишет Пушкин об Александре I. Восклицание «Ура!» — это не слово с конкретным (или отвлечённым) лексическим значением. Это скорее факт моторики поэта, за которым кроется его умонастроение, его сокровенный образ мыслей. Наконец, произнести тост за царя — это даже не столько слово, сколько речевой жест или некий вербальный поступок. В Пушкинском контексте «Ура, наш царь!» — это не столько высказывание, сколько волеизъявление.
Пример из Пушкина показывает, что ритмический потенциал русского слова относится не столько к тексту, сколько к речевому поведению. И Тубольцев, в частности, благодаря своей приверженности к эстетике компьютера, совершает путь от ритмики слова к речевому поведению — вот третий путь между верлибром и силлабо-тоникой. Поэтику поведения невозможно полностью уложить в прокрустово ложе «правильного» размера, но в то же время она сохраняет свою ретроспективную связь с силлабо-тоникой в своего рода причинно-следственной цепочке: слово — ритм — жест — поступок.
С поэтикой (и семиотикой) поступка у Тубольцева связываются параллельные его стихам афоризмы. Они существуют не столько в надменной эстетической самодостаточности произведения, сколько в живой естественности бытийного потока…
Тубольцев пишет:

Если тропа ведёт в тупик, значит через пару лет
на ее месте будет дорога .

Как и всякий афоризм, двустишие Тубольцева наделено качествами, в принципе родственными силлабо-тонике. К ним относятся звонкость, упругость и компактность. (Пусть даже формально поэт избегает регулярного чередования ударных и безударных слогов).
Иной поборник верлибра резонно возразит: а собственно почему верлибр не может быть ритмичным? Конечно, может!.. Но в этом случае он будет нести в себе скрытую силлабо-тоническую инерцию, как бы ностальгировать по силлабо-тонике с извечно присущим ей сочетанием повторений и чередований в области ритма.
Неудивительно, однако, то, что и Тубольцев периодами всё-таки уходит от силлабо-тоники. Ведь его авторское кредо, как уже частично отмечалось, заключается не в том, чтобы буквально возродить старую-добрую силлабо-тонику, наследие минувших двух-трёх столетий, а в том, чтобы подыскать классическому метру современный эквивалент. Вот почему Тубольцев как автор афоризмов заметно тяготеет к ритмизованной прозе, связанной с силлабо-тоникой сложным и опосредованным путём.
Очевидно, что наш современник в качестве единицы ритма избирает не столько ударный/безударный слог, сколько слово-смысл-жест, т.е. выход слова в сферу социального поведения человека.
Так, в приведенном афоризме Тубольцева угадывается игра синонимов: тропинка и дорога. Параллельно вспоминается русская идиома «путь-дорога» с её явным ритмическим потенциалом. Поэтому и всё двустишие автор весело отчеканивает. Это, с позволения сказать, ритмическое веселье смыслоразличительно. Автор склонен сдобрить подразумеваемую мораль («Кто ищет, тот всегда найдёт») весёлой остротой парадокса. Он заключается в том, что жизненный тупик может быть по-своему плодотворным как объект преодоления.
Художественная интуиция побуждает Тубольцева не ограничиваться моралью, но находчиво пошутить-поиграть с читателем. В точном смысле слова ритм афоризма у Юрия Тубольцева образуют смыслы, а не слова как таковые.
По-своему закономерно, однако, то, что Тубольцев ищет хлёсткому и задорному смыслу вербальный ритмический эквивалент. Ведь где смысл, там и слово…
И более того, свои афоризмы Юрий Тубольцев порой склонен обыгрывать в стихах, т.е. подбирать смыслу как таковому словесный эквивалент. В стихотворении «Все дороги сходятся» поэт пишет:

Все дороги сходятся,
А потом расходятся,
Чтобы вновь сойтись…

Здесь поэт приятно обманывает читательское ожидание (обмануть, оказывается, можно и приятно!): расставание оборачивается встречей.
Творческая неожиданность (а не игра смыслов, присущая афоризму) присутствует и в концовке произведения:

Но куда бы ты ни шёл,
Стремиться надо ввысь…

Если в процитированном афоризме Тубольцева присутствует игра смыслов, то из его стихов горячо изливается сила слова как таковая. Из условной авторской модели путей-дорог логически не следует, что стремиться надо ввысь. Но вот это отсутствие логической (или утилитарной) мотивации взлёта и составляет творческую неожиданность лирического финала. Он не из чего не вытекает, он сам по себе — и это прекрасно! Любопытно, что отсутствие логически обязательной связи между дорогой и стремлением ввысь выражается у Тубольцева в ядре, в нутре слова: причудливые корневые чередования в словоформах сойтись и шёл подкрепляют внешнее несовпадение и внутреннее соответствие дороги и полёта. Это соответствие при несовпадении явлено Тубольцевым просто, без зауми, в естественной житейской среде.
Напрашивается параллель в виде своего рода исторического анекдота. Однажды совершенно пьяный художник Анатолий Зверев сочинил поэму, которая состояла из бесконечного повторения слов: я пришёл-я ушёл. Иногда этот слоган варьировался: я ушёл — я пришёл; иногда он доходил до неистовства: я ушёл, я ушёл, я ушёл. Автор не читал этой поэмы Зверева в печати, а слышал её от знакомых художника (т.е. прямых свидетелей описанного).
Однако невозможность предъявить печатную версию стихов Зверева (некоторые его стихи всё же опубликованы) в своём роде творчески симптоматична. Факт поведения художника становится самодостаточным проявлением поэзии и потому не нуждается в печатном оформлении.
Выше уже говорилось о том, что человечество постепенно уходит от станка Гутенберга к иным формам распространения текста, хотя и Гутенберг по-прежнему силён. В противовес ему анекдот со Зверевым показывает, как в стихи иногда вплетается поэтика поведения.
Она отнюдь не чужда и нашему современнику — Юрию Тубольцеву. И она заявляет о себе исподволь. Воссоздавая пути, которые плетутся, поэт принципиально избегает натуралистических деталей — например, бугорков на дорогах. Вот этот минимализм словесных средств и практически полное отсутствие описательных приёмов как бы переносит нас с абстрактной плоскости белого листа в некую ситуацию «здесь и сейчас». Она тяготеет к трехмерному пространству.
Иные, конечно, возразят: бугорки на дороге как раз и знаменуют трёхмерный мир! Но при всём при том заметим: деталь в поэзии полагает границу между пространством, где существует текст, и пространством, где находится читатель (он сам не ходит по изображаемым бугоркам). И значит, читатель — существо отнюдь не плоскостное — всё-таки противопоставлен тексту. Текст, в котором нет деталей, противополагаемых здесь и сейчас ситуации, всё-таки в неё, ситуацию, включён. А значит, изобразительный минимализм всё-таки остаётся одним из путей преодоления в поэзии двухмерной плоскости…
Так, изображаемые в поэзии бугорки аналогичны визуальным феноменам, которые мелькают на киноэкране — а он всё-таки являет собой плоскость. И напротив, дороги без бугорков включены в сиюминутный контекст, в котором автору как бы некогда договаривать всё до последней частности.
Трёхмерный мир чувствуется и в другом стихотворении Тубольцева. В его стихотворении «Путь-дорога» читаем:

ГерманиРица
Рохошо вечером прогуляцца
Улица, лицца ,

Аллитерация на «ц» — «улица», «лицца», «прогуляцца» — творчески симптоматична. Она указывает на то, что за русскими словами угадывается один лад, в принципе располагающий к силлабо-тонике с её упорядоченностью.
Автор не употребляет силлабо-тонику, но как бы бродит вокруг неё, нагнетая рифмы, которые в принципе сопровождают классический метр.
Но вот что примечательно! Смакуя и утрируя звук «ц», автор поэтически заигрывает с устной стихией русской речи. Очевидно, что мы говорим «прогуляцца», но пишем «прогуляться» — без «ц». Менее очевидно то, что возвращение слова к его устным истокам, в какой-то мере, есть одновременно возвращение поэзии от плоскости белого листа к трехмерному пространству, где существует и компьютер — семиотическая среда поэзии Тубольцева.
Иные возразят: компьютер — это экран, плоскость. Но этой плоскости не существует вне привязки к клавиатуре и другим признакам трехмерного пространства, меж тем как белый лист обходится и без этих признаков. Он сохраняет, пусть дальнее, родство с живописью и графикой — изобразительными искусствами, которые живут на плоскости.
Тубольцев избегает плоскости… Его цокающий стих услаждает нас не столько музыкально (так уж ли мелодичен цокающий звук?), сколько пространственно-психологически.
Какова же смыслоразличительная роль этого авторского пространства? Если, например, вышеупомянутый Пастернак восходит на подмостки, которые являются жизненной сценой и к театру как таковому имеют малое отношение, то наш современник Тубольцев выступает как поэт-актёр. Как и всякому актёру, ему нужна трёхмерная среда обитания.
Как актёр-игрок — Тубольцев отчасти позиционирует себя в качестве трагического шута. Он высказывает высокие истины под прикрытием смеха — против такой дефиниции, вероятно, не стал бы возражать и сам Юрий Тубольцев.
В поэзии Тубольцева живёт ярко выраженное личностное начало. Иногда оно проявляется в намеренном пренебрежении формой во имя содержания. В стихотворении «Никогда? А ты что?» поэт пишет:

Хромает ритм, хромает рифма.
Что, не великий я поэт?
Хромает ритм, хромает рифма,
Зато смысл есть, зато притворства нет!

Намеренно «неправильное» обращение поэта с ритмом и рифмой неожиданно напоминает полулегендарный хрип Высоцкого. Но если поэтике и интонациям Высоцкого соответствует хмельной рывок рубахи на груди, то нашему современнику свойственна некоторая вкрадчивость. Владимир Высоцкий выступает в русской поэзии как неутомимый правдоискатель, а Юрий Тубольцев — как глубокий парадоксалист.
Высоцкий позиционирует себя как романтик 70-х, а в облике нашего современника — Юрия Тубольцева — прослеживаются черты умного и благородного шута — существа далеко не однозначного и себе не равного.
С особой многогранностью в поэзии Тубольцева согласуется и присущий ему элемент самопародии. В данном случае, поэт и рвётся в облака, и намеренно самоуничижается (во всяком случае, местами).
В стихотворении «Кривопутие» поэт пишет:

Изменчив мир,
Куда бы ты ни ехал,
Приезжаешь не туда.
Не важно,
Лошади тебя везут
Иль поезда.

Абсурдная ситуация, не правда ли? Однако за поэтикой абсурда у Тубольцева угадывается исступлённый поиск истины и нежелание останавливаться на первом попавшемся решении.
Не потому ли по лабиринтам поэзии Тубольцева можно бесконечно бродить и петлять? Тотальный абсурд и движение ввысь — вот полюса поэзии Юрия Тубольцева.

3. Вместо эпилога. «Куда ж нам плыть?»

Путь поэта порой извилист. «Он, даже размахнувшись с колокольни, / Крюк выморочит…» — писала Марина Цветаева.
И всё же творчество нашего современника располагает к кое-каким, пусть и осторожным, филологическим прогнозам. Прежде всего, их потенциал содержится в самом поэте, в его существе.
Как поэт-философ Тубольцев стоит перед двумя возможностями: или юродивый мудрец, каковым являлся Сократ, гениальный парадоксалист, или, напротив, основатель стройной системы, каковым являлся величественный Платон. В китайской философии означенной диаде соответствует, с одной стороны, насмешливый Лао Дзы, создавший китайскую систему умудрённого минимализма, с другой — серьёзный Конфуций, наставник публики.
Не приходится и говорить о том, что у Тубольцева не два направления, их неизмеримо больше, выше были обозначены лишь крайние полюса, на которые может быть ориентирована абсурдософия Тубольцева. Между этими крайностями — Сократ и Платон, Лао Дзы и Конфуций — прослеживается неисчерпаемое множество градаций. «Дорогою свободной / Иди, куда влечет тебя свободный ум», — некогда напутствовал Пушкин всякого поэта. Любопытно, что давая поэту атрибут ума, а скажем не сердца, Пушкин в данном случае сближает поэта и философа. Дорога Тубольцева — современного нам философа-поэта — свободна. Однако она пролегает между двумя полюсами, о которых было сказано.
В религиозном контексте этим полюсам соответствуют, с одной стороны, подвиг юродства, а с другой — путь преподобного. Но эти два пути не являются взаимоисключающими… Автор этих строк знавал на своём веку православного старца, который вёл строгую жизнь, но бывал насмешлив, порой даже ироничен. Так одному человеку, ведшему весьма разгульную жизнь, он говорил при встрече: «Ну что, пришёл, рожа кирпича просит!». У этого хаотичного человека были на редкость благочестивые родители. Старец шутил: «Удивительно, как у таких нечестивых родителей растёт такой благочестивый сын!». Предваряя исповедь, старец говаривал: «Грешники, грешники, идите ко мне, а то мне одному в аду скучно будет!».
Казалось бы, сказанное о старце-шутнике не имеет отношения к поэту Юрию Тубольцеву, но на самом деле имеет. Вселенная Кафки и Беккета — мир тотального абсурда — от обратного взывает человечество к своего рода радикализму. Для того, чтобы преодолеть всемирный абсурд нужна хотя бы доля святости, а не только гениальность. Вот почему и творчество нашего современника Юрия Тубольцева порождает некоторые религиозные ассоциации, религиозные параллели.
Они знаменуют бесконечность путей-дорог, которые простираются перед поэтом Тубольцевым. Его будущее является не только светлым и целительным, но также — живым и многообещающим. Юрий Тубольцев — новое, свежее, талантливое явление на русской поэтической сцене.

(с) Василий Геронимус, кандидат филологических наук, член Российского Союза профессиональных литераторов (РСПЛ), член ЛИТО Московского Дома учёных, старший научный сотрудник Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина (ГИЛМЗ, Захарово-Вязёмы).

Жизненный пост

Зачастую, оказывая помощь другим людям, например, финансовую, мы упускаем из виду собственные мотивы и то, чего ожидаем взамен. Такая неосознанность делает нас уязвимыми: наша доброта может быть цинично использована алчными людьми в корыстных целях. Результатом становится глубокое разочарование и ощущение обманутости, ведь наши благие намерения становятся лишь средством для чужой выгоды.

Это явление коренится в контрасте между искренностью и доверчивостью одних и эгоистичной хитростью других. Люди, склонные к манипуляциям, целенаправленно эксплуатируют доброту и наивность, не считаясь с чувствами тех, кому причиняют вред. Они мастерски играют на доверии, оставляя после себя боль и чувство вины за собственную, как им кажется, недостаточную бдительность.

Допустим, вы общаетесь онлайн с Дианой, и вам хочется сделать ей небольшой приятный сюрприз — например, пополнить баланс её телефона на 200 рублей. Но стоит ли? Ведь вы практически ничего не знаете о Диане, ваши отношения только зарождаются, и существует риск, что она вас разочарует. Такие спонтанные проявления щедрости к незнакомцам, без должного понимания ситуации, могут обернуться разочарованием. Мы часто действуем импульсивно, не задумываясь о потенциальных последствиях наших добрых поступков. Возможно, сама жизнь устроена так, что нас постоянно подталкивают к подобным рискованным жестам, даже если на то нет веских оснований. Вопрос стоит в том, насколько оправдано такое проявление доброты на ранней стадии знакомства и существуют ли какие-то гарантии того, что этот жест не будет воспринят неправильно или использован в корыстных целях. В конечном счёте, решение о пополнении мобильного счёта Дианы должно основываться на взвешенном анализе рисков и потенциальной отдачи, а не только на желании быть милым и приятным.

Фундаментальная причина этой проблемы — дисбаланс в обществе таких качеств, как честность, доброта, наивность и хитрость, а также умение одних использовать других. Это неизбежно порождает негативные последствия для тех, кто попадает под эту эксплуатацию. Поэтому крайне важно помнить: доброта должна быть осознанным выбором, а не слепым доверием, игнорирующим возможность злоупотребления.
© Айдар Замальдинов

Так говорил Достоевский, и так говорил психиатр

Так говорил Достоевский, и так говорил психиатр
Так говорил Достоевский (синопсис фильма и романа)
Третья расширенная версия синопсиса
Фильм называется «Новые приключения Раскольникова».
Интеллигентный студент литературного института Максим в свои 19 лет до сих пор девственник, с комплексом неполноценности и ущербности. Максиму кажется, что быть девственником – это какой-то дефект. Его мучает навязчивое слово «никогда», у Максима “юношеский максимализм”. Друг Максима сказал, что он никогда не станет мужчиной. Максим решает, что пора открыть для себя мир большого секса. Максим ставит себе цель пройти инициацию. Но в голове у него резонируют слова друга: никогда, никогда, никогда, ты никогда не станешь мужчиной. В это же время в городе появляется маньяк. Максим хочет стать писателем и, подражая Раскольникову Достоевского, пишет первую строчку своего будущего романа “Сгущались тучи за окном. Сегодня я убил человека.» и забывает про эту строчку.
У Максима в комнате творческий беспорядок и на 23 февраля мама заказывает ему уборку комнаты от клининговой компании. Сотрудник клининговой компании находит в комнате листочек с признанием в убийстве и обращается в полицию.
Следствию нужно спровоцировать Максима. Следователь начинает подсылать к Максиму для знакомства девушек, чтобы проверить, не маньяк ли он.

Но каждый раз Максима спасает Полина, дочка следователя, которая появляется не вовремя. Полина учится на Юрфаке и хочет перевестись в школу полиции, но отец говорит, что из нее следователь никакой, лучше сиди юристом в корпоративной компании. – Ты никогда не станешь следователем! – говорит отец Полине. У Полины комплекс неполноценности и юношеский максимализм, у нее в голове резонирует фраза: Ты никогда, никогда, никогда не станешь следователем! Полина хочет доказать отцу, что она хороший следователь, и берет первое попавшееся дело, и им оказывается дело Максима. Если Полина не распутает дело и не переведется в Школу Милиции, ее отчислят из юридического института. Инспектор по учебной части друг отца, он готов ее перевести, но без одобрения отца это не готов, ей надо доказать отцу, что она хороший следователь.

Следователь переехал в Москву из другого города, и его старые друзья ему сказали: Ты никогда не сделаешь карьеру в Москве. У следователя возник комплекс неполноценности, и он должен продвинуться по службе, раскрыв дело маньяка. У следователя в голове резонирует фраза: ты никогда, никогда, никогда не сделаешь карьеру в Москве. Следователь хочет доказать всем своим друзьям, что он может быть высокопоставленным служащим в Москве. У следователя комплекс неполноценности и мания величия.

В литературном институте объявляют конкурс эротических романов. Из одного писателя сделают звезду и дадут большую премию. Максим ведет подкаст в прямом эфире, читая главы своего романа и выкладывая этот роман по главам в интернете. За подкаст Максим платит деньги, он взял на это кредит, рассчитывая получить премию за роман. Либо Максим выиграет миллион, отдаст кредит и станет знаменитым писателем, либо безвестность и долги.
— Ты никогда не отдашь кредит! – сказал друг Максиму.
У Максима в голове резонирует фраза: Ты никогда, никогда, никогда не отдашь кредит. Максиму обязательно надо выиграть конкурс на эротический роман.
— Ты никогда не станешь знаменитым писателем! – сказал друг Максиму.
У Максима в голове резонирует фраза: Ты никогда, никогда, никогда не станешь знаменитым писателем! – Максиму надо выиграть конкурс и стать знаменитым писателем.
Для консультации по написанию романа Максим ходит сразу к двум сексологам, мужчине и женщине. Оба сексолога стыдят Максима, что тот девственник. Женщина-сексолог спорит с Максимом на новую модель Айфона, что и через год он также будет девственником.
Однокурсники записали разговоры Максима с сексологом-женщиной и с сексологом-мужчиной и слили эти записи в интернет и опозорили его на весь интернет, выложили информацию, что он пишет свои эротические романы через опыт сексологов, а сам девственник. Также они его опозорили, что он зачем-то ходит сразу к двум сексологам, мужчине и женщине.
Так как в борьбе за эту премию однокурсники слили в интернет записи разговоров с сексологами, что он девственник, Максиму нужно доказать, что это не правда. Комментаторы говорят: мы слушаем его подкаст и его романы, а он ничего про секс не знает и начинают от него отписываться. Однокурсники ему портят реноме, чтобы тот не выиграл премию. На кону будущее Максима, его карьера писателя и возможность отдать кредит.
Максим спорит с друзьями, что докажет всему интернету, что он не девственник. Для этого Максиму нужно снять порно-ролик, как он занимался сексом и слить этот ролик в сеть. Максиму нужно доказать миру что он герой-любовник и как будто случайно в сеть слили его сексуальную жизнь.
Максим ищет девушку, которая согласится с ним сняться в порно. Но порно-актрис он боится, это должна быть реальная девушка. За деньги он не хочет, это унижает его личное достоинство. Максим знакомится с разными девушками и каждый раз ему мешает Полина и случаются смешные истории. Максим с Полиной постоянно попадают в нелепые ситуации.
Максим знакомится с девушкой Ольгой и приглашает ее в гости.
Вместо Ольги на свидание приходит Полина.
Полина влюбляется в Максима и хочет его соблазнить, но врет, что она девственница. Максим не хочет вступать в отношения с девственницей.
У Максима комплекс. Он боится девственниц. Полина врет, что она девственница, потому что ей доставляет удовольствие строить из себя недотрогу и неопытную девушку. Она так повышает свою цену в глазах Максима.
Я никогда, никогда, никогда не буду спать с девственницами, — резонирует в голове Максима.
Максим не верит друзьям, но и Полину считает еще недостаточно серьезной девушкой, относится к ней просто по-дружески. Полина активно пытается его соблазнить.
Максим знакомится еще с одной девушкой Дашей и приглашает ее к себе в гости. Но опять вместо нее приходит Полина.
— Откуда ты знаешь, что у меня свидание? – спрашивает Максим.
— Я все про тебя знаю! – говорит Полина и пытается сделать так, чтобы свидание с ней закончилось постелью.
Максим не поддается на провокации Полины, но понимает, что Полина намерена ему мешать знакомиться с девушками.
Полина понимает, что Максим не маньяк и что отец идет по неправильному следу. Она отрабатывает его контакты. Она появляется в тех местах, где есть Максим, чтобы отработать его контакты. Полина решает доказать отцу, что Максим не маньяк потому-то, потому-то, а для этого она строит из себя фанатку Максима, потом влюбляется в него, а потом понимает, что он не маньяк.

А следователь подсылает Максиму для знакомства новых подставных девушек. Следователь, чтобы сделать первый удачный шаг в карьере в Москве, решает вложить в дело Максима свои деньги и сам оплачивает услуги подставных девушек.
Максим записывается в школу танцев, чтобы найти там девушку, но в школе танцев опять оказывается Полина.
Полина Максиму постоянно звонит и приходит к нему в гости без предупреждения, когда он планирует пригласить других девушек. «Ни с тобой, ни без тебя» — говорит фразу из французского фильма о своих отношениях с Полиной Максим.
Вдруг оказывается, что Полина подписчик подкаста Максима и его фанатка, считающая Максима секс-гуру.
Полина признается Максиму, что она не девственница и соглашается с Максимом сняться в порнофильме, а Максим понимает, что он не готов в первый раз свою любовь и свою любимую женщину раздевать под камеру.
Максим так и не снимает порно-ролик, доказывающий, что он ведет половую жизнь и ничего не доказывает своим подписчикам. Конкурс на лучший эротический роман Максим тоже проигрывает.
Но компромат друзей, наоборот, играет на руку Максиму, у него миллионы просмотров в интернете, он зарабатывает деньги на монетизации своих каналов и отдает кредит, потому что его подкаст выиграл в конкурсе молодежных радиопрограмм. Роман Максима хорошо покупают, Максим становится знаменитым писателем и ему заказывают еще один роман.
Тут Максим вспоминает про свою первую строчку романа «Я убил человека» и решает его дописать. Полина узнает, что Максим не убивал человека, а его признание было первой строчкой его романа и говорит об этом отцу.
— Но мы все-таки должны найти маньяка! – возражает отец.
Вдруг оказывается, что маньяков два. Это оба сексолога: мужчина и женщина. У мужчины-сексолога врожденная импотенция, он через своих клиентов получает сексуальный опыт.
Мужчина сексолог-маньяк провоцирует всех своих клиентов ставить нереальные цели, внушая им установку: “ты никогда, никогда, никогда не достигнешь этого” и спорит с ними на Айфоны, а, если клиенты не отдают ему Айфоны, он их убивает. Об этом узнают, когда Максим отказывается отдать мужчине-сексологу проигранный Айфон и сексолог пытается убить Максима, зайдя в его квартиру и толкая его с десятого этажа, но в этот момент приходит Полина и удерживает Максима от падения.
И женщина-сексолог тоже – сексуальный маньяк. Она влезает в голову мужчинам и через них совершает провокации. Женщина-сексолог тоже всех своих клиентов сбрасывает из окна. Шаги обеих сексологов все время вели Максима к подставе. У Женщины-сексолога авторский метод, она говорит всем своим клиентам: я после своего 20 летнего опыта в сексологии понимаю, что некоторых людей надо просто взять на слабо: мой терапевтический метод. И она соблазняет Максима и начинает его подталкивать к окну. Тут Максим догадывается, что она тоже маньячка и обращается в полицию. Таким образом обезвреживается и второй маньяк-сексолог.
Таким образом обезвреживают сразу двух маньяков-сексологов, мужчину и женщину.
Отец соглашается, что у Полины есть розыскной талант и разрешает Полине поступить учиться на следователя. Дело закрывают. Следователь получает премию и продвижение по службе и делает карьеру в Москве.

— Никогда не участвуй в конкурсах, если ты правда великий писатель, — говорит друг Максиму. И Максим решает больше никогда не участвовать в конкурсах.
— Никогда ни с кем, ни на что не спорь! – говорит друг Максиму. И Максим решает больше никогда ни с кем, ни на что не спорить.
— Никогда не говори “никогда” — говорит Максиму Полина.
И Максим решает написать новый роман-бестселлер с названием “Никогда не говори “никогда”.

************

Так говорил психиатр
Куда бы ни шёл гений, он на пути к психиатру.
Психиатр подошёл к морю, и море успокоилось.
Агрессия в генах, — сказал Чебурашка, выучившись на психиатра.
Опять закат закатило, — сказал солнцу психиатр.
Психиатр успокоил море, и оно стало болотом.
У психиатра в курятнике все курицы считают себя птеродактилями.
А вам я никак помочь не могу, у вас вместо мозгов дырка — сказал бублику психиатр.
У вас не мания величия, а нормальные амбиции, — сказал психиатр и взял тридцатикратную плату за приём.
Золотая рыбка, услышав мои сокровенные желания, сказала, что сначала оплатит мне психиатра.
Всегда найдётся, о чём рассказать своему психологу, и что скрыть от психиатра.
Лучшее сотрудничество гения — это сотрудничество с психиатром.
Психиатр понимает гения как никто другой, он их насмотрелся достаточно.
Психиатр перестал работать психиатром, когда понял, что ему самому нужен психиатр.
Психиатр хотел поставить диагноз эху, но эхо поставило диагноз психиатру.
(с) Юрий Тубольцев

Слепота как неформальное алиби

Солнце сквозь заляпанное окно камеры било прямо в глаза. Илья моргал, пытаясь сфокусировать взгляд на лице адвоката. Седого, уставшего, но с какой-то странной, сочувствующей искоркой в глазах.

«Илья, поймите, ситуация… деликатная. Против вас косвенные улики, но их много, и они создают впечатление преднамеренного, заранее спланированного действия.» Вы же в парке гуляли на озере! А потом притворялись что любите Жанну, всем названивали, проверяли, знают ли они, что Вы гуляли в парке?

Илья молчал. Какие улики? Какие действия? Он просто любил Жанну. Или, как теперь ему говорили, думал, что любил.

«Вспомните Клару Васильевну, вашу общую знакомую. Она намекала вам, что вы слишком часто звоните Жанне и всем ее знакомым. Что она считает, что вы таким образом проверяете, не «зажопили» ли вас?» Адвокат поморщился. «Ваши же слова, Илья.» Вы проверяли, знают ли другие люди о Вас те подробности, которые они не могли знать!

Илья нахмурился. Клара? Звонки? Он просто хотел поговорить с Жанной. Услышать ее голос. Рассказать, как прошел день. Но «зажопили»? Что это вообще значит?

«Тогда, Илья, вы промолчали. Не смогли объяснить. Сейчас вам нужно объяснить. Иначе… иначе все плохо.»

Илья почувствовал холод внутри. «Я… я не знал, что ответить. Я просто… не понимал, о чем она. Если бы вы спросили меня тогда, я бы сказал, что не звоню, чтобы кого-то проверять. Я просто…»

«Просто что, Илья? Просто любили? Этого недостаточно. Вам нужно алиби, Илья. Алиби для ваших мыслей, для ваших действий.»

И тут Илью осенило. «Я… меня со школы много раз предупреждали! Меня предупреждали, что мои чувства слишком сильные, слишком наигранные. Что я все преувеличиваю. Я к этому привык. Я ничего не проверял. Я просто… ничего не заметил!»

Адвокат вздохнул. «Хорошо, Илья. Это лучше, чем ничего. Но нам нужно больше. Нам нужно показать, что вы действительно были слепы к этим сигналам.» Вы правда были слепы к предупреждениям?

И тут подключился второй адвокат, молодой, но цепкий. «А помните, Илья, эту мысль, которую мы обсуждали? Что, возможно, вы любили не саму Жанну, а свои подарки ей? Что вам важен был ваш вклад в нее, а не она сама?»

Илья вздрогнул. Эта мысль была как заноза в сердце. «Я думал об этом так! Да, я хотел, чтобы ей было хорошо. Я хотел дарить ей радость. Но это же… нормально, когда любишь!» Но были и такие мысли, что я люблю не ее саму, а свои подарки к ней. Свой вклад в нее.

«Нормально. Но прокурор будет использовать это против вас. Он скажет, что вы покупали ее любовь, а когда она попыталась вырваться из-под контроля, вы…»

«Я ничего не делал!» – закричал Илья. «Я ее любил!»

«Вот-вот, Илья. Любили. Но нам нужно доказать, что эта любовь была слепой, искренней, а не манипуляцией.»

И тут Илья вспомнил. Яркую, врезавшуюся в память сцену из старого фильма. Ужин с родителями. По телевизору – мелодрама, где мужчина унижался, выпрашивал любовь у женщины.

«Помню!» – воскликнул Илья. «Я помню! Я тогда подумал: ‘Я никогда не буду так делать. Это унизительно, это неправильно.’ Я никогда не буду клянчить любовь.»

Он посмотрел на адвокатов. «Значит, я… я ничего не заметил! Если бы я был манипулятором, если бы я хотел ее контролировать, я бы знал, как это делать! Но я не знал! Я просто следовал своему принципу – никогда не унижаться.»

Адвокат кивнул. «Вот, Илья! Это то, что нам нужно. Это ваше алиби. Вы были слепы. Слепы из-за своей наивности, своей упрямой веры в любовь, своей неспособности к манипуляциям.»
Вы не заметили, как Вас предупреждали, и ассоциировали себя с героем из фильма, который клянчит любовь, думали что любите не Жанну, а свои подарки к ней, значит Вы не претворялись – это неформальное алиби. Подытожил адвокат.
— А еще Вы, наверняка, сравнивали себя с Рогожиным из Достоевского, у которого была любовь-ненависть, Достоевский же Ваш любимый писатель, значит Вы правда любили, а не притворялись!
— Нет, про это не надо! У Рогожина нож был!
— Ладно, аналогии с Рогожиным делать не будем!

В глазах адвоката мелькнула надежда. «Теперь нам нужно убедить в этом присяжных.»

Илья откинулся на спинку стула. Он ничего не знал наверняка. Он любил Жанну, и это было все, что он знал. Он просто любил. И теперь это была его единственная защита. Защита от обвинений, от презрения, от самой вероятности того, что он, возможно, действительно чего-то не замечал, чего-то не понимал. Что, может быть, он и правда был слеп. Но слеп от любви, а не от коварства. И эту правду ему предстояло доказать.
Адвокат открыл дело, на первой странице лежало признание Ильи «Я убил человека».
— Фу! Достоевщина! – засмеялся адвокат и вздохнул.
А Илья про эту бумажку забыл. Ему ее не показывали. Суд знал, что Илья хотел быть писателем и написал первую строчку своего романа, подражая Достоевскому — «Я убил человека» — но Илья должен был вспомнить об этом сам.
(с) Юрий Тубольцев

Игорь Фунт Рецензия на одностишия Юрия Тубольцева

igor_funt
Игорь Фунт
02.07.25 в 09:02
IMHOCH
Философ-короткослов, император неясных императивов, шахматист
Абсолютно разгромная рецензия на сборник одностиший Юрия Тубольцева «Как ни крути, а ты всегда на полпути»

Сей представляемый на суд публики сборник — это лаконичный, но ёмкий взгляд на (непростой) мир через призму лёгкой иронии, бескрайних парадоксов и философской, не отягощённой футуро-заумствованиями, рефлексии. Гениальной, причём, рефлексии-то… Каждая строка в тексте — законченная мысль литературного обжоры Гаргантюа, мини-афоризм добродушного великана с Прозы.ру Пантагрюэля, которые у кого-то вызовут улыбку, заставят задуматься или даже могут раздражать своей дерзкой прямотой: фи-и-и… — я даже вижу недовольные ухмылки тонущих в бушующем шторме графомании (некоторых) альтерлитовцев.

Юрий Тубольцев как неутомимый Стаханов работает в шахте (зачёркнуто)… в жанре одностиший (моностихов), где важна не только смысловая насыщенность, но — великолепная игра слов, ритм, мелодия нетронутого изморосью ненависти мозга, нежданные повороты мысли: медленно бредущей в лабиринтах доброты, и только доброты. Его строки балансируют меж постмодернистским сарказмом Гёделя, классической афористичностью Куприна и мамлеевским метареализмом…

*

Темы сборника разнообразны до куртуазности, оригинальны до изжоги от стихов Веры Полозковой и Ах Астаховой:

Творчество и искусство:

«Вселенная пуста без чёрного квадрата»,

«Путь гения лежит через тупик».

Любовь и отношения:

«Без всяких «но» любовь возможна лишь в кино»,

«Барышни! Любовь травмоопасна».

Философия и самоирония:

«Не знаю я, где верх — где низ, да, я, да, я — постмодернист!»,

«Нет, я не Юра, я — карикатура…».

Социально-важные наблюдения:

«Холуй в России больше, чем холуй»,

«На Руси, кто живёт без великих идей, тот злодей».

*

Вполне можно похвалить неразборчивое дарование Ю.Тубольцева по следующим сугубо научным критериям:

Остроумие и лаконизм — Тубольцев умеет упаковывать большие, очень большие идеи в одну строку.
Игра с культурными кодами — отсылки к Гёте, Достоевскому, Малевичу: «Чёрный квадрат — для мыслителя красная тряпка».
Смешение высокого и низкого — рядом с философскими размышлениями вдруг возникает: «Съешь колбасы, чтоб выросли усы». [Да это прямо-таки Платонов во плоти! — ред.]

В образе Басё… Хотя по стилистике он давно обогнал старика.

*

Стив Хокинг даже Эйнштейна порой ругал за недостаточное раскрытие гравитационных парадоксов, отчего бы и нам не поругать, точнее, малость похулить пусть и великого, но ещё только ищущего, идущего вперёд будущего гиганта — классика одностиший, эпиграмм и задорных диско-танцев. [Для тех, кто не в курсе, скажу, что Ю.Тубольцев — лучший яндекс-танцор на портале Дзен. Правда, я же его и сделал таковым, но тем не менее…] Поругаем и мы…

Изрядная неравномерность движения — не все строки одинаково сильны, некоторые кажутся нарочито провокационными или поверхностными: движухи нет.
Повторы, повторы… — эх, темы искусства, абсурда и социальной сатиры иногда циклично возвращаются без развития: варясь сами в себе, крутясь как в стиральной машине без толку, нагнетая ненужный словесный экстремизм в никому не нужные мысленные дебри, зияющие пустотой.

И на прощание…
Итак, провокационный до внезапной кишечной слабости вывод. Юрий Тубольцев, Гаргантюа и Пантагрюэль в одном флаконе, создал сборник, который можно читать с разных ракурсов: как ироничный дневник современного мыслителя навроде Бердяева, не меньше, как сборник (практически волошинских) афоризмов для соцсетей или даже как манифест поэтического минимализма: Андрей Белый! Оценка: 8/10. Рекомендуется тем, кто действительно, без балды, любит короткие, но ёмкие тексты в духе Хармса, Жванецкого или даже Витгенштейна: помните его мысль, сказанную и живущую «вне этого мира»? Читать Тубольцева лучше порционно, чтобы не утонуть в… неиссякаемом потоке парадоксов: «Не смей беспечно тыкать в вечность». — Но Тубольцев делает это с изяществом: и тычет и тычет, и тычет и тычет… Гигант, в общем.

И да… Юра шепнул мне на ушко по секрету, что обыгрывает компьютер в партию «Гамбита Эванса» за шесть минут. Что лишь добавляет ещё один квази-штришок к его всё расширяющемуся и расширяющемуся, как бесконечная вселенная Хокинга, блестящему резюме! — Которое он рано или поздно выложит на суд дорогого — и обязательно умного — читателя.