Важно не просто самому выигрывать какие-то конкурсы и призы. Важно видеть, как побеждают и добиваются поставленной цели, идущие рядом с тобой, дышащие с тобой одним воздухом, воздухом, насыщенным переменами. Важно варится в этом котле со своими единомышленниками и современниками во времена литературного подъема в России. Важно видеть в реале на деле, как рядом с тобой, рука об руку, поднимается и крепнет новый пласт литературы. Как появляются новые имена. Новые произведения. Новые направления. И самое главное – новый виток интереса к литературе, жажда чтения у людей.
В эру новой литературной революции.
Это наше время.
Наша эпоха.
Наше становление.
Мы — реаниматоры Литературы.
Мы – ее перегной».
Наивно? Романтично? Несколько пафосно?
Возможно.
Но дело в том, что действительно так считаю. И искренне в это верю.
И прекрасно знаю, что многие со мной не согласятся, сказав, что всё это – лишь красивые слова. И, уж, тем более, очень-очень немногие согласятся считать себе этим самым перегноем для будущих великих имен. Полагая (вслух или про себя), что они-то и есть — эти самые имена.
А закончить свой стихийно вырвавшийся на свободу монолог старым анекдотом в тему:
«К одному бездарному писателю явился Сатана и говорит:
— Ты плохой писатель и уже никогда не напишешь ничего хорошего, но я могу
помочь тебе! Ты будешь писать по 5 романов в год в течении 5 лет и каждый из
них станет бестселлером и будет напечатан миллионным тиражом. Но за это погибнут
все твои родственники. Не торопись отвечать, подумай… Завтра я приду за
ответом.
С этими словами он исчез.
Писатель остался и стал думать…
— Так! Значит, я буду писать по 5 бестселлеров в год на протяжении 5 лет, и
каждый из них выйдет миллионным тиражом. Но погибнут все мои родственники.
— Еще раз… Значит, за 5 лет я напишу 25 романов, и каждый из них станет
бестселлером и разойдётся миллионным тиражом. Но погибнут все мои родственники.
Чёрт! На чем же он хочет меня подловить??? В чём тут подвох?!»
И вот с этой лёгкой улыбкой я отправляюсь знакомиться со второй частью редакторской колонки, с позицией заведующего отделом поэзии данного ежегодника Алексеем Лебедевым.
Итак.
«О кольце всевластия и премии «Молодой Петербург».
Прочитал.
Ну, что я могу сказать? Я согласен с Алексеем во многом. Особенно относительно редакции произведений. Единственно, что нет во мне его здорового пессимизма, напора и агрессии (которую он пытается несколько смягчить пафосом и некоторой долей самоиронии).
«Мы не верим, что вас можно исправить, что вы также проникнетесь тайной магией, потому что для этого нужно страдание и сомнение, а вы уверены в себе…». А я верю. Притом, без какого-либо напряга. Те, кто захотят расти, как поэты, как творческие единицы – неизбежно придут к институту редактуры. А те, кто не захотят – сойдут на нет и канут в лету. Это естественный и закономерный процесс. И никуда от него ни тем, ни другим не деться.
«Вы даже мысли о собственных ошибках не допускаете, все, что высказано вами в стихах, единственно, потому что верно, так или никак…» Допускают, Алексей… допускают. И не только допускают, но и знают о многих своих косяках и прогибах. Просто, многие из них торопятся сделать себе какое-никакое имя. У кого-то получится получить это временное имя, у кого-то – нет. Из тех, у кого получится, кто-то успокоится и пойдёт дальше ремонтировать квартиры, копать картошку и вязать макраме. Этим уже будет, что рассказать своим внукам о «гремевшем некогда поэте», а большего им и не надо. Другие же пойдут дальше, к настоящим высотам, к настоящему имени в литературе. И, вот, здесь-то им и не избежать, в конечном итоге, потребности редактуры, её необходимости.